Использование современных информационных технологий на уроках начальных классов

Использование современных информационных технологий на уроках начальных классов

Живя в мире  высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое место в социуме приводит к необходимости применения современных информационных технологий на практике. Программа информатизации – это комплекс мер, направленных на обеспечение использования оперативных знаний во всех видах деятельности в нашей школе. Цель современного урока – это формирование образного мышления и ярких представлений о предмете. Большие возможности для ее реализации заложены в использовании компьютера  начальной школе. Уроки проводимые с его использованием в силу своей наглядности. Красочности и простоты, приносит наибольший эффект, который достигается повышенным  психоэмоциональным фоном учащихся начальных классов при восприятии учебного материала.

Методика использования мультимедиатехнологий предполагает:

  1. Совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
  2. Усиление мотивации учения;
  3. Улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
  4. Повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
  5. Демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

  • Усвоить базовые знания по предмету;
  • Систематизировать усвоенные знания;
  • Сформировать навыки самоконтроля;
  • Сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;
  • Оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

При использовании на уроке в начальной школе ИКТ структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся их только временные характеристики.

Структурная компоновка мультимедийной презентации развивает системные, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

 

 

Мультимедийные технологии могут быть использованы:

  1. Для обозначения темы

(Тема урока представлена  на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса).

  1. Как сопровождение объяснения учителя

В своей практике  я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие  краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнения практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах.

  1. Как информационно-обучающее пособие.

В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся. Оказывающий им нужную помощь и поддержку.

  1. Для контроля знаний.

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке.

Можно выделить следующие особенности данной технологии.

  1. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, четким и цветным изображением на экране;
  2. С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу в различными инструментами;
  3. Рабочее место учащихся достаточно хорошо  освещено.
  4. Повышение уровня использования наглядности на уроке.
  5. Повышение производительности урока.
  6. Установление межпредметных связей с другими предметами.
  7. Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
  8. Изменяется отношения к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр. Опыт организации учебного  процесса по описанным моделям использования ИКТ в начальной школе позволяет говорить  о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и  пособий, предполагающих познание через  деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.

Таким образом, ИКТ обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся.