22 қыркүйек – Қазақстан халықтарының Тілдер күні. 22 сентября – День языков народа Казахстана

22 қыркүйек – Қазақстан халықтарының Тілдер күні.

22 сентября – День языков народа Казахстана

Цель проведения мероприятия: активизировать и расширить имеющиеся знания учащихся о языке, воспитывать любовь, интерес к языкам, дружбу и взаимопонимание между учащимися.

 

Ведущий 1: Қош келдіңіздер, құрметті достар!

 

Ведущий 2: Добрый день, дорогие друзья!

 

Ведущий 1: Құрметті ұстаздар мен оқушылар! Сіздерді тіл мейрамы  күнімен  құттықтаймыз!

 

Ведущий 2: 22 сентября — День языков народов  Казахстана. И сегодняшний день мы посвящаем этому празднику.

 

Ведущий 1: Человек живет в обществе. Средством общения служит язык. При помощи языка люди передают свои мысли, желания, чувства. На нашей планете живут более 6 миллиардов человек. Все они – граждане разных государств. Государство – это огромная семья. Которая объединяет всех людей, проживающих на его земле. Каждый человек находится не только под защитой своего государства, но и обязан соблюдать законы страны.

 

Ведущий 2:   Государственным языком Республики Казахстан является казахский язык.
Долгом каждого гражданина Республики Казахстан является овладение государственным языком.

А как вы думаете, сколько языков может выучить человек? Например, сын одного плотника из Болоньи Джузеппе Гаспар Меццофанти знал 30 европейских, 5 африканских, 7 азиатских, а всего, видимо около 100 языков. А  Л.Н.Толстой в совершенстве владел: французским, английским, латинским, испанским, итальянским, чешским, польским, болгарским языками. Знание чужого языка позволяет лучше познать и свою, и иную культуру.

Посмотрите, пожалуйста на эту таблицу. Внашей школе учатся 1085 учеников.  Представители 22 национальностей.  Из них:

 

Аварлар -1Латыш- 1
Әзірбайжан – 2Молдаван — 3
Армян   — 2Неміс – 43
Башқұрт — 4Орыс – 680
Езид — 1Поляк — 5
Мариц — 1Удмурд — 1
Белорус – 7Татар – 37
Ингуш – 1Түрік – 1
Қазақ — 194Өзбек  — 2
Қырғыз — 1Украин — 90
Кәріс – 7Шешен — 1

 

Ведущий 1: В глубинах народного языка отражается вся история духовной жизни народа. В сокровищницу родного языка одно поколение за другим складывает весь след своей духовной жизни.

Ведущий 2:   Сегоднящний наш праздник открывает танцевальная группа  «Арабеск» под руководством  хореографа — Брюшко Татьяны Алексеевны. В репертуаре  ансамбля «Арабеск»  много народных танцев. Казахский, татарский, украинский, …т.д. . Но сегодня они покажут национальный казахский танец.(музыка)

 

Ведущий 1: Тіл – халықтың жаны, сәні, тұтастай кескін-келбеті, болмысы.

 

Ведущий 2: Исторически сложилось так, что на территории Казахстана действует и развивается более 136 языков, но государственным языком является казахский язык.

 

Ведущий 1: В основном законе государства – Конституции Республики Казахстан – записано, что русский язык является языком межнационального общения.

Русский язык, как один из мировых языков, получил широкое распространение в мире. Его изучает, знает почти все население Казахстана. Знание русского языка сближает народы нашей независимой  республики, укрепляет дружбу с народами других республик и зарубежных стран.

 

Ведущий 2: На земном шаре много языков. Особую роль в развитии человечества сыграли, так называемые, мировые языки. Таких языков шесть: английский, французский, русский, испанский, китайский и арабский.

На сцену приглашаем представителей разных национальности..(включить музыку)

 

Ведущий 2: Мы Вас просим, чтобы вы рассказали на разных языках  стихи, пожелания или песни.

 

Ведущий 1: Мировые языки являются средством межнационального общения народов, населяющих различные регионы нашей планеты.

 

Ведущий 2: Каждый язык – это целый мир. Язык – это живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Нет такого языка, который бы не заслуживал бы уважения.

 

Ведущий 1: Каждый народ имеет свой язык, который дорог его детям, как голос матери, как хлеб родной земли.

 

Ведущий 2: Президент нашего государства Нурсултан Назарбаев  выступает за знание нескольких языков. И сегодня мы, нынешнее поколение, изучаем английский язык, так как это язык международного уровня.

