Правописание звонких и глухих согласных в корне слов и на конце

Тема. Правописание звонких и глухих согласных в корне слов и на конце.

Цель: обучение правописанию звонких и глухих согласных на конце и в середине слов.

Задачи:

Научить правописанию звонких и глухих согласных на конце и в середине слов;

показать необходимость поиска способа проверки правописания парных согласных на конце и в середине слова;

учить различать в словах на основе произношения звонкие и глухие согласные, определять их позицию, сопоставлять произношение и написание, анализировать, обобщать, точно формулировать вывод;

развивать у учащихся навыки грамотного письма, внимание к правильному употреблению слов;

формировать умение самостоятельно работать;

воспитывать любовь к животным  и подвести к желанию приходить на помощь друзьям…

Оборудование: карточки, фигурки героев из сказки, рисунки к сказке.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели урока.
  • Ребята! Сегодня мы отправимся в чудесное путешествие. Побываем в сказке.
  1. Минутка чистописания.
  • А чтобы мы все оказались в сказочной стране нам надо очень красиво и без ошибок прописать строчки.

ССссССсс

Сказка                     сказочка                      сказочник

  • Что это за слова?

Сказка – мёд, так и течёт.

  • Как вы понимаете эту пословицу?
  1. Словарная работа. Выходит сказочник и начинает сказ.

Жила-была девочка. Умная, способная, любознательная. Все звали её Красная Шапочка. (Вывешивается рисунок и выясняется, что знают о сказке). Однажды решила Красная Шапочка навестить свою бабушку, которая жила в большом доме на опушке леса. Идёт девочка по лесу, цветы собирает, со зверюшками знакомится.

На доске рисунки.

  • Запишите, с кем встретилась Красная Шапочка.

Воробей, заяц, ворона, собака, сорока, корова, медведь, лисица.

  • Найдите ударную гласную, подчеркните безударную. Проверка.
  • На какие группы можно разделить эти слова?

 

  1. Орфографическая минутка. Большая буква в именах, кличках.

Шла Красная Шапочка, незаметно свернула с тропинки и заблудилась. А на полянке указатель стоит. Чтобы понять, куда девочке идти, запишите эти словосочетания и прокомментируйте их.

  • Что надо помнить, чтобы правильно записать словосочетания?
  1. Повторение. Безударная гласная в корне слов.

Теперь-то Красная Шапочка знает дорогу. Но, что случилось? Упала одна из стрелок указателя. Это проделки злого волка. Чтобы узнать, в какой стороне живёт бабушка необходимо выполнить следующее задание.

  • Вставьте пропущенные буквы. Что вы помнили, когда выполняли задание?

Л_док, м_ря, п_руса, сн_жки, ст_янка, в_лна, с_лёный, в_дичка.

  1. Фонетический разбор слова.
  • Найдите слово, в котором буква я обозначает два звука. Стоянка.
  1. Знакомство с темой урока.
  2. Составление пар.
  • Вот мы и нашли дом, в котором живёт бабушка. Посмотрите в окошки, там живут буквы-человечки. Назовите их. Что вы знаете про эти пары?

Б  в   г  д  ж  з

П  ф  к  т  ш  с

  • Чем первая строка отличается от второй?
  • А как вы думаете, в каком окошечке живёт бабушка? Волк?
  • А кто может жить в окошке [ф], [з]?
  1. Физическая минутка. Текст записан на доске.

Я дрозд и ты дрозд

У меня нос и у тебя нос,

У меня щёчки, глазки

И у тебя щёчки, глазки,

У меня губки сладки

И у тебя губки сладки,

Я твой друг и ты мой друг,

Мы с тобой два друга,

И мы понимаем друг друга.

(пожимают руки).

  1. 3. Работа по тексту, записанному на доске. Сопоставление написание слов с их произношением. Поиск способа проверки. Место их в слове.

Дрозд – дрозды, нос, глазки, губки, сладки, друг.

  1. 4. Вывод делают сами дети.
  2. 5. Чтение правила в учебнике на странице 75.
  3. Отгадывание метаграммы. Работа в паре.

Когда я с д – расту в саду.

Когда я с т – плыву в пруду.     Плод и плот.

— Составьте предложения с этими словами.

 

  1. 7. Чтение по ролям диалога Красной Шапочки и «бабушки». Коррекция внимания.
  • А вот и дверь бабушки. Но она заперта. Кто вспомнит слова из сказки, как надо открывать дверь?
  • Дверь и открылась. А теперь послушаем, о чём говорит Красная Шапочка со своей «бабушкой». Инсценирование.
  • А вам задание. Вы не только слушаете сказку, но и запоминаете слова, в которых есть парные согласные. Проверка.
  1. Закрепление. Работа над деформированным текстом.
  • Засомневалась Красная Шапочка и решила проверить «настоящая» ли она бабушка.
  • Запиши бабушка загадку и отгадку.

На зелёной ножке

Выросли серёжки.

Ученик записывает у доски.

на зилёной ношке

вырасли серёшки.

Исправление ошибок. Осуждение волка.

  • Что забыл волк?
  • Как же мы с ним поступим? В сказках всегда побеждает добро, волк остаётся на уроке и учится вместе с детьми.
  1. 9. Упражнение детей в написании слов с парными согласными. Работа по учебнику. Выполнение упражнения №307 по вариантам у доски.
  2. 10. Объяснение лексического значения.
  • Догадайтесь, какое слово у меня записано: ПРУ_ . Докажите.
  • Что означают эти слова. А для этого у нас есть словари.

Прут – тонкая отломанная или срезанная ветка без листьев.

Пруд – водоём в естественном или выкопанном углублении, а также запруженное место в реке.

  1. 11. Проверка знаний.
  2. Индивидуальные карточки. 3 человека.
  3. Самостоятельная работа.

Списать текст с доски, вставляя пропущенные буквы.

Солнечная пого_ка. Мы плывём на ло_ке к зелёному остро_ку. Под берё_ками и ду_ками прячутся гри_ки. Сла_кие яго_ки манят нас. Скорее на бере_.

  1. Проверка.
  2. Работа с деформированным предложением.

На, вывалилась, большая, берег, медведица.

  • Что это: слова или предложение? Докажите.
  • Составьте из данных слов предложение.
  1. 13. Комментированное письмо.

На берег вывалилась большая медведица.

Каким словом можно заменить слово вывалилась?

А почему автор использовал именно это слово?

  • Заключительная часть.
  1. Вывод.

Парные звуки согласные

Бывают такие опасные!

Звук нечётко слышится…

Буква какая пишется?

Но поставим рядом гласный-

И согласный не опасный!

  1. Домашнее задание.

Страница 75 – правило, упражнение 311 (анализ).

  1. Оценивание ребят.
  2. Итог урока.
  • Какой секрет парных согласных удалось нам раскрыть на уроке?
  • Какое правило из нашей сказки вы возьмете в свою жизнь, и всегда им будете пользоваться?

Делать людям добро.