Красная книга Казахстана. Животные Казахстана

556

Тема: Красная книга Казахстана. Животные Казахстана

Цели: 1.Дать понятие детям о необходимости охраны природы и животных Казахстана,

Познакомить с понятием «Красная книга», повторить природные зоны Казахстана.

  1. Развитие самостоятельного мышления, познавательных, целостного восприятия мате-

риала, умения работать в группе.

  1. Воспитание доброго отношения к жителям планеты Земля, коллективизма, сплочен-

ности, уважения друг к другу.

 

Оборудование: компьютер, презентация слайдов, магнитофон, плакаты, маркеры, клей.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент. Постановка целей и задач.

— Сегодня у нас необычный урок познания мира. На уроке мы с вами повторим пройденный материал и познакомимся с новой увлекательной темой «Красная книга Казахстана». От вас потребуется внимание, активность и сообразительность.

 

  1. Повторение пройденного материала.

 — Вами недавно был изучен раздел: «Растительный и животный мир Казахстана»

Несколько ребят будут работать у доски.

 

А) Соотнеси природную зону и растение:

Тюльпан                    пустыня

Фиалка                      степь

Селин                         лес

 

Б) Соотнеси природную зону и животное:

      Верблюд                     лес

Суслик                        пустыня

Медведь                      степь

 

В) Найди ошибку:

                          

                          воздух     камни              влага                  питательные вещества

насекомые                                                                                                тепло

                                               Условия для жизни растений.

 

человек                                       гроза

 

 

Задание классу:

 

-У каждого на парте лежит тест.

Проверка работающих у доски. Оценивание.

 

Самопроверка тестов:

Хотите сразу узнать, правильно ли вы ответили на вопросы.

Обратите внимание на слайд.

-Поднимите, руку у кого нет ни одной ошибки. Оценка 5.

1-2 ошибки           оценка 4

3-4 ошибки           оценка 3

Больше                  оценка 2

Микроитог: Повторив пройденный материал, прослушайте внимательно небольшой рассказ Г. Цыферова «Казахстан»

 

  • Знакомство с рассказом. Показ слайдов.

 

— Казахстан-страна больших рек, озёр, гор. На вершине гор вечно спит снег. Ранним утром снег розовеет – это из-за гор встаёт золотое светило. Навстречу ему распускаются цветы: трехцветная фиалка, серебристые эдельвейсы, нежные гиацинты. Птицы поют, а круторогие архары молча смотрят на солнце. Солнце золотит их рога.

Точно упавшие облака, двигаются по степи отары овец. Весной когда тает снег, степь, как яркая шаль. Шаль зелёная, с синими и алыми цветами. То ирисы и маки. Но уже в середине лета цветочное пламя начинает гаснуть. От растущей повсюду полыни степь седеет. С каждым днём меняется Казахстан. Всё ярче становится и богаче.

 

Беседа по прочитанному:

— О какой стране рассказал нам автор?

— Какие растения и животные описаны в рассказе? (архары, эдельвейсы, фиалки, гиацинты)

— С чем автор сравнивает отары овец? (с упавшими облаками)

— Как автор говорит о степи во второй половине лета? (пламя гаснет, степь седеет)

 

— В нашей стране есть горы, степи, пустыни – т.е природные зоны-разные участки земной поверхности, имеющие разный климат и состав почвы.

— Рассмотрите карту Казахстана. Какой цвет преобладает на карте? (зеленый, желтый) Показ слайда

— В Казахстане преобладают степи и полупустыни, поэтому мы видим больше ярко – зелёного и тёмно-жёлтого цвета. Для того чтобы не ошибиться в определении природной зоны, существуют условные обозначения. Слайд.

 

Лесостепь   тёмно-зеленого

Степь          ярко-зеленого

Пустыня     ярко-желтого

Горы           темно-коричневого

 

  1. Знакомство с новой темой.

— Соответственно в каждой природной зоне произрастают растения и животные, которые приспособились выживать в определенном климате.

— Сегодня мы с вами подробнее остановимся на животном мире Казахстана, который у нас богат и разнообразен. Но это не значит, что мы не должны заботиться об охране и сохранении

редких животных населяющих нашу республику.

