Плывут по небу облака. Осадки

Тема:      Плывут по небу облака. Осадки

Цели: Обеспечить в ходе урока знакомство и усвоение понятий облака,   объяснить возникновение облаков, их виды, выпадение осадков;

Способствовать развитию внимание, наблюдательности, умения работы с текстом,  анализировать, делать выводы, обобщать;

содействовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе, дружелюбию,  любознательности, самостоятельности.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок – путешествие.

Оборудование: интерактивная доска, слайды  – «Облака. Осадки», пробирки с водой, вата,  горелка.

 

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.Сегодня на уроке мы с вами отправимся в необычное путешествие посмотрите на каком транспорте мы будем путешествовать – облако.слайд1
  2. Сообщение темы и целей урока-путешествия.
  3. Проверка домашнего задания.
    1. Задать вопросы по теме «Воздух. Ветер» друг другу.

Работа в парах. слайд2

Ответы на вопросы:

— Что такое ветер?

— Как образуется ветер?

— Как определить скорость и направление ветра?

— Как человек использует ветер?

— Что способствует загрязнению воздуха?

— Какие меры применяются для его очистки

  1. Подготовка к восприятию  нового материала.
  2. Загадка. слайд3

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака)

  1. Предположение.

— Как вы думаете, откуда берутся облака?

Уж не солнце ль виновато,

Что висит на небе вата?

  1. Работа над новым материалом.

Загадки. слайды 4-9

 

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт,

И никуда я не иду,

Покуда он идёт.    (Дождь)

 

 

Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке?    (Снежинки)

 

Рассыпался горох

На семьдесят дорог:

Никто его не подберёт.          (Град)

 

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко.              (Туман)

 

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем – не найдём.          (Роса)

 

И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт.       (Иней)

кроссворд слайд10

 

— Как можно отгадки назвать одним словом?    (Осадки) 

— Откуда же берутся осадки, например, дождь?

Открыть коробочки, достать вату, рассмотреть. Подул ветер.

  1. Физминутка. слайд 11
  2. Проведение опытас нагреванием воды и охлаждением пара. (при помощи 2 пробирок и горелки проводит учитель опыт)
  3. Объяснение учителя.    слайд 12-13 круговорот воды в природе.
  4. Проведение опытас нагреванием воды и охлаждением пара. (при помощи 2 пробирок и горелки проводит учитель опыт)

Дождевая вода возникает не сама по себе. Вода, выпадающая на Землю в виде дождя, попадает в атмосферу из морей, рек, озёр и даже из мокрого белья, которое сушится на дворе. Когда бельё высыхает, вода становится частью воздуха. Влагу, содержащуюся в воздухе, называют водяным паром. Когда вода превращается в водяной пар, мы говорим, что она испаряется. Процесс испарения воды из морей, озёр и рек протекает непрерывно.                                                                            

Когда воздух становится холоднее, водяной пар превращается в крохотные капельки воды. Эти капельки такие лёгкие, что не могут упасть на Землю. Они зависают в воздухе, образуя облака. слайд 14

. По форме облака делятся на несколько видов: перистые, кучевые и слоистые. Делаем из ваты виды облаков.

— Как вы думаете, почему их так называют?

  1.  Предположение учащихся.
  2.  Самостоятельное чтение текстав учебнике на стр.80-81.

— Какие облака приносят моросящие дожди?

— Почему же выпадает дождь?

Тысячи капелек, образующих облако, объединяются в одну дождевую  каплю.

Если вокруг очень холодно, капельки в облаках примерзают друг к другу и образуют снежинки.

— Какие ещё могут выпасть осадки?

Найдите в тексте сведения о других видах осадков.

  1. Работа с учебником.

Выборочное чтение.

— Что такое туман? слайд 15 

-Что такое облако? слайд 16 Почему туман и облака могут быть чёрными? Что должен делать человек для того, чтобы не нарушать экологию? ответы детей.     

Прочитай названия явления природы и определи вещество, из которого они состоят. (вода)

  1. Закрепление изученного материала.

    Как вы думаете, необходимо ли изучать явления природы с которыми познакомились на уроке?

Если да, то для чего?

Предположение и доказательство ответов учащихся.

Космические аппараты вращаются вокруг Земли и фотографируют её из космоса с высоты 1500 км. На фотографиях виден облачный покров Земли. Изучив фотографии, люди могут предсказать погоду на ближайшее будущее.     Кому необходим прогноз погоды?

Прогноз погоды необходим и капи­танам кораблей, и летчикам, и водителям, и железнодорожникам, и строи­телям, и работникам сельского хозяй­ства. От погоды зависит время сева, уборки урожая, сенокоса.

  1. Домашнее задание: слайд 17 (указано разноуровневое домашнее задание)

1 обязательный уровень: нарисовать виды облаков.

2 возможный уровень: подготовить рассказ по вопросам учебника №1,2 стр.80-81

3 творческий уровень: составить рассказ или сказку о путешествии капельки воды.

  1. Рефлексия: слайд 18.

                            Назовите виды осадков.

Какие бывают облака?

Из каких облаков идёт дождь?

Что человек должен делать для сохранения воды и чтобы осадки были безопасны для него?

  1. итог урока. слайд19. разместить облачка на картине.

Самоанализ урока познания мира

3 класс

Тема: Плывут по небу облака. Осадки.

Урок по календарной теме 34.

Форма урока: работа в парах, индивидуальная рабата, практическая работа.

Тип урока: урок изучения новой темы. Комбинированный урок

Цель урока: 

Обеспечить в ходе урока знакомство и усвоение понятий облака, объяснить возникновение облаков, их виды, выпадение осадков;

Способствовать развитию внимание, наблюдательности, умения работы с текстом, анализировать, делать выводы, обобщать;

содействовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе, дружелюбию, любознательности, самостоятельности.

 

 

Методы урока: индивидуальная форма работы, самостоятельная работа, практическая работа, разгадывание кроссворда.

Используемое оборудование: 

Интерактивная доска, слайды «Плывут по небу облака. Осадки», пробирки с водой, вата, горелка,    учебник, дополнительная литература, компьютер.

 

Урок имеет, развивающую и познавательную направленность. Форма урока изучение новой темы, позволило развить познавательный интерес к предмету.

На уроке меняются виды деятельности уч-ся: устная работа, показ слайдов, загадки, кроссворд, практическая работа.

Дети справлялись с данными заданиями. Самостоятельная работа уч-ся по учебнику. Уч-ся получили дополнительные сведения.

Материал для детей был доступен, логичен, соответствовал умениям и знаниям уч-ся.

Методы контроля знаний уч-ся на уроке: устный опрос, индивидуальная работа, самостоятельная работа, практическая работа.

В ходе урока учащиеся были активны, проявляли интерес к изучаемому материалу, речь была грамотна, отвечали точно и аргументировано. Учитель пытался привлечь к работе всех учащихся.

Уч-ся владеют знаниями и умениями по данной теме.

Учитель контролировал выработку знаний, поправлял ошибки, поощрял учащихся. Внешний вид учащихся соответствовал единым требованиям