железы внешней и внутренней секреции, ти их функции. Гормоны.

Тема: железы внешней и внутренней секреции, ти их  функции. Гормоны.

 Цель урока:

Образовательная: расширить представление учащихся  с  разными  железами  организма  и усвоить  их роль в процессах  жизнедеятельности  человека.

Развивающая: развитие основных  биологисеких понятийожелезах ,о гормонах(свойства, значение)продолжить формированияе об анатоммно-физиологические понятия о ЖВС, показать значение знаний о гормонах для медицины.

Воспитательная:  развитие у учащихся позновательного интересса к изучению анатомии, устоновление связей между наукой и медицинской практикой ,доказательство примеров о болезнях , привитие личной гигиены.

Методы и приемы: словесные, наглядные, частично-поисковые.

Основные понятия термины урока: экзокриновые, эндокринные, гипофиз, эпифиз, гормон, тимус и.т.д.

Учащиеся должны знать: особенности строения железы внутренней и внешней секреции, о значении  знаний о гормонах для медицины, и роль половых желез в развитии  организма.

Учащиеся должны уметь: провести грамотно оформить таблицу,схему, слайдов, умение работатьс интерактивной доской.

Организация деятельности  учащихся:

  1. работа с текстом, рисунками учебника, заполнение таблицы  на интерактивной  доске.
  2. оформление схем «внутрисекреторная функция поджелудочной железы и надпочечников.». ,нейро/эндокринная регуляций организма.

Оборудовние: таблицы сизображением желез внутренней секреции, схемы, слайдов, учебник.

Предварительная работа: повторение учебного материала по темама в которых встречался термин «железы».

                             1.головной мозг

  1. кожа и ее производные
  2. орган зрения.

                                                     План урока.

  1. организационный момент
  2. подготовка учащихся  к активному  сознательному  усвоению знаний      .
  3. усвоение новых знаний   (работа по слайдам с интерактивной доской)
  4. закрепление новых знаний(работа по заполнению схем, рисунков и таблиц).
  5. тестирование, игра с мячом «вопросы-ответы»
  6. рефлексия
  7. оценка знаний и умений учащихся.

                   Ход урока:

  1. Организационный момент. 

      Приветствие, контроль подготовке рабочего места учащихся к уроку: наличие  дневников,тетрадеей, учебников, оборудование  для проведение  урока.

  1. беседа повторение.

3.Изучение нового материала.

Целевая устоновка: знакомство с классификации,(работа с опорной схемой), железы внешней секреции, их функции(составление таблицы или  с опроной  таблицей), железы внутренней секреции их функции(работа со слайдом).

4.закрепление пройденного материала:

а)тестирование.

б ).игра с мячом «вопросы-ответы»

  5.рефлексия6.оценка знаний и умений учащихся.7. д\з.  Индиввидуальное задание: сообщение  к конференции «Эндокринология. Прошлое,   Настоящее,  Будущее».

Учитель:  В организме человека  насчитывают  целый ряд  структурных образований, которые ученые называли  железами. Общей особенностью желез является  их дольчатые  строение. Каждая долька  имеет  секреторные клетки ,  которые  вырабатывают  специфические вещества- секреты, которые  в организме  человека  выполняют  многообразные  функции.например : человек может жить  без желудка  и желчного пузыря, с одним  легким, с одной  почкой, с половины  печени, по  он умрет, если  удалить маленькую железу-гипофиз который весит  всего  0,5г.  всего желез внутренней секреции около  десяти, их масса  около 100г. ЖВС вырабатывают  особое  вещества-гормоны( от греч. «гармао» -привожу  в движение , пробуждаю) в малом количество , человеку  в  сутки  требуется 0,000003г витамина В , а гормона адреналина – 100раз меньше.

Познокомимся с классификацией желез , работая  с опорной схемой.

ЖЕЛЕЗЫ

                                        

 

 

 

 

                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И так, ребята мы познакомились с классификацией желез , а сейчас  разберем их функции.

