«Гипотеза чистоты гамет. Анализирующее скрещивание»
Урок по теме: «Гипотеза чистоты гамет. Анализирующее скрещивание»
Цель: Сформировать знания о «анализирующем скрещивании», о значении законов наследования для развития сельского хозяйства и медицины.
Задачи:
Образовательные: сформировать знания о сущности и причинах неполного доминирования;
Развивающие: развивать у учащихся логическое мышление, интеллектуальные, творческие способности.
Воспитательные: продолжить нравственное, гигиеническое воспитание, доказывая опасность наркотиков, алкоголя и курения на наследственность.
Оборудование:
Интерактивная доска, презентация, flash-анимации, карточки, фломастеры, жетоны.
План урока:
- Мотивационный момент
- Изучение новой темы
- Закрепление темы ( задачи)
- Групповая работа
- Игра «Генетический бой»
- Работа с карточками
- Работа со слайдами
- Итоги урока (контрольные вопросы)
- Домашняя работа
Ход урока:
- Мотивационный момент:
Психологический настрой на успешную работу. Знакомство с темой, целью и ходом проведения урока.
- Опрос домашнего задания:
Мозговой штурм:
- Что изучает генетика? (Закономерности наследственности и изменчивости.)
- Отцом генетики считается? (Г. Мендель)
- С каким растением работал Г. Мендель? (горох)
- Почему для своих работ Мендель выбрал именно горох? (самоопыляющее растение).
- Какой вид гибридологического анализа использовал Мендель? (моногибридное скрещивание).
- Что такое моногибридное скрещивание? (при котором родительские особи отличаются друг от друга по одной паре признаков).
- Сформулируйте первый закон Менделя? (закон единообразия первого поколения).
- Сформулируйте второй закон Менделя? (проявление во втором поколении доминантных и рецессивных генов).
Построение диаграммы:
Ребята, давайте с вами вспомним первый и второй законы Менделя и изобразим эти законы в виде диаграммы (одной группе столбчатая диаграммы, другой – круговая).
Задача:
- Какая окраска шерсти у кроликов доминирует?
2. Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения по признаку окраски шерсти?
3. Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?
III. Изучение нового материала:
Для объяснения сути первого и второго законов Г. Мендель предложил гипотезу чистоты гамет. Согласно закону расщепления во втором поколении наряду с доминантными признаками в фенотипе проявились и рецессивные признаки. Это указывает на то, что в первом поколении в состоянии гетерозиготы рецессивные гены, определяющие признаки, не исчезают, а сохраняются без изменения. В таком случае аллельные гены гетерозиготных организмов (Аа) никогда между собой не соединяются и не конъюгируют. Мендель данное явление назвал гипотезой чистоты гамет. Впоследствии она была доказана в результате цитологических исследований.
Знание законов наследования, открытых Менделем, имеет большое значение для развития сельского хозяйства и медицины. Ученые, создающие новые породы домашних животных и сорта культурных растений, подбирают родительские пары с учетом доминирования признаков, их расщепления в F2,независимого распределения. Им необходимо знать, гомо- или гетерозиготные организмы отобраны для селекционной работы. Можно ли быть уверенным, что исходные формы гомозиготны, если мы знаем лишь их фенотипы? Например, для посева вы взяли желтые семена гороха, — а какой они имеют генотип? Как узнать его? Для этой цели используют метод анализирующего скрещивания — скрещивание исследуемой особи с рецессивной исходной формой. Так, растение гороха, выросшее из желтых семян с неизвестным генотипом, скрещивают с растением, полученным из зеленых семян с известным генотипом. Так, как все половые клетки гомозиготного рецессива несут рецессивный ген (а), то характер расщепления в потомстве по фенотипу будет соответствовать качеству гамет исследуемого родителя. Если в потомстве анализирующего скрещивания отношение желтых и зеленых горошин будет 1:1, значит, генотип исследуемого родителя гетерозиготный (Аа). Если в потомстве все семена гороха имеют только желтую окраску, то исследуемый родитель гомозиготен (АА) (анимация 1).
Из этих примеров видно, что особи, гомозиготные по доминантному гену, расщепления в F1 не дают, а гетерозиготные особи при скрещивании с гомозиготной особью дают расщеплении уже в F1.
Если гетерозиготные гибриды первого поколения имеют одинаковый фенотип и похожи на одну из родительских особей, то в этом случае имеет место полное доминирование. Расщепление во втором поколении по фенотипу 3:1.
