Я – специалист. Моя специальность

644

Предмет: Профессиональный русский язык

Тема: Я – специалист. Моя специальность.

 

Цели:

  1. Научить анализировать свои возможности и способности (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности);
  2. Показать значимость в жизни выбранной профессии.

Задачи:

  1. Формирование грамматических навыков.

2.Формирование лексических навыков говорения и чтения

3.Знакомство с новой лексикой.

4.Развивать умения понимать тексты, диалоги.

5.Содействовать воспитанию интереса к своей профессии.

 

Методы:

Словесные: беседа, диспут

Наглядно-демонстрационные: использование презентации, использование раздаточного материала.

Практические: выполнение упражнений, формирование лексических навыков говорения.

Ход урока

1.Организационный момент 

-Давайте встанем, посмотрим друг на друга и пожелаем удачи. А теперь садитесь и давайте настроимся на хорошую и плодотворную работу!

  1. Проверка домашнего задания

Чтение лучших сочинений «Хороший человек-это…..»

  1. Слово учителя «Я – специалист. Моя специальность»-такова тема нашего урока.Сегодня мы с вами поразмышляем над такими вопросами как: Кто такой специалист,какими качествами он должен обладать? Выполним граммотические задания. Работа будет вестись в группах.Оценивать работу будет компетентное жюри.

Представление групп: Швеи.Портнихи. Модельеры.

4.Словарная работа

Для начала предлагаю вам разобраться в том, чем же отличаются друг от друга слова «профессия, специальность, должность».

— Ребята, как вы считаете, чем они отличаются друг от друга? (ответы учащихся)

Но оказывается не всё из того, что вы перечислили, является непосредственно профессией. Давайте же разберемся, в чем тут дело?

-Откройте, пожалуйста, рабочие тетради и запишите следующие понятия: (1слайд)
Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки (обучения, практики), опыта работы.

Примеры: учитель, инженер, слесарь, врач.

Специальность – это наличие у человека образования и опыта работы в отдельных отраслях, по отдельным видам деятельности.

Примеры: учитель-учитель математики, биологии, пения, швея-дизайнер одежды, костюмер, модельер-конструктор, модистка, технолог ателье. Слесарь-сантехник, автослесарь
врач-терапевт, окулист, хирург, стоматолог

Должность – это служебное положение работника в учреждении или на предприятии, определяющее его обязанности и оплату труда.

Примеры: директор, заведующий, начальник отдела, главный бухгалтер, прораб.

Квалификация – (от латинского слова quails – качество и – facio – делаю)- степень мастерства в конкретной специальности.

Пример: швея 6 разряда, слесарь-инструментальщик 4 разряда, учитель 1 категории.
(Лекция сопровождается показом слайда)

 

 

Каждая группе даётся задание произнести словарные слова на трёх языках.

        Профессия – Кәсіп – Profession 

 Специальность – Мамандық — Specialty  

 Должность — ҚызметOffice

Квалификация  — Біліктілік-Qualification

5.Работа с текстом «Профессия швея». Заполняют таблицу INSERT    (10 баллов)

 

V    Соответствует    моим знаниям + Для меня новое — Противоречит моим знаниям ? У меня возник вопрос
     

Текст                                                                                                                                                    Швея- специалист, по производству изделий из тканей, кожи и других материалов. Из истории: в давние времена, когда первобытные люди носили одежды из звериных шкур, они научились сшивать их с помощью воловьих жил. А первобытная игла представляла собой тонкую, но крепкую, заостренную пластинку из камня. Много позже появились стальная игла и льняная нитка, и на много десятилетий они оставались главным инструментом швеи. С их помощью мастера сшивали куски кожи, меха, ткани. В XVIII-XIX веках появились первые швейные машины. Сначала они выполняли только самые простые операции по сшиванию краев ткани, но постепенно механики вносили в устройство швейных машин все новые и новые усовершенствования. И вот с помощью швейной машины стало возможно не только шить, но и вышивать, обметывать петли, простегивать подкладку и даже пришивать пуговицы. Швея — очень востребованная профессия. Работа для такого человека найдется, как на фабриках, так и на не очень крупных фирмах по производству одежды, даже в ателье — где осуществляется индивидуальный пошив. Швея работает не только по пошиву верхней мужской и женской одежды, спортивной одежды, изделий плательного ассортимента, т.е. в швейном производстве, но и в трикотажном, меховом, валяльно-войлочном, текстильно-галантерейном, такелажном, в производстве головных уборов, участвует в других производствах текстильной промышленности. Плюсы профессии: • Возможность пошить для себя или своих домашних любую понравившуюся одежду. • Может быть источником дополнительного заработка. Минусы профессии: . Многие с большим трудом переносят сильный шум в цехах, из-за чего у них часто наблюдается снижение функции слуха. Также к профессиональным болезням таких специалистов можно отнести и проблемы с позвоночником и глазами.

