«Испытание любовью»

Самоанализ урока

Краткий (оценочный) анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.

Учитель: Иванец Н.М.

Класс: 9 «А»   

Тема: «Испытание любовью»

Тип урока: урок открытых мыслей.

1.       Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Связан ли он с предыдущим, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки?В 9 классе в цикле уроков по роману «Отцы и дети» Тургенева отводится 6 часов. Данный урок является третьим.Предыдущий урок был по теме «Конфликт Базарова и Павла Петровича Кирсанова — основной конфликт романа».

Этот урок логически вытекает из предыдущего, на котором мы  анализировали образ Базарова. Навыки этого анализа мы использовали на этом уроке. Это урок — открытых мыслей, поэтому большую часть урока ребята могли высказывать свое мнение и отстаивать его. Урок был с компьютерной поддержкой, это не дань модному увлечению современными техническими средствами, а необходимое средство организации урока. Электронная презентация — возможность уйти от традиционной школьной доски, возможность эстетического воздействия на учеников.

2.       Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса? Какие особенности учащихся были учтены мною при планировании урока?9 «А» класс сильный, ребята целеустремленные, умеют и любят работать.  В классе  проявляются доброжелательные отношения, ребята эмоционально поддерживают друг друга, умеют выслушать и подбодрить. Слабые ученики чувствуют моральную поддержку и не боятся отвечать, хотя и уступают пальму первенства более активным ученикам.
3.       Какие задачи я решаю или решала на уроке:
а) общеобразовательные;
б) развивающие;
в) воспитательные.
На уроке были поставлены следующие цели:Обучающая: раскрыть сущность любовного конфликта и его последствия для главного героя романа; выяснить, какие взаимоотношения между Базаровым и Одинцовой, выдерживает ли Евгений испытание любовью.

Развивающая: умение формулировать ответы на вопросы и аргументировать их, уверенное владение текстом; развивать читательский интерес учащихся, коммуникативные навыки, способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Воспитательная: способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; формировать у них активную жизненную позицию.

4.       Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач?
Рационально ли выделено время для опроса изученного материала, закрепления, разбора домашнего задания.
Логическая связь между различными этапами урока.
Урок построен по классическим законам композиции: вступление, основная часть и заключение. Кульминацией становится часть урока, где происходит разбор сцены признания в любви. Это дает импульс к поиску причин и следствий, почему герои не прошли испытание любовью. Хотя части урока различны по видам работы, сохраняется  общность проблем, кольцевая композиция позволяет ученикам проявить активность и снова вернуться в русло анализа и уже самостоятельно искать решение проблемы, заявленной в начале урока.
5.       Какое сочетание методов обучения выбрано для раскрытия главного материала? Дайте обоснование выбору методов обучения.Урок построен на использовании различных методов. Методы стимуляции и мотивации учения: методы эмоциональной стимуляции.

Методы организации и осуществления учебных действий: словесный – беседа, чтение наизусть; наглядный – иллюстрации; аудиовизуальный — использование музыкальных произведений и иллюстрации; проблемный — индивидуальные задания, творческая работа.

Методы контроля и самоконтроля: метод устного контроля. 

6.       Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось? Только объём, или только содержание, или степень помощи, оказанной учащимися, или всё в совокупности?Лишь в основной части урока используется дифференцированный подход к ученикам, т.е. на этапе творческой деятельности, когда  ученики действуют по своим возможностям. В заключительной части урока вопросы адресуются классу, и ответы дают ученики с разным уровнем обучения и разными способностями. Соответственно, ответы могут быть фрагментарными, частичными, полными. Но важно, что ученики стремятся к активности на уроке.
7.       Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся? В каких нормах и какими методами он осуществлялся?Две части  урока построены на использовании текста, поэтому проверялось уверенное знание текста. Урок организован таким образом, что он лишь ставит проблему, но эта проблема значима в жизни любого человека. И контролировать усвоение материала и умение делать выводы будет сама жизнь. Урок не закрыл наглухо тему, но лишь обозначил ее и заинтересовал ее решением.
8.       Как использовался на уроке учебный кабинет? Целесообразно ли использовать средства обучения?На уроке используются возможности мультимедийного проектора, через который транслируются слайды. Очень удобно.
9.       За счет чего обеспечивалось высокая работоспособность учащихся в течение всего урока?Сама постановка темы интересна для этого возраста. Они с удовольствием проявляют активность.
10.   За счет чего на уроке поддерживалось психологическая атмосфера, в чем конкретно проявилась культура вашего общения с классом? Как учитель поведет себя в критической ситуации? Как было реализовано воспитательное влияние личности преподавателя?Скорее это будет уже привычная форма общения: дирижер и оркестр. Увлеченность, азарт, активность, доброжелательность, расположенность к творческой работе и желание познания — такая психологическая атмосфера будет царить (надеюсь) на уроке.
11.   Как и за счет чего обеспечивалось на уроке (и в домашней работе учителя) рациональное использование времени, предупреждения перегрузки?Возможно эмоциональное напряжение, которое снимается сменой форм деятельности.
12.   Удалось ли полностью выполнить все запланированные задания? Если не удалось, то почему? Какие?Запланированные задания полностью выполнены.