Лёгкие и их работа

Тема:  Лёгкие и их работа.

Цель:   Знать как  работают лёгкие.

 Задачи:   1. раскрыть понятие об органах дыхания для организма.

  1. 2. узнают о том, что лёгкие могут страдать от курения табака.
  2. Воспитать у учащихся ответственность за свое здоровье, устойчивое негативное отношение к курению.
    4.Расширение знаний о вреде курения.

Ход урока

1.орг.момент. Психологический настрой.

  1. проверка д\з.

Викторина.

  1. Назовите условия необходимые человеку для жизни. вода, свет, тепло, пища, воздух.
  2. Что такое здоровье? Правильная, нормальная работа всего организма, хорошее самочувствие, настроение.
  3. Назовите внутренние органы человека. мозг, сердце, желудок, мочевой пузырь, кишечник, почки, печень, лёгкие.
  4. Чем покрыто тело человека? кожей
  5. Чем является скелет для нашего организма? опорой
  6. назовите кости скелета. череп, грудина, рёбра, грудная клетка, кости таза, кости рук и ног.
  7. Что помогает скелету двигаться? Мышцы
  8. Сколько мышц у человека? около 600
  9. Сколько костей? примерно 200
  10. До какого возраста продолжается рост костей? до 25 лет
  11. Назовите главный орган кровеносной системы? сердце
  12. Что такое кровообращение? движение крови в организме
  13. Назовите кровеносные сосуды. артерии, вены, капилляры, аорта.

14.Какие бывают кровотечения? артериальные, венозные и капиллярные.

  1. Почему артериальная и венозная кровь отличаются по цвету? в артериях много кислорода, она алого цвета. в венах – углекислого газа, тёмно – вишнёвого цвета.
  2. Как называются люди, которые отдают свою кровь дру­гим людям? доноры
  3. назовите орган дыхательной системы. лёгкие
  4. сообщение темы и цели урока.
  5. рассказ учителя.

Человек не может прожить без воздуха. Во время дыхания воздух то поступает в лёгкие, то выталкивается из них. В воздухе, который поступает в лёгкие, содержится много кислорода. Этот кислород попадает в кровь и по кровеносным сосудам распространяется по телу. В выдыхае­мом воздухе много углекислого газа и водяных паров.

В процессе вдоха и выдоха лёгкие обеспечивают организм человека кислородом и очищают его от вредного углекислого газа.

К органам дыхания относятся: носовая полость, гор­тань, трахея, бронхи, лёгкие. Лёгкие расположены в  грудной клетке, их два: правое и левое. Каждое лёгкое «упаковано» в тонкую оболочку.

Путь воздуха: носовая полость => гортань => трахея => бронхи = лёгкие.

При вдохе грудь поднимается, лёгкие увеличивают­ся. Чистый воздух по дыхательным путям через нос или рот попадает в горло, а затем в трахею. Трахея делится на два бронха. Из них воздух поступает в лёгкие.

При выдохе грудь опускается, лёгкие вновь умень­шаются. Углекислый газ вместе с переработанным воз­духом выталкивается наружу.

В носовой полости воздух не только очищается, но и согревается, приобретает необходимую влажность.

Всё это способствует нормальной работе лёгких. Таким образом, значение дыхания для организма очень и велико. При дыхании в организм поступает кислород, а из  организма удаляется углекислый газ.

Взрослый человек делает в среднем 15-17 вдохов и выдохов  в минуту.

Рассмотри рисунок, определи последовательность движения воздуха.

  1. рассказ ученика.

У каждого из нас два легких — правое и левое. Находят­ся они внутри грудной клетки. Легкие, как и сердце, работают без останов­ки. Они перерабатывают поступающий воздух, трудятся и днем, и ночью, всю нашу жизнь. Через каждые 3-4 секунды мы набираем в легкие воздух, в котором содержится необходимый нам кислород. Затем легкие выпуска­ют этот воздух, но теперь в нем — углекислый газ и капельки воды, от ко­торых избавляется наш организм. Очень полезно дышать глубоко, чтобы набирать большое количество кислорода. Легкие весят очень мало и состо­ят из миллионов крошечных воздушных мешочков — легочных пузырьков. При вдохе они наполняются воздухом. Важно не допускать, чтобы ваши легкие дали сбой в работе, ведь невнимание к своему здоровью приводит к серьезным последствиям. Чтобы избежать заболеваний, выполняйте следующие рекомендации:

  1. Больше бывайте на свежем воздухе, выезжайте на природу.
  2. Старайтесь поменьше простужаться, защищайте от холода горло и грудь.
  3. Дайте себе слово, что никогда не будете курить.
  4. Не сжигайте опавшие листья, дым загрязняет воздух.

 

  1. ПСИХОГИМНАСТИКА. Произнесите скороговорку-считалку «Тридцать три Егорки»:

Как на горке, на пригорке

Стоят тридцать три Егорки:

(сделайте в этом месте глубокий вдох и продолжайте)

Раз Егорка, два — Егорка, три — Егорка и т. д.

(считайте, пока хватит набранного воздуха)

  1. практическая работа.

1.Положи одну руку   себе на грудь, другую — на живот.
Сделай несколько глубоких вдохов и выдохов.

Что ты заметил, что происходит? Сделай вывод.

  1. Выдохни воздух на зеркало или стекло. Проведи по нему рукой. Сделай вывод.

