ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА – ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

214

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА – ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Совершенствование профессиональной компетентности, мышления и стиля работы педагога –    феномен    образовательного процесса   в соответствии с изменением понимания роли учителя  и места управления знаниями в контексте  формирования интеллектуального  продукта – конструктивного  и конкурентного человеческого потенциала страны.

В Послании Президента РК Н.Назарбаева «Построим будущее вместе» говорится о том, что качественное образование должно стать основной индустриализации и инновационного развития Казахстана, а также глава государства подчеркивает «Мы намерены полностью обновить содержание профессионального и технического образования».

Развивать свой «человеческий капитал», оказывать прямую поддержку в создании инновационно — образовательных консорциумов для реализации образовательных программ  на качественном эффективном уровне — главная стратегия образования.

Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе.

Педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях поставленных перед ним задач должен обладать необходимым уровнем  профессиональной компетентности и профессионализма.
Нам всем необходимо осознать сегодня, что мы находимся на пике модернизации образовательного процесса, идет активное обсуждение системы ценностей и в качестве приоритетной в равной степени для всех субъектов образования выделяют компетентностный подход.

Компетентностный подход означает для педагогов и обучаемых постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляции и освоения знаний, умений, навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, направленных на формирования личности, способной адаптироваться в условиях социально-политического, рыночно-экономического, информационно-коммуникационного насыщенного пространства.

Проще говоря, школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, т.е. развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетентности, уровень сформированности которых, конечно же, зависит и от компетентности учителя. Именно компетентный педагог обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают  актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения  целей современного образования.

Начнем с раскрытия содержаний основных понятий, ибо, как говорил Рене Декарт: «Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений». Кратко остановлюсь на понятии компетенция, компетентность, профессионализм.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Быть компетентным означает способность (умение) мобилизировать в данной ситуации полученные знания и опыт. Согласно словарю Ожегова, понятие “компетентный” определяется как “осведомленный, авторитетный в какой-либо области”.

Профессионализм — это достижение высоких образцов осуществления нескольких сторон педагогического труда (деятельность, общения, личности педагога).
Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека. Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.

Профессиональная компетентность – это система знаний, интеллектуальных и предметно-практических умений, навыков, привычек, обеспечивающих понимание и выполнение профессиональной   деятельности.    Компетентность представляет единство субстанционального и процессуального, когнитивного и оперативного аспектов. Характеристиками профессиональной компетентности являются: полнота, глубина, системность. Осознанность, прочность, оперативность, как знаний, так и деятельности.   Требования к компетентности, варьируя в зависимости от положения личности в системе разделения управленческого труда в организации, условно подразделяют на две основные группы [2].   Во-первых, называют знания и умения, присущие специфике деятельности учители, обусловленной особенностями предмета труда – информации, знаний по предмету и продукта труда – знаний учеников.

Во – вторых,   способность и предприимчивость в усваивании и использовании и передаче полученной информации, способность к системному восприятию и интерпретации информации, структурированию проблем и методическому поиску их разрешения.

Во-третьих, отмечают умение работать с обучающимися, родителями и управлять собой и временем.

Профессиональная деятельность педагога протекает в условиях высокой ответственности и жесткого дефицита времени, а отсюда высокой плотности действии и решений в единицу времени. Ему приходится формулировать и решать задачи с высокой степенью нестандартности.   Он является «законодателем» знаний, правил, распорядка. «Моделью» подражания, копирования в образовательной среде.

Под моделью (франц. module –образец) – понимается логически созданный образец   педагога, мысленно или письменно отраженная «конструкция» в виде совокупности наиболее общих требований и качеств, отражающих общественно необходимый уровень профессиональной пригодности человека к выполнению функции, требований и качеств, которыми должен обладать учитель новой формации

 

ФУНКЦИИ КОМПЕТЕНЦИИ ТРЕБОВАНИЯ
Менеджер – концептолог 

Контролер –идеолог, Мобилизатор –координатор- генератор идей. Коммуникатор, политик, защатник

ЗНАНИЯ: общие, специальные 

КУЛЬТУРА

ДУХОВНОСТЬ

 ЭРУДИТ  

Пригодность, подготовленность, работоспособность 

 нравственная политическая установка          ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ

РОСТ

СПОСОБНОСТИ

Эрудит, организатор, исследователь, 

Эксперт – инноватор

УМЕНИЯ:

ценностные ориентации, самосознание исполнителя, аналитика

КАЧЕСТВА:    

Самореализация, самоанализ

 самопрогноз, саморегулация

формирование имидж- пиар.

Содержание практической готовности
Организаторская деятельность:              

Развивающие 

Ориентационные

Мобилизационные

 Информационные

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ:

 наличие здравого смысла, природное любопытство, умение хорошо говорить и излагать свои мысли в письменной форме, гибкость, выносливость, внимание к мелочам, хорошее воспитание и образование, целеустремленность.

Содержание теоретической готовновсти:

Аналитические

Прогностические

Рефлексивные                                               

 

 

Говоря с модели профессиональный компетентности учителя, мы все таки приходим к мысли, что в школе, будь она обычная средняя или профессиональная, самыйответственный за качество образования человек – это Учитель – образец  поведения, подражания для детей, мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук. Он должен вдохновить своих воспитанников на учение.

А для этого постараемся ответить на вопросы: Кто такой компетентный педагог? Что он должен уметь?

Компетентный педагог – это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, определённый набор психологических качеств (характер, темперамент, тип нервной системы). Это стремление к новому творческому осмыслению своей работы, способность к развитию творческого потенциала. Компетентный преподаватель интегрирует в себе высокий уровень профессиональных, педагогических, психологических, социальных качеств.