Обязанности:

Работа сочетает сравнительно простые операции, тарифицируемые по первому и второму разрядам (вывертывание детали, удаление нити временных строчек, вырезание деталей и т.п.), и более сложные операции, выполнение которых требует четвертого или пятого разряда (втачки рукава, соединение воротника с горловиной и др.). Швея может выполнять весь объём работы (швея индивидуального пошива в ателье) или одну из операций (швея-мотористка в крупносерийном производстве  —   в бригаде совместно с закройщиками и портными).
Требования:

Профессиональные качества: знание  видов тканей, их пошивочных свойств, способов их обработки, технологию швейного производства. Она должна уметь подбирать номера игл и нитей, регулировать натяжение нити, высоту подъема лапки и величину ее давления, длину стежка; регулировать скорость машины при выполнении различных видов швов; подготавливать крой к работе, проверять его качество; выполнять различные строчки, соединять детали изделий при помощи швов; осуществлять уход, чистку и смазку машин, устранять неполадки в них.

Личные качества:

Швея должна обладать аккуратностью, творческим подходом, ответственностью, исполнительностью, хорошей памятью. Чтобы стать профессиональной швеей, необходимо быть аккуратной, усидчивой, ловкой, терпеливой, уравновешенной, эмоционально устойчивой и не бояться монотонной и однообразной работы. Специалист должен иметь отличный глазомер, прекрасную координацию рук и хорошее зрение.

Для того, чтобы изделие пришлось клиенту по душе, швее следует иметь художественный вкус, богатое воображение и коммуникативные навыки. Швея должна разбираться в видах ткани и их свойствах и знать технологию швейного производства. Таким специалистам необходимо уметь пользоваться швейным оборудованием и правильно за ним ухаживать, а также устранять мелкие неполадки и смазывать детали.

В начале урока мы провели словарную работу, где вы узнали об отличии слов специальность, профессия, а теперь, полученные знания  примените на практике.

6.Упражнение. Спишите, вставляя слова дело, профессия, специальность и расставляя знаки препинания. Определите, в каких падежных формах они употреблены и в роли каких членов предложения выступают. Сформулируйте общую тему предложений.   (10 баллов)

1.Всякого человека должно судить по его … (М.Сервантес)

2.Величие некоторых … не столько в размерах сколько в современности их. (Сенека).

3.Не столь важно какому именно … вы отдаете предпочтение а важно каких результатов вы добиваетесь. (Э.Сервус).

4.Нет глупых … есть глупые люди.(А.Леру-де-Ленси).

5.Двух вещей очень трудно избежать тупоумия если замкнуться в своей … и неосновательности если выйти из нее.(И.Гете).

7.Задание:

Насколько вы осведомлены о важности выбранной вами профессии, мы узнаем увидев  ваши презентации.

 

  1. Презентация групп о своей специальности (опережающее задание, показ видеороликов).

(10 баллов)

В любой сфере деятельности ,где бы вы не работали везде и всегда важно проявлять только положительные качества человека.

 

  1. Предлагаю вам определить качества настоящего человека словами, начинающимися с букв слова гуманизмглавного принципа нашей жизни. (5 баллов)

( проблему решают самостоятельно)

Г – гармоничный, галантный, героический, гуманный

У –

М –

А —

Н –

И –

З –

М –

чтение предложений нескольких студентов, выбор наиболее точных определений.

С какой целью человек приходит в мир?

                           жить

                           творить

                           служить и т. д.

 

  1. Диспут на тему «Путь, который мы выбираем» (5 баллов)

Какие главные слова в названии темы диспута? (путь, выбираем)

1.Труд. Что это такое? Зачем он нужен?

2.Мотив выбора профессии.

3.Что необходимо для успешной работы.

4.Дело по душе.

 

Конечно, большое счастье  выбрать правильную профессию в своей жизни, но есть и другие понятия счастья и мы познакомимся с ними прочитав стихотворение Киримизе Жанэ

4.Послушайте стихотворение Киримизе Жанэ. Определите, к какому стилю речи оно относится. Выделите в нем выражения образа действия. (5 баллов)

Читает преподаватель.

( текст стихотворения на каждом столе).

 

Счастье.

-Что такое счастье?..                                      Презирать скандал,

С правдой быть в ладу,                                  Накормить обедом,

Малого и старого                                            Кто в пути устал.

Не давать в беду.                                            –Что такое счастье?..

Первым в каждом деле                                  Молодым умом

Подавать пример,                                           Постигать науки

Брать при штурме цели                                  На пути земном.

Точный глазомер!                                           Верить в человечность,

-Что такое счастье?..                                       Коль придет беда,

Строить день-деньской,                                 Чуткость и сердечность

Чтоб остаться долго                                       Проявлять всегда.

В памяти людской

Мирно жить с соседом,

Чтение выразительное стихотворения студентами  Беседа по содержанию.

-Какой вопрос повторяется?

-Как бы вы ответили на этот вопрос?

8.Подведение итогов

Человек  счастлив, если любит свою профессию, т.е.  такой специалист будет работать с большей отдачей, чем тот, который  случайно выбрал эту профессию. Преподаватель по занесённым в оценочный бланк баллов, определяет лучшую группу. Комментирование оценок.

10.Домашнее задание: интервью с родителями, выучить стихотворение.

9.Рефлексия

— Закончите предложение.Урок для меня был………….

Тест «Умеете ли вы работать быстро и внимательно»

 

 

 

 

 

Карагандинская область

г.Жезказган ЧУ «Жезказганский колледж Бизнес и транспорта»

Преподаватель русского языка и литературы Амзина Гулнар Сериккызы