Сложение и вычитание в пределах 100

53

Тема:  Сложение и вычитание в пределах 100

Цель:  Формировать у детей умение выполнять сложение и вычитание в пределах 100.

Задачи:

Образовательные:

  • совершенствовать навыки в  решении  простых и составных задач;
  • обобщить знания табличного сложения и вычитания в пределах 20;
  • отрабатывать устные и письменные вычислительные навыки;
  • закрепить навык решения простых и сложных уравнений;
  • отрабатывать сравнение величин.

Развивающие:

  • способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету через дидактическую игру;
  • развивать творческие способности, логическое мышление, внимание,  память, терминологическую речь, смекалку, умение рассуждать,  анализировать, высказывать своё мнение, аргументировать его;
  • продолжить развитие навыков самостоятельной работы, умение работать  в паре.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;
  • воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Оборудование:

карточки с заданиями для самостоятельной работы;

схемы-опоры для решения задач;

презентация

учебник М.А. Моро «Математика», 1 часть;

светофор у каждого ребёнка.

Ход урока.

  1. Организация класса.

Колокольчик прозвенел,

Всех собрать он в класс сумел

Не сутультесь, встаньте ровно,

Ведь к уроку вы готовы?

Всем садиться разрешаю

И урок мы начинаем.

(слайд № 1)

Математику,  друзья, не любить никак нельзя!

Очень точная наука,

Очень строгая наука эта математика

 

  1. Задачи урока. (слайд № 2)

На уроке будем решать примеры, уравнения, задачи, сравнивать величины. Оценивать свои знания будете сами по зачетным книжкам.

Сегодня урок будет не совсем обычным. Мы отправляемся в зимний лес. Будем искать избушку Деда Мороза и поможем ему украсить ёлочку к Новому Году. Нашим подарком Деду Морозу будут знания по математике, которые мы приобрели за эти полгода.

Какие качества должны мы взять с собой, чтобы справиться с трудностями, которые повстречаются нам в дороге?

(слайд № 3)

Посмотрите на доску, те качества, которые нам необходимы, вы встречайте аплодисментами, а те,  которые будут нам мешать, прогоните топотом ног.

(Смекалка, знания, лень, внимание, аккуратность, рассеянность,  взаимовыручка, любовь к природе, чуткое отношение к животным)

Ну, что же, мы готовы к путешествию, давайте запишем в тетрадях число.

  1.  Работа по теме урока (слайд № 4)

1.Девизом нашего урока будут слова… Какие? Вы узнаете, если определите снежинку, под которой они спрятаны. Она не самая левая, но левее той, под которой ничего нет.

Давайте хором прочитаем наш девиз.

  1. Итак, мы отправляемся в лес. (слайд № 5)

Чародейкою Зимою околдован лес стоит…

  1. Разминка. (слайды № 6,7,8)

Первой нас встречает Волшебница — Зима. Она приглашает нас в свое царство, но прежде хочет проверить, насколько мы внимательны.

А) Найдите лишнее число: 80, 44, 28, 17, 125

— Какое число ещё может быть лишним? Почему?

Б) Определите закономерность и назовите следующее число

— Как узнали? Пропишите эти цифры в тетради, соблюдая закономерность

В) Игра «Распутайте клубок»

Закружила, завьюжила зима, все смешала в один клубок. Распутайте его.

— С какого примера начнем счет?

  1. Устный счет.

А) Идем дальше и выходим на большую поляну. (слайд № 9) Нас встречает красавец олень, который проложил цифровую дорожку к дому Деда Мороза.

Давайте считать.

Молодцы, ребята, вы успешно справились и с этим заданием.

Б) Ребята, посмотрите, кто это стоит там, вдали на дорожке? (слайд № 10)

Давайте подойдем поближе. Да это же олененок. И он тоже, как и его мама, хочет помочь нам побыстрее добраться до Деда Мороза. Но прежде, он должен убедиться, что мы прилежные ребята и хорошо знаем математику. Он предлагает нам составить взаимообратные примеры с числами.

Мы справились с заданием и вместе с оленьей семьей идем дальше.

Да, трудна дорога, но мы пока успешно справляемся с заданиями.

В) Нам навстречу выбегает лисица. (слайд №11)

Посмотрите, она тоже спешит на ёлку и даже надела костюм снежинки и украсила себя гирляндами. Побежим вместе с ней, но прежде поможем ей вспомнить примеры с ответами: 9, 11, 37.

  1. Решение уравнений.

Все вместе отправляемся дальше. (слайд № 12)

Дорогу нам преградила речка. Если мы решим уравнение, то сможем успешно перебраться на другой берег.

— Какой таежный зверь на противоположном берегу?

— Как вы думаете, куда он направляется?

Переходить через реку будем осторожно, чтобы не помешать его охоте, ведь тигр – редкое животное, их осталось очень мало на земле, они занесены в Красную Книгу и находятся под охранной государства.