 

  1. работа в парах. ответить на вопросы.с31.
  2. Назови главную функцию органов дыхания.
  3. Как ты думаешь, какой орган управляет дыханием?
  4. Опираясь на рисунок, перечисли органы дыхания.
  5. Поразмышляй, как чистота воздуха влияет на здоро­вье людей.
  1. просмотр фрагмента мультфильмов «Ну, погоди!» и «Остров сокровищ».
  2. беседа о вреде курения.

из каждых 100 человек, умерших от хронических заболеваний легких, 75 курили;
из каждых 100 человек , умерших от ишемической болезни сердца, 25 курили;
из каждых 100 человек, начавших курить, заядлыми курильщиками становятся 80;
каждый 7-й длительно курящий человек страдает эндартериитом- тяжелым заболевание кровеносных сосудов;
если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет;
выкуривая 20 сигарет в день, человек дышит воздухом, загрязненность которого в 580-1100 раз превышает санитарные нормы;
4000 химических веществ, содержащихся в табачном дыме, наносят непоправимый вред здоровью не только курящих, но и тех, кто находится рядом с ними. Пассивное курение еще опаснее.
11. пословицы о вреде курения

«Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» О. Де Бальзак.

«Кто курит табак, тот сам себе враг»

«Лучше знаться с дураком, чем с табаком»

«Если хочешь долго жить, брось курить»

О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки растет, так  как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья.
Курение табака возникло еще в глубокой древности. История приобщения европейцев к курению началась так.

12 октября 1492 года матрос Родриго Триана с корабля «Пинта» знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба закричал «Впереди земля!»

Грянул пушечный салют. На кораблях убрали паруса, и они медленно двигались к неведомой земле. Колумб дал ей новое имя – Сан-Сальвадор. Это название с тех пор носит один из Багамских островов.

В числе подарков  местные жители поднесли Колумбу сушеные листья растения «петум». Они курили эти подсушенные на солнце листья, свернутые в трубочки.

25 декабря 1492 года  корабль «Санта-Мария» потерпел аварию. Оставшиеся матросы были первыми европейцами, научившимися курить от местных жителей. И хотя в представлении набожных испанцев пускать дым из ноздрей могли лишь черти, многие матросы и сам адмирал втянулись в это занятие.

Быстрому распространению табака способствовало, конечно, удивительное его свойство – привычная тяга к курению, с которой очень трудно совладать человеку. Теперь-то мы знаем о наркотических качествах никотина, но в те далекие времена табаку приписывали необыкновенные действия. Например, считалось, что табак целебен, его дым отпугивает болезни, злых духов и т.п. Табак считали стимулирующим и успокаивающим средством. Табачные листья использовали как лечебное вещество.

Итак, к концу   XVI века курение проникло в Испанию, Португалию, Францию, Англию и Голландию. Тридцатилетняя война способствовала распространению курения в Германии и Швеции. В Россию табак был завезен английскими купцами в 1585 году через Архангельск, а затем начал широко культивироваться на российской земле.

Нельзя сказать, что табак беспрепятственно проникал всюду. По религиозным (и экономическим!) мотивам в ряде стран, например, в Италии, табак был объявлен «забавой дьявола».  Римские папы предлагали даже отлучать от церкви курящих и нюхающих табак. В назидание потомству пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене.

А в Англии по указу Елизаветы I (1585г) курильщиков приравнивали  к ворам и водили  по улицам с веревкой на шее. Курение табака, а также применение его в качестве лекарства (в виде настоев, экстрактов, пилюль и др.) часто вызывало тяжелые отравления, нередко кончавшиеся смертью. Это заставляло правительство разных стран вести борьбу с курением. Применялись различные наказания, в ряде стран весьма жестокие.

В России в царство царя Михаила Федоровича  уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй – отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 г., причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни. При Алексее Михайловиче, сыне Михаила Федоровича, в специальном «Уложении» от 1649 г. Было «велено всех, у кого будет найдено богомерзкое зелье, пытать и бить на козле кнутом, пока  не признаются откуда зелье получено». Частных торговцев табаком повелевалось «пороть, ссылать в дальние города».

В России торговля табаком и курение были разрешены в 1697 году в царствование Петра I, который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии.

Быстро и широко распространившись по планете, табак стал одним из наиболее известных созданий рук человеческих в современной истории.

Никотин — один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака — от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли.
Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь).
Курильщик не погибает по тому, что доза вводиться постепенно, не в один прием. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид — другой яд, содержащийся в табаке. В течение 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. Систематическое поглощение небольших, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению.

  1. Викторина:
  2. Кто предупреждает курильщиков о вреде курения? (Минздрав)
  3. Какой орган поражается у курильщиков прежде всего? (Лёгкие)
  4. Самая опасная болезнь 21 века? (СПИД, 1 декабря Всемирный день борьбы со СПИДом).
  5. Его капля убивает лошадь. (Никотин)
  6. Напиток, который может погубить и семью и жизнь (Водка)
  7. Слабоалкогольный напиток, который многие люди считают безвредным (Пиво)
  8. Какой цвет зубов у курильщиков? (Жёлтый)
  9. Что происходит с людьми, когда они курят, употребляют алкоголь, напитки, принимают наркотики? (Деградация личности, утрата положительных качеств).

Выводы:  Мы за здоровый образ жизни! Нет курению!

  1. рефлексия: Назовите органы дыхания.

Что вы не будите делать никогда в жизни? почему?

  1. д\з с30-31. чит пер. нарисовать органы дыхания.
  2. итог урока