Секрет желез внешей секреции выделяется  по протокам  на  поверхность нашего  тела  или  во внутрь полых органов , выполняя  различные  вспомогательные  для организма функции. (показ слайдов). На основании рассказа учителя  и собственных выводов и наблюдений  заполняют  в тетради  таблицу  №1( работа  с интерактивной доской)

 

 Железа внешней секрецииМесто нахожденияСекрет железыФункции секрета
1сальнаякожаКожное салоЗащищает кожу  от высыхания и трещин, от микробов
2потоваякожапотВыделяет воду, соли и шлаки  из организма
3молочнаяПередняя поверхность грудной клеткиГрудное молокоОсновной продукт питания младенца
4слюннаяРотовая полостьслюнаСмачивает пищу и начинает  ее  переваривать.
5слезнаяВерхний угол наружной стенки глазницыслезыЗащищает глаз от микробов и грязи, а также  увлажняет
6печеньПравое подреберье брюшной полостижелчьУчаствует в переваривании жиров

 

 

Вывод: железы внешней секреции выполняют  вспомогательные функции, обеспечивающие гармоничную работу  нашего организма.

Учитель; железы внутренней секреции (эндокринные) не имеют выводных протоков и  их секрет  называют гормонами. Гормоны –это биологически активные  вещества, которые регулируют работу  организма. Попадая в кровь. Все железы  внутренней  секреции образуют  эндокринную систему организма.(работа с интерактивной доской).

 

Эндокринная железаМесто нахождениягормоныФункции гормоновзаболевания
1гипофизГоловной

мозг

Гормон ростаРегулирует рост телаПри избытке-гигантизм, при недостатке-карликовость.
2Эпифиз(шишковидное тело)Головной мозгГормон регулирующий биоритмы  
3Щитовидная железаПередняя часть  шеи

Под кадыком

Тироксин

 содержит йод

Регулирует обмен углеводов и жировА )при гиперфункции железы-базедова болезнь(пучеглазость)

Б) при гипофункции эндомический зоб.

В) если  в детстве  не хватало организму  йода-кретинизм.

4Надпочечники Задняя стенка  брюшной  полости , на верхушке почек.Адреналин(вырабатывает мозговое  вещество).

Половые гормоны(вырабатывает корковое вещество)

Повышает пульс и давление

.влияет на формирования вторичных половых признаков

 
5Тимус (вилочковая железа)Позади грудины, над сердцемтимозинОтвечает за иммунитет 
6поджелудочнаяподжелудкоминсулинСнижает уровень глюкозы  в кровиПри недостатке гормона –сахарный диабет
7Половы железы

А) .у мужчин -яички

Б). уженщин-яичники

Область малого тазаТестостерон

 

 

Прогестерон,эстрадиол

Влияют на  формирование  и созревание половых клеток, на развитие половых признаков 

 

 

Вывод:железы внутренней секреции регулируют  и обеспечивают  слаженную работу  организма..

Учитель: ребята, наша Карагандинская область относится  в йододефицитной .  70% населения города Темиртау  страдают  отклонениеми  в работе  щитовидной  железы.

Что делать?Тот  йод  ,  который  добавляют  технологи в хлеб и соль  быстро  улетучивается, и наш  организм  его  так не получает. Поэтому нам самим  грамотно  подходить к соему  здоровью  используя в пищу  продукты  с большим  содержанием пищевого  йода. (показ слайдов, морская рыба,  морская капуста,  креветки, кальмары,  мидии,  хурма).

Закрепление  пройденного материала: игра «лото».

Для проведения игры класс делится на несколько групп. Каждому группу  выдается карточки  с терминами (карточка имеют  порядковые номера, всего 3 варианта).

Термины –ответы  на игровых полях.

1-вариант.

гормоныжелезкретинизм
гипофизинсулинОрганы \мишени
глюкагонакромегалиягипоталамус

 

 

2-вариант.

Адреналин гипоталамусакромегалия
Базедова болезнькретинизмтироксин
Гипеталамно-гипофизарная ситеманейрогормоныгормоны

 

3-вариант.

Сахарный диабетжелеза Нейрогормоны
яичникигипоталамусОрганы-мишени
тироксинЭндокринная ситема Акромегалия

Для заполнения  игрового поля  группам  раздаются разноцветные кружки(синие, зеленые, красные).

Учитель задавая  вопрос, оговаривает, кружком  какого цвета  следует закрывать ответ на него. Входе игры  достает из конверта  заранее заготовленные карточки и дважды зачитывает написанные  на них вопросы, а ученик , найдя в своих таблицах ответ, закрывает  его кружком. Если вся ответ  заполнено правильно выставляются оценка  «5». если неверный один ответ то –«4»

Б) тетирования  -2мин.

Домашнее задание. Учебник параграфы 10,11 термины, вопросы после параграф, задание «!» письменно.

Индивидуальное задание: подготовиться к  конференции «Эндокринология. Прошлое. Настоящее. Будущее».