Ну, а теперь давайте займемся нашей переправой.

Первое уравнение решают дети, у которых зеленая фишка, второе – дети с синей фишкой, третье – те, у кого красная фишка.

Ну вот, мы и на другом берегу. Молодцы ребята. Спешим дальше, ведь нам нельзя опаздывать.

6.Письменный приём сложения и вычитания.

А вот и полянка,  и на ней Веселый Снеговик. (слайд № 13)

— Что это за узоры он нарисовал прутиком на снегу? Зима наказала ему, прежде чем пойти на елку к Деду Морозу, разгадать их.

По-моему, он не справляется. Давайте-ка поможем ему, ведь мы умеем решать такие примеры.

— Кто получился у нас? Какой он смешной, жалко расставаться с ним, ему будет грустно без нас. Давайте с ним поиграем. Следите глазами за его движениями.

  1. Физминутка для глаз. (слайд №14)
  2. Работа с геометрическим материалом.

Какая суета поднялась в лесу! Все спешат на елку к Деду Морозу. Сколько следов оставили звери на снегу! Можно даже увидеть различные фигуры.

— Какие линии и фигуры о себе так могут сказать? (слайд №15)

А) Имею начало, но не имею конца

Б) У меня все стороны равны и углы прямые

В) Я часть прямой, имею начало и конец

Г) А я без начала и без конца

Д) Я след от карандаша и еще меня ставят в конце повествовательного предложения.

(слайд № 16)

— Что общего у фигур слева и чем они отличаются от фигур справа?

— На какие еще две группы можно разбить эти две линии?

  1. Сравнение величин.

Отправляемся дальше. (слайд № 17) Пробегаем мимо сосен и берез. Как красиво! На ветках сидят синички, снегири, им нельзя улететь, пока мы не выполним сравнение величин.

— Ребята, поможем птицам, ведь они тоже хотят попасть на елку.

  1. Веселые задачи в стихах. (слайд №18)

Справились с заданием, молодцы!  Обрадовались птицы, засвистели, защебетали, принесли нам веселые задачи.

Кормушку повесили дети для птиц,

Туда прилетели 10 синиц,

4 вороны, 6 снегирей, сорока – воровка и с ней воробей.

Кто же нам здесь побыстрее ответит,

Сколько же птичек увидели дети.

 

Белка вышила ковер,

Посмотри, какой узор!

3 большие клетки

В каждой по 3 ветки.

Села белка на кровать

Стала веточки считать.

Но никак не может!

Кто же ей поможет?

 

Дарит бабушка-лисица

Трем внучатам рукавицы:

« Это вам на зиму, внуки,

Рукавичек по 2 штуки.

Берегите, не теряйте,

Сколько всех, пересчитайте!

  1. Физминутка. (слайд №19)

А теперь давайте отдохнем. Потанцуем с зайчатами на полянке.

  1. Блиц – турнир по задачам.

— Кто это поджидает нас на лесной тропе? (слайд № 16).

Волчата. Они тоже просятся с нами на ёлку. Ребята, давайте и их возьмём с собой. Посмотрите, какие они добрые и шаловливые. Они хотят знать, умеем ли мы дружить, помогаем ли друг другу в трудную минуту? Они приготовили для нас задачи. Будем записывать только знак действия и результат. (слайды 20-24). Работать будете в паре.

Проверьте себя. (слайд 25)

  1. Решение логических задач. (слайд № 26)

А вот уже и избушка виднеется. Ой, ребята, смотрите, на ветке сидит мудрая Сова. Она хочет проверить нашу смекалку.

  1. Решение составной задачи. (слайд №27)

Выходим на поляну к домику. Но что это? Нас встречает  Оленёнок, который сообщил нам, что мы можем узнать, где находится Дед Мороз только тогда, когда решим задачу.(слайд № 28)

  1. Устный счёт. Подготовка к умножению. (слайд № 29)

Приехал Дед Мороз, нам пора украшать ёлку! Брать можно только шары с числом, которое раскладывается на сумму одинаковых слагаемых.

(слайд № 30)

Красивая получилась ёлочка! Сколько гостей собралось полюбоваться на неё.

Ну что же, ребята, Деду Морозу пора ехать в гости к другим ребятам. Попрощаемся с ним. (слайд № 31)

  1.  Итог урока.

Вот и закончилось наше путешествие.

Дед Мороз уехал, а мне для вас оставил письмо: (слайд № 32)

Трудна была ко мне дорога,

Но вы с ней справились, друзья,

Каких талантливых детишек

В своём лесу встретил я!

А ещё Дед Мороз оставил вам подарки.

-А с какой целью мы сегодня путешествовали?

За время путешествия вы показали хорошие знания.

Молодцы, спасибо за урок!            (слайд № 33)