Цель жизни — стать человеком, найти свое призвание.

Цель жизни - стать человеком, найти свое призвание.

 

Проработав несколько лет учителем, жалею ли о выбранном пути, о тех душевных силах, что были потрачены  на детей, учеников? Совершенно не жалею. Испытываю твёрдое убеждение, что была на своем месте, делала то, что велит мне сердце, что выполняю своё предназначение. Годы не убавили моей любви к своей работе, к своему предмету и детям, до сих пор с удовольствием иду на урок.

О чём думаешь изо дня в день, готовясь к очередному уроку? В первую очередь, конечно о том, как, какими средствами донести новую тему так, чтобы дети поняли его легко и быстро, какими способами закрепить его в памяти детей? Раньше я наивно верила в то, что если я хорошо изложу тему, то мои ученики усвоят её раз и навсегда, поэтому готовилась тщательно, объясняла страстно. Но через неделю, на следующем уроке с удивлением  обнаруживала, что запомнили  урок далеко не все, и что на 100 %, как я ожидала, не помнит никто. Я расстраивалась, но этот факт заставлял искать новые формы и методы преподавания.

Я люблю пробовать всё, что появляется новое и интересное в методике преподавания: использовала опорные схемы по Лысенковой и Шаталову. И сейчас использую стратегии  «Критического мышления через чтение и письмо», и технологию развивающих игр мне понятны, и в общем- то давно уже, оказывается, использую его в работе: всегда составляла к уроку, опросу карточки, имея в виду конкретного ученика, по его силам. Но, используя новые методики , нельзя ими увлекаться бездумно. Я считаю. Те же стратегии «Критического мышления…» хороши  в применении на уроках обобщающего  характера, при повторении и закреплении, но не на уроках изучения новой темы, так как есть  опасность поверхностного, легкомысленного восприятия материала.

И всё же учитель, конечно, не всесилен. Как ни старайся, очень многое зависит от способности ученика воспринимать научный материал , степени его обучаемости , развитости его ума, внимания, — и выше этого не прыгнешь, иначе все наши ученики были бы хорошистами и отличниками. При самой добросовестной работе я добиваюсь в классах не больше 60% качества успеваемости.

Со временем понимаешь, что мало тщательного объяснения , нужны уроки по закреплению материала,  как можно чаще надо повторять и закреплять в памяти детей, снова и снова вспоминать изученное в прошлые годы, планомерно строить повторение, учитывая ошибки детей в контрольных заданиях. Но где взять время на это, когда программа рассчитана на 2 часа в неделю и на каждом уроке надо проходить новый материал? Надо всё время мчаться  вперёд по программе, некогда остановиться, оглянуться на пройденное.Иду на  всякие ухищрения. Стараюсь давать какие –темы укрупнёнными единицами , а оставшиеся уроки использовать на закрепление знаний и умений учащихся.

Кроме русского языка я веду уроки литературного чтения. Очень люблю этот предмет. Какие возможности для воспитания чувств, для духовного развития дают уроки литературы! Никогда не устаёшь от этих уроков, потому что сама снова и снова  переживаешь вместе с героями и писателями высокие чувства, непростые жизненные ситуации и каждый  раз чувствуешь себя обновлённой, обогащённой, счастливой от соприкосновения к прекрасному, ведь чтение- это не наука, это- искусство.

Цель свою, как педагога, вижу в приобщении детей к искусству слова, в воспитании в них любви к слову, пониманию слова, чтобы душа отзывалась на слово  и идею произведения.

Но самое важное для меня, чтобы ученики вырастали людьми, понимающими добро и зло, стремились к честности, доброте, искренности, научились осознавать себя, свои стремления, любить себя, людей, жизнь, быть жизнерадостными, способными на высокие мысли и поступки.  Оглядываясь на мир вокруг себя, видишь много людского горя, болезни, войны, люди убивают друг друга, сколько ненависти кругом, рекой льётся кровь. С ужасом думаешь, не коснётся ли это и твоей страны. Почему совершается зло, какие люди его творят?

И когда понимаешь, что войны начинаются с идеи высокопоставленных людей, казалось бы, образованных- с одобрения глав государств, то приходишь к мысли, что самое изысканное образование не научит человечности, любви к ближнему, к миру.

Поэтому, я думаю, человека нужно учить законам жизни, самым простым, которые отражены  ёмко и просто  в народной пословице: что посеешь, то и пожнёшь…, посеешь вражду- её и получишь, посеешь ненависть- она вернётся к тебе удесятеренной? Посеешь благо- будешь  блажен сам. Но людям, вероятно, мало просто знать. Многие ведь с детства слышат подобные пословицы, но беда в том, что они не верят в эти истины. Поэтому так важно именно с детства научить верить человека в истину добра и неотвратимости наказания за недоброе: недобрые мысли и поступки.

Наши дети должны вырасти людьми духовными, т.е. любящими себя, своих родных, родину, свою планету. Я не устаю детям говорить об этом. Сейчас, когда в нашем обществе есть люди с блуждающим умом и неправильной религиозной ориентацией, от имени бога заставляющих  других отказываться от жизни , отнимать жизнь у других людей, отказываться от радостей жизни, так важно говорить  детям о  любви, милосердии. Ведь люди созданы для любви и радости. Для меня важно беседовать об этом с детьми, потому что и в нашей  школе появились дети, черствые к чужим  болям, невзгодам.

Одним словом, «литература- это жизнь», каких только тем в ней не затрагивается. Поэтому  преподавание литературы обязательно должно связываться с жизнью, с настоящим и будущим нашего общества. Из всего этого следует вывод, что быть учителем- это высокая миссия. Для того, чтобы учить высоким чувствам, надо самому учителю быть Человеком.

Учитель русского языка и литературы

Нурмуханбетова Гулизат Оразовна