Литературно-лингвистические раскопки

Тема. Литературно-лингвистические раскопки.

Цели и задачи урока:

1)повторить  основные сведения по изученным разделам русского языка;

2)формировать внимание к художественному тексту;

3)развивать мыслительную деятельность учащихся и ассоциативную реакцию.

Оборудование урока ( электронный учебник, видеозапись песни, пирамида)

Ход урока.

Оргмомент.

О дне приветствий.

Сообщение темы и цели урока.

Сегодняшний наш урок мы назвали литературно-лингвистическими раскопками.

Он посвящен повторению изученных разделов науки о языке, а помогут нам страницы античной,славянской и библейской мифологии, а также программные произведения русской словесности.

На территории нашей области археологи обнаружили в ходе раскопок древние жилища, хозяйственные строения, баню, стены которой были покрыты глазурью. Были найдены золотые украшения тончайшей работы. Самой известной находкой последних лет является алтын Ханшайым или Золотая принцесса. Это говорит о высоком уровне культуры наших предков. Прежде чем начать раскопки, археологи занимаются сбором информации, затем получают разрешение для начала работы и необходимое финансирование. Предположим, вы сегодня в роли искателей в курганах вашей памяти. Сначала мы вспомним, какой информацией владеем о каждом кургане. Затем вы получите разрешение, финансы на уроке – это те оценки, которые вы получите за свои ответы.

1.Работа по электронному учебнику.

Каждая команда вспоминает основные разделы науки о языке по электронному учебнику.

2.Работа по курганам.

Первая команда выполняет задание на «Морфологическом кургане». Вторая команда в случае ошибки исправляет их ответы.

«Морфологический курган»

1.В данном отрывке назвать существительные, которые не изменяются по числам. Какому титану обязаны люди за эти богатства?

А кто дерзнет сказать,

Что до меня извлек на пользу людям

Таившиеся под землей – железо,

И серебро, и золото, и медь.

  1. Назовите числительное и его разряд. Кто из героев известного вам произведения так говорит о себе?

 

Я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена и где она…

 

3.Назовите общий непостоянный признак для всех существительных в данном предложении. Как называется миф?

Звери выходили из нор, птицы покидали свои гнезда, камни сдвигались ближе.

Грамматический диктант для обеих команд.

А) записать примеры  разносклоняемых  имен сущ.

Вторая команда.

«Орфографический курган»

1.В каком варианте для всех слов указано правильное написание? По опорным словам назовите известный вам миф.

А                                 В                          С                         Д

Ра…положился              з                                   с                          с                          з

 

Ра…сказала                    —                                   с                           с                           —

 

Ра…думье                      с                                   с                           з                           —

 

Ра…секите                     —                                    с                           с                           —

 

2.Объясните правописание окончания. Назовите  автора и произведение.

 

Мать кузнеца Вакулы имела от роду не  больше сорок…   лет.

 

3.Объясните правописание указанных слов. К кому обращены слова и кто их автор?

 

Постигни робостью ( полу)нощного  вора

И от  (не)дружеского взора

Счастливый домик  охрани!

Ходи вокруг его заботливым дозором,

Люби мой малый сад и берег со(нн,н)ых  вод…

Грамматический диктант

Б) примеры дефисного написания слов с корнем-пол-

 

Первая команда

«Лексический курган»

1.Подберите синонимы к выделенным  словам. Назовите автора и произведение.

 

Пена струями сбегает с чела.

Очи одела смертельная мгла.

Бледные руки хватают песок;

Шепчут уста непонятный упрек.

 

2.Назовите антонимы в отрывке. Как называется произведение? Кто автор?

 

Весело и грустно мне немножко:

День за днем, сегодня – как вчера.

 

3.Назовите литературную норму указанных слов.  Какое произведение они вам напомнили?

 

Мелькоскоп, долбица умножения, буреметр, двухсестная

Грамматический диктант

В) примеры слов- омонимов

 

«Фонетический курган»

1.Смысл какого слова в предложении зависит от ударения? Вспомните автора и произведение.

 

Вижу: духи собралися

Средь белеющих равнин.

  1. 2. Назовите соотношение букв и звуков в указанных словах. Назовите произведение и автора.

В дверях эдема ангел нежный

Главой поникшею сиял…

  1. 3. Назовите слова, в которых все согласные звуки непарные звонкие. О каком событии идет речь в данном отрывке?

Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках Зевса, боги забывают раздоры – мир и тишина воцаряются на Олимпе.

Грамматический диктант

Г) слова, в которых звуков больше, чем  букв.
«Словообразовательный курган»

1.Назовите способ образования указанного слова, вспомните произведение и автора.

И в шутку

Устраивает вечный недолет

Объездчику, стреляющему в утку.

2.Назовите способ образования указанного слова. Кого из известных персонажей вы узнали?

 

Больной при смотрителе охал и не говорил ни слова.

3.Назовите способ образования указанного слова. Как  зовут мать?

На свете все живое

Должно любить. Снегурочку в неволе

Не даст тебе томить родная мать.

«Синтаксический курган»

1.Что разделяет запятая в данном предложении? Куда ехал Владимир?

 

Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес.

  1. Каким членом предложения является слово «красавица2

 

Мы с вами раскопали курганы и восстановили в памяти некоторые сведения из русского языка и литературы, а  теперь вам предстоит построить пирамиду или  возвести курган по данным заданиям.

 . .

                                            .   .   . 

                                         .    .    .     .

                                   .      .     .     .       .

                          .           .         .         .      .       .

 

Первая команда

1.Спрягаемая часть речи.

2.Двусложный размер стиха.

3.Возвратное местоимение.

4.Местоимение третьего лица женского рода.

5.Приставка в слове «неприятель».

Вторая команда

1.Автор сборника «Повести покойного И.П.Белкина»

2.Сказ Н.С.Лескова «Левша»

3.Транспортное средство, на котором кузнец Вакула добирается до столицы.

4.Корень слова «замирать».

5.Назовите пример междометия.

Музыкальное задание  учителя

У основания последней пирамиды имя великого русского поэта А.С.Пушкина. И завершить урок хочется последним музыкальным заданием. Послушайте песню барда В.Вихорева «Выра». Как песня связана и с произведением Пушкина, и  с его биографией?

Обобщение учителя после ответов учащихся.

В пятом классе вы читали сказки Л.Петрушевской. Одна из героинь «Сказки о часах» говорит, восхищаясь самопожертвованием дочери: « Ну что же, пока что мир остался жив». Перефразируя слова Петрушевской можно сказать, что мир останется жив, пока есть дети, читающие хорошие книги. Сегодня вы показали хорошее знание не только грамматики ,но и русской словесности и мифологии.

Урок проведен 14.03.14

г.Уральск

СОШ №7

Бикбау Агиба Сафеевна