 

Ведущий 1: Хорошее знание и развитие родного языка, умение пользоваться выразительными средствами иностранных языков – самая лучшая опора для каждого человека в его общественной и творческой деятельности. Каждый язык чрезвычайно богат, гибок и живописен.Настанет время – и оно не за горами – языки станут изучать везде и всюду, и знание нескольких языков станет само собой разумеющимся.

 

Ведущий 2: И так мы начинаем конкурс состоящийся из четырех команд ко Дню языков народов Казахстана! И участвуют в нем вторые классы.

 

 

Ведущий 2: Давайте по приветсвуем их!(зрители опладируют). (включить музыку)

А теперь каждая команда покажут свое приветствия.

 

 

 

2А — Біздің тобымыз: «ТАПҚЫРЛАР»,

 Біздің ұранымыз: БІЛІМ – ҚЫМБАТ, БІЛУ – ҚИЫН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2Г — Біздің тобымыз: «ҚЫРАНДАР»

 Біздің ұранымыз: КҮШ – БІЛІМДЕ!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2Б  — Біздің тобымыз:«АЛҒЫРЛАР»,

 Біздің ұранымыз: ОҚЫ ДА БІЛ, ОЙНА ДА КҮЛ!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2В — Біздің тобымыз: «СҰҢҚАРЛАР»

 Біздің ұранымыз: ТАТУЛЫҚ – ТАБЫЛМАС БАҚЫТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведущий 1: Сегоднящний конкурс будут оценивать  жюри:

Заместители директора по учебно — воспитательной работе : Бармина Анастасия Юрьевна, Мурзатаева Амина Оразаевна,  учитель казахского языка: Кистаубаева Райхан Нургужевна.

 

Ведущий 2: Конкурс состоит из четырех этапов:

  1. Игра – «Айтыс».
  2. Конкурс: Эрудит.
  3. Komm, tanz mit mir.

     (Пойдем поиграем).

  1. Домашнее задание

 

Ведущий 1: А теперь, 1 этап: Игра-Айтыс.

Айтыс – это  песенное состязание казахских акынов.  «Сильнее всего схватка в словах»,— говорится в народе. В отличие от других форм фольклора айтыс проходит перед собравшимся народом, акыны-поэты вступают в состязание без предварительной подготовки, сочиняют стихи-ответы поочередно, соревнуясь в остроумии, находчивости, оригинальности. Импровизированные стихи исполнялись обычно под аккомпанемент домбры, кобыза, гармони.

 

Ведущий 2:  А сейчас игра – Айтыс. В этой игре руководствовала преподаватель казахского языка Кужамратова Жансауле Ролифовна.

— Ребята, для вас первые испытания.  Сейчас будет айтыс между командами.  Для этого, давайте, вспомним самые распространенные пословицы и поговорки. Одна команда  называет начало, а другая команда продолжает.

 

Команда «ҚЫРАНДАР» с командой «ТАПҚЫРЛАР»,

 

«СҰҢҚАРЛАР» с командой «АЛҒЫРЛАР».

 

2а- «ҚЫРАНДАР»

  1. Тіл қатынас … . (құралы.)
  2. Тіл жоқ жерде — … .(ұлт жоқ.)
  3. Ойы байдың — … .(тілі бай)

4.В гостях хорошо …(а дома лучше)

5.Делу время …( потехе час)

6.Жизнь прожить …(не поле перейти).

 

 

 

 

 

 

 

 

«ТАПҚЫРЛАР»

1.Тіл тағдыры — … .(ел тағдыры)

  1. Басқа пәле — … .(тілден.)
  2. Тіл — … .(тиексіз)
  3. Не имей сто рублей, … (а имей сто друзей.)
  4. Всякому овощу … (свое время.)
  5. Семь раз примерь … (один раз отрежь).

 

 


2б- «СҰҢҚАРЛАР»

  1. Ана тілі — … .(дана тіл)
  2. Піл көтермегенді, … .(тіл көтереді)
  3. Жақсы сөз — … .(жарым ырыс)
  4. Что посеешь …(то и пожнешь)
  5. Кончил дело … (гуляй смело)
  6. Как аукнется … (так и откликнется)

 

 

 

2в- «АЛҒЫРЛАР»,

  1. Өнер алды -…. (қызыл тіл).
  2. Сөз сүйектен өтеді, … . (таяқ еттен өтеді)
  3. Орақ ауыз … . (от тілді)
  4. Готовь сани летом… (а телегу зимой).
  5. Тише едешь … (дальше будешь)
  6. Поспешишь … (людей насмешишь)

 

Ведущий 2:  2 этап: Конкурс: Эрудит. Проводит преподаватель казахского языка: Есимова Калдыгуль Шакеновна.