 

В Конституции Республики Казахстан, в статье 38 говорится: « Граждане Республики Казахстан обязаны сохранять и бережно относиться к природным богатствам. Слайд.

 

— С каждым годом по вине человека становится все меньше и меньше животных. Люди стали задумываться. А что же делать? И вот в 1948 году в г. Фонтенбло был основан Международный союз охраны природы, задачей которого было выявление видов животных и растений, которые находились на грани исчезновения. Ученые составили список и назвали Красная книга.

-Как вы думаете, почему книгу назвали красной, а не жёлтой или синей?

-Красный цвет – сигнал опасности

 

Показ слайдов:

  • Красная книга – не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.
  • Из Красной книги мы узнаем, какие виды животных и растений в опасности.
  • Красная книга советует, как сохранить редкие виды растений и животных, призывает изучать эти виды, предупреждает об исчезновении.

 

      Редкие – это виды, которым в настоящее время еще не грозит исчезновение, но имеются они на Земле в таком небольшом количестве, что могут исчезнуть при неблагоприятном изменении среды обитания под воздействием неблагоприятных климатических условий, стихийных бедствий.

 

Исчезающие – это те виды, которые находятся под угрозой исчезновения, спасение которых невозможно без осуществления специальных мер:  строжайшего и полного запрета добычи, сохранения среды обитания, создания заповедников, питомников для размножения и увеличения численности.

 

Восстановленные — это виды, состояние которых благодаря своевременным и эффективным мерам, в данный момент тревоги уже не вызывает, но они требуют  постоянного наблюдения и не подлежат хозяйственному использованию.

 

 

Всего 125 видов

Рыб – 16 видов

Земноводных – 3 вида

Пресмыкающихся – 10 видов

Птиц – 56 видов

Млекопитающих – 40 видов

 

Задачи Красной книги:

 

  1. Профилактика снижения численности животных.
  2. Забота об исчезающих видах.

3.Сохранение фауны Казахстана.

 

V.Знакомство с животными.

 

— Невозможно на одном уроке показать и рассказать обо всех животных занесённых в Красную книгу, но с некоторыми из них мы познакомимся.

— Выберите на слайде одного из животного и в группе подготовьте о нем сообщение.

 

Работа в группе по 4 человека

-Сообщения детей.

  1. Желтобрюхий полоз
  2. Серый варан

3.Кудрявый пеликан

4.Дрофа

  1. Снежный барс

6.Кулан

7.Джейран

8.Архар

  1. Дикобраз
  2. VI. Упражнение – релаксация

 

— А сейчас, давайте встанем, закроем глаза и поднимем руки вверх. Возьмем от солнышка свет, добро, тепло и улыбку. Почувствуйте, как тепло проходит к голове. Мы чувствуем аромат цветов и чистого свежего воздуха. Опускаем руки. Тепло опускается к нам в сердце, а потом к нашим ногам. Нам очень тепло стало на нашей доброй Земле. Откройте глаза. Вы готовы работать дальше?

 

VII. Практическая работа

-Предлагаю вам разделиться на группы. Каждой группе в конверте дано определённое задание. Прочитайте внимательно и начинайте выполнять. Выступать от группы будет спикер.

1-2 гр. – собрать животное, узнать и составить кластер по схеме.

3-4 гр. – собрать животное, узнать и составить синквейн.

5-6 гр. – составить обращение к людям Земли.

 

Выступление от групп.

Знакомство с птицами и животными, занесенными в Красную книгу, находящиеся в областном детском биологическом центре.

Показ слайда

Дикобраз индийский

Лебедь кликун

Журавль – красавка

Беркут

Орлан белохвост

Филин

Горный гусь

Степной орёл

 

VIII. Рефлексия. Итог урока.

 

— Вот и закончился урок знакомства с животными, занесенными в Красную книгу.

У вас на партах лежат маленькие наклейки животных. Поместите животного на ту страничку, как вы себя сегодня чувствовали на уроке. Страничка радости, грусти, удовольствия, наслаждения, печали и т.д.