Картины моря в искусстве слова (7 «А» класс)

Тема урока:  Картины моря в искусстве слова (7 «А» класс)

Цель урока: стремление к максимально возможной дополнительной       информации для углубленного изучения темы урока

Задачи  урока: 1) показать роль художественной литературы, а также других видов искусства в формировании эстетических чувств учащихся;

2) совершенствовать навыки самостоятельной работы монологической речи учащихся, анализа поэтического текста; обобщить изученное в предыдущих классах;

3) учиться видеть и понимать прекрасное, постигать

культурные ценности ;

 

Тип урока: комбинированный

Методы обучения : словесный, объяснительно-иллюстративный,поисковый, исследовательский

Оборудование : презентация картин  известных художников,аудиозапись  со звуками моря, раздаточный материал (описание моря)

 

Ход урока:

І.  Орг. Момент

Мифы древних культур рассказывают нам о значении для человека звёзд и моря, неба и воды… Звёзды и свет являются символами духа. Вода —символом души. Волны — символом душевной подвижности…
– Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Ребята, кто из вас был на море? Какое море вы видели? Чем оно вам запомнилось? (Ответы детей.)
ІІ.  Изучение новой темы

 

Море с незапамятных времен манило к себе человека. Люди любовались морем, слушали шум прибоя. Море было частью бытия человека, оно одновременно пугало и притягивало своей красотой, силой и непредсказуемостью. Поэтому “корни морской темы уходят в мифы”. Так, в мифах Древней Греции рассказывается о властелине морей — Посейдоне. Волны моря послушны малейшему движению его руки. “Когда взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем, тогда словно горы вздымаются морские волны, покрытые белыми гребнями пены, и бушует на море свирепая буря. Но простирает Посейдон свой трезубец над волнами, и они успокаиваются. Стихает буря, снова море спокойно, ровно, как зеркало, и чуть слышно плещется у берега — синее, беспредельное”. 2.Ребята, какая часть нашей  планеты состоит из воды ?(3/4 часть нашей планеты состоит из воды)  3.Море — это стихия, которая очень трудно покоряется человеку, и с нейпомериться силой может лишь сильный и мужественный человек.

 

Кто из известных людей был связан с морем ? ( назвать известные личности из серии «100 человек,которые изменили ход истории» Марко Поло, Христофор Колумб, Горацио Нельсон, Петр Первый,Чарльз Дарвин, Руаль Амундсен)

4.Морские пейзажи нашли свое отражение в произведениях художников, писателей, поэтов,композиторов ,а также в устном народном творчестве, многих людей разных национальностей

5.Назовите известных художников, запечатлевших море  (презентация картин)

 

6.Назовите произведения писателей и поэтов, в которых есть описание моря

Былина «Садко»

А. С. Пушкин « К морю »

М. Ю. Лермонтов «Парус»

Ч. Айтматов «Белый пароход» , «Пегий пес, бегущий краем моря»;

В. Катаев «Белеет пару одинокий»

А. Грин «Алые паруса »

Г. Мусрепов «Солдат из Казахстана»

А. Нурпеисов «Кровь и пот» и т.д.

Слыша легкий плеск волны или мощный шум огромного вала, тысячами искр разбивающегося о крутые скалы и камни берега, поневоле вспоминаешь сказочных персонажей – чудо-кита, русалок, золотую рыбку…
Каких еще героев подарило море?

Какие стихотворения о море вы знаете?   Прочитайте свое любимое стихотворение о море  наизусть

7.Работа  по учебнику

1) произведение А. С. Пушкина «К морю»

2)Ф. И. Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…»

Чем отличаются разговоры поэтов с морем в стихотворениях А. С. Пушкина и Ф. И. Тютчева?

А) Чем притягательно море для Пушкина?

3) Работа по вариантам

Выделите  эпитеты, метафоры, сравнения,характеризующие море в стихотворениях А. С. Пушкина  и Ф.  И. Тютчева

4)Сравните образ моря в стихотворении «К морю»  с образом моря в «Сказке о рыбаке и рыбке.» Что символизирует морская стихия у Пушкина?

ІІІ. Закрепление

  • К данным картинам подберите описание (презентация картин)

ІҮ. Рефлексия

  • Море – кто не восхищался им, когда стоял на берегу и смотрел в его бесконечную даль. Море заставляет мечтать.Есть ли моря без кораблей? Вот кораблики нашего урока на которых можно написать о своей мечте, об одной или несколько

Ү. Домашнее задание:  стр.158 задание 7,8; выучить стихотворение о море.

Опережающее задание Поэтика степного пространства, подготовить презентации.

ҮІ. Подведение итогов урока.

 

 

 

Стихотворение Ф. И. Тютчева  «Как хорошо ты, о море ночное »

  1. Определите эти художественные тропы

 

Живое море..,

Вольный простор..,

Зыбь великая..,

Чуткие звезды

 

2.Потопить свою душу..,

В этом волнении…

Я потерян стою…

 

А. С. Пушкин «К морю »

1.Свободная стихия..,

Гордого красой..,

Шум призывный..,

Предел желанный..,

Своенравные порывы…

 

2…ты взыграл, неодолимый…

И стая тонет кораблей…

И по хребтам твоим направить

Мой поэтический побег.

Вотще рвалась душа моя…

…страстью очарован,

У берегов остался я…

 

3.Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час

…как бури шум