Вопросы:

  1. К какой языковой группе относится казахский язык? Русский язык? (тюрский, славянский)
  2. Загадка: В России – пельмени, в Грузии –хинкали, а как называется это блюдо у таджиков, узбеков, бурят и много других народов? (манты)
  3. Собрать из отдельных смешанных кусочков бумаги ковер и определить, к какой национальности он относится? (русский, казахский, узбекский, таджикский). (приложение №1)
  4. Назовите родину этих танцев: камаринский, сиртаки, краковяк, полька, лизгинка, гопак. (Россия, Греция, Польша, Грузия, Украина).
  5. Назовите музыкальные инструменты, изображенные на рисунке, и определите, к какой национальности они относятся. (шанкобыз, шертеры, домбра – казахские; гусли, балалайка – русские; скрипкп, гитара — … ). (приложение №2)
  6. Игровой сектор. Перед вами – табло с закрытыми буквами, ваше задание – отгадать казахское мужское имя, состоящее из 8 букв, при помощи игрального кубика. Правила игры таковы: команда имеет право бросить кубик всего 6 раз. Если на кубике выпадает цифра 1, то вы открываете первую букву и так далее. (Жаксылык)
  7. Волшебный сундучок. Назвать по иллюстрациям героев казахских и русских сказок. (Балда, Баба-Яга, Иванушка, Емеля, Иван-царевич; Мыстан-кемпир, Алпамыс батыр, Алдар косе). (приложение №3)
  8. Определите, к какой национальности относятся костюмы, изображенные на рисунке. (приложение №1)

 

 

 

Ведущий 2: 3этап: Komm, tanz mit mir.

     (Пойдем поиграем).

 

Ведущий 2: У Расула Гамзатова есть прекрасные слова: «Для меня языки народов как звезды на небе. Я хотел бы, чтобы звезды слились в одну огромную, занимающую полнеба звезду. То есть солнце. Но пусть сияют и звезды. Пусть у каждого будет своя звезда».

 

Ведущий 2: 4 этап: Домашнее задание.

 

  1. Рассказать стихотворение, песни  или танец.
  2. Показать игры или сказки разных национальностей.

(Пока команды готовятся к выходу с домашним заданием, Есимова Калдыгуль Шакеновна со зрителями проводит «Викторину».)

 

  1. Какой любимый напиток у казахов?

(Чай, кумыс).

  1. Что подают к чаю?

(Варенье, сливочное масло, сливки, сухофрукты, свежие фрукты, орехи, печенье, сладости)

  1. Какое главное национальное блюдо готовят на любой праздник? Из чего его готовят?

(Бесбармак, — тонкое тесто, мясо-конина, баранина)

  1. Назовите горячие блюда?

(Куырдак,, самса, палау (плов), к,азы, жал, шужык, к,арта, т.д.)

  1. Что такое «бата», кто его дает?

(Благословение, дают старики, родители)

  1. По традиции, что поручается самому почетному гостю?

(Баранья голова — «к,ой басы» — разделывается и отдается гостям)

  1. Что такое айтыс?

(Песенное состязание акынов)

 

Ведущий 2: Пока наши жюри подводят итоги, мы участников конкурса сегоднящнего дня посвященного Дню языков народов Казахстана, приглашаем на сцену. И споем песню «Әрқашан күн сөнбесін!»,» Пусть всегда будет солнце!».

Пусть всегда будет солнце!

 

  1. Солнечный круг, небо вокруг —

Это рисунок мальчишки.

Нарисовал он на листке

И подписал в уголке.

Припев:

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда буду я!

 

  1. Милый мой друг, добрый мой друг,

Людям так хочется мира.

И в тридцать пять сердце опять

Не устает повторять:

Припев:

Әрқашан күн сөнбесін,

Аспаннан бұлт төнбесін,

Қасымда болсын мамам,

Болайын мен де аман.

 

  1. Солнечный круг, небо вокруг —

Это рисунок мальчишки.

Нарисовал он на листке

И подписал в уголке.

Припев:

Хай зав жде буде солнце!

Хай зав жде буде небо!

Хай зав жде буде мамо!

Хай зав жде буде я!

 

 

Ведущий 2: А теперь слово передаем нашему жюри…

 

Ведущий 1: Вот и подошел к концу наш конкурс, посвященный  к Дню языков народов Казахстана!

Ведущий 2: Желаем всем всего вам  доброго и прекрасного!Сау болыңыздар!

Расцветай и будь прекрасной

Наша древняя земля,

Пусть живут твои народы,

Как единая семья!