Доминантный признак не всегда полностью подавляет рецессивный, поэтому возможно появление промежуточных признаков у гибридов. Это явление получило название неполное доминирование. Во втором поколении расщепление по фенотипу и генотипу совпадает и равно 1:2:1.
Так, например, при скрещивании двух чистых линий ночной красавицы с красными и белыми цветками первое поколение гибридов оказывается розовым. Происходит неполное доминирование признака окраски, и красный цвет лишь частично подавляет белый. Во втором поколении расщепление признаков по фенотипу оказывается равным расщеплению по генотипу.
У человека неполное доминирование проявляется при наследовании структуры волос. Ген курчавых волос доминирует над геном прямых волос не в полной мере. И у гетерозигот наблюдается промежуточное проявление признака — волнистые волосы.
Иногда расщепление признаков во втором поколении может отклоняться от ожидаемых (3:1 — при полном доминировании, 1:2:1 — при неполном доминировании) результатов. Это связано с тем,что в некоторых случаях гомозиготы по одному из признаков оказываются нежизнеспособными. В этом случае говорят о летальных генах. Один ген может оказывать влияние на другие признаки, в результате чего снижается работоспособность. Например, серые каракульские овцы, гомозиготные по доминантному признаку серой окраски, погибают после рождения из-за недоразвития желудка. Другим примером доминантного летального гена является брахидактилия у человека ( укороченные пальцы). Гомозиготы по данному гену погибают на ранних стадиях развития зародыша, а признак проявляется только у гетерозигот (анимация 2).
Примером рецессивного летального гена является ген серповидно — клеточной анемии у человека. В норме эритроциты человека имеют форму двояковогнутого диска. При серповидно — клеточной анемии они приобретают вид серпа, а физиологический эффект выражается острой анемией и снижением количества кислорода, переносимого кровью. У гетерозигот заболевание не проявляется, эритроциты тем не менее все же имеют измененную форму. Гомозиготы по этому признаку в 95% случаев гибнут в раннем возрасте из — за кислородной недостаточности, а гетерозиготы вполне жизнеспособны.
- Решение задач на анализирующее скрещивание и промежуточное наследование (анимация 3).
- У кур чёрная окраска оперения доминирует над белой. Все гетерозиготы имеют голубую окраску оперения. Какое получится потомство по окраске оперения, если голубых кур скрестить с белыми петухами? А если голубых – с чёрными? Дайте объяснение.
- Потомство лошадей белой и гнедой (бурой) мастей всегда имеет светлую золотисто – рыжую окраску. У двух золотисто – рыжих лошадей появились жеребята: белый и гнедой. Определите генотипы упомянутых животных.
- У собак короткая шерсть доминирует над длинной. Охотник купил собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов длинной шерсти. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки? Составьте схему скрещивания. Какой должен быть результат, если собака чистопородная?
.
- IV. Закрепление темы:
А) Работа с книгой:
- Как можно объяснить следующие явления? При скрещивании голубых андалузских кур в потомстве не были получены чистые родительские признаки, а появились цыплята с черным, белым, голубым оперением.
- У человека рецессивным является ген глухоты, наследственного заболевания. Глухой мужчина женится на женщине с нормальным слухом. Их ребенок хорошо слышит. Можно ли определить генотип матери и ребенка?
- Пятипалая женщина вышла замуж за шестипалого мужчину. Каков будет генотип и фенотип у их детей? Ген полидактилии (многопалости) у человека является доминантным?
- Определите генотип наследования окраски цветков у растений ночной красавицы гибридов второго поколения.
В) Фронтальный опрос:
- В чем заключается практическое значение анализирующего скрещивания?
- Почему при анализирующем скрещивании одна из родительских особей обязательно должна быть гомозиготной по рецессивной аллели данного гена?
- Является ли достаточным для формулирования каких- либо выводов при анализирующем скрещивании получение всего лишь одного потомка-гибрида первого поколения? Если достаточно, то в какой ситуации?
- Почему при промежуточном наследовании расщепление по фенотипу и генотипу совпадает?
Выводы урока.
1.Знание законов моногибридного скрещивании позволяет решать не только теоретические, но и практические задачи (например, в области сельского хозяйства)
- Анализирующее скрещивание позволяет определить генотип одного из родителей по фенотипам потомков и с учетом генотипа второго родителя.
- При промежуточном наследовании не наблюдается полного доминирования одного гена.
- Домашнее задание: параграф 21.