Что должен уметь компетентный педагог?

  • Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
  • ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условия и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;
  • видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
  • проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;
  • чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
  • связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся;
  • закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;
  • планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
  • ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;
  • в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;
  • привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат;
  • привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен;
  • оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;
  • оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств;
  • видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.

Педагог должен понимать, что:

  • нужно быть готовым к постоянным переменам;
  • строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;
  • главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя;
  • любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.

 

Педагог должен остерегаться:

  • по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний;
  • передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;
  • придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем;
  • следовать мелочным правилам и инструкциям.

 

Таким образом профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.

Деятельность учителя при этом должна быть направлена на:

– использование в работе интерактивных технологий;

– проведение нестандартных уроков;

– организацию исследовательской работы;

– стимулирование самообразовательной деятельности учеников;

– отслеживание динамики развития учащихся;

– пропаганду достижений науки и культуры;

– подбор заданий, которые требуют использования дополнительных источников информации;

– проведение консультаций по поиску необходимой информации;

– обучение приемам составления плана, написанию конспектов, умению выделять главное;

– подготовку заданий творческого характера;

– стимулирование высказывания собственных мыслей;

– использование диалогических методов в работе;

– разработку заданий разного уровня;

– создание проблемных ситуаций;

– внедрение методов самооценки и взаимопроверки;

– организацию работы в парах и группах переменного состава и др.

 

К профессионально-педагогическим компетенциям относят:

  • Социально — психологическая компетенция.
  • Общепедагогическая профессиональная компетенция.
  • Предметная компетенция.
  • Управленческая компетенция.
  • Рефлексивная компетенция.
  • Информационно – коммуникативная компетенция.
  • Компетенция в сфере инновационной деятельности.
  • Креативная компетенция.

 

 

Остановлюсь на некоторых из них:

 

Информационная компетентность заключается в умении:

 

  • Интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, анализировать.
  • Использовать полученную информацию.
  • Представлять имеющуюся информацию в её различных формах и на различных носителях.

 

Социальная компетентность:

 

  • Соотносить свои устремления с интересами других людей.
  • Привлекать других людей к решению поставленных задач.
  • Продуктивно взаимодействовать с членами группы.
  • Анализировать и разрешать противоречия.

 

Коммуникативная компетентность:

 

  • Ставить цели.
  • Грамотно оформлять документы.
  • Представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения.

 

Каковы же критерии и показатели профессиональной компетентности учителя?

Показатели:

  • ценностное отношение к профессии;
  • ценностное отношение: к событиям, к людям, к себе – образ «Я – учитель-исследователь»;
  • готовность к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту.

 

Выделенным компетенциям деятельности будут соответствовать соответствующие компетентности педагога:

 

  • компетентность в мотивации учебной деятельности ученика;
  • компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока;
  • компетентность в целеполагании учебной деятельности;
  • компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении;
  • компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность);
  • компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач;
  • компетентность в разработке программ деятельности и поведения;
  • компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:
  • компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче;
  • компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности);
  • компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современный учитель – это личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профессиональный рост, толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом.

Любая деятельность будет бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт или нет достижений. Для поднятия эффективности урока своих занятий на уроках русского языка и литературы я применяю новые методы, стараюсь чаще проводить уроки с применением информационных средств. Учащиеся  на уроках русской литературы смотрят эпизоды из фильмов, снятых по произведениям проходимым по учебной программе, анализируют прочитанное и просмотренное, сопоставляют действия и поступки литературных героев с нынешней действительностью. На уроках русского языка я добавляю элементы игры, особенно это эффективно при закреплений целого раздела. Два раза  в месяц провожу кружковую работу. Члены кружка – это учащиеся, которые проявляют интерес к русскому языку и литературе. Заранее, в начале учебного года вместе с  кружковцами составляем план проведения занятий. Учащиеся сами собирают нужный материал в библиотеке.

Современное образование связано с освоением человеком  трех базовых компетенций:

—     коммуникативную  компетенцию («управление собой»; умение профессионально осуществлять и оценивать результаты коммуникационной активности, готовность к социальному взаимодействию, способность оценивать тенденции общественного развития, высокая коммуникабельность и готовность к общению).

информационной компетенции (способность к аналитической работе, ясное и стратегически направленное мышление, владение информационными ресурсами, внедрение в жизненный процесс новых информационных технологий (НИТ  знание иностранных языков). и т.п.);

—      компетентность разрешения проблем – самоменеджмент,  фантазия, способность устанавливать связь между целями предприятия и коммуникационными программами, экономическое чутье;

Проблема унификации подготовки  педагогов  — управленцев далека от своего окончательного решения, поэтому  нужна разработка новых учебных программ и курсов. Думается, что, какими бы ни были такие учебные программы, они обязательно должны базироваться на профессиографических исследованиях или разработанных моделях эффективного специалиста. То есть сначала надо четко представить, каким же должен быть специалист, какие у него должны быть знания, умения, качества, профессиональные отношения, нормы поведения, а потом уже составлять соответствующие учебные программы подготовки. Потому что, именно модели профессионала должны стать ориентирами в освоении профессии и профессионального мастерства.

 

 

Литература:

  1. «Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии» Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева Народу Казахстана. Изд. «Елорда», Астана 2006 год, с. 32
  2. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева, « Стратегия -2030».   «Новый Казахстан в новом  мире».