Глаголы совершенного и несовершенного вида

Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида

Цели: — познакомить учащихся с категорией вида и приёмом распознавания видов глагола

по вопросам; умение задавать вопрос;

— устной и письменной речи; развитие орфографической зоркости, каллиграфи-

ческих навыков; внимания, самостоятельности;

— воспитание аккуратности при письме; интереса к предмету.

 

Оборудование: карта путешествия , карточки.

 

1.Орг. момент.

-Улыбнитесь мне, ребятки,

И настройтесь на урок.

Поиграем мы не  в прятки,

Да не в жмурки и загадки:

К нам сегодня на урок

Пришёл сказочный денёк.

Не ленись, не зевай,

А задания выполняй!

2.Постановка цели урока:

-Сегодня мы продолжаем путешествие по стране «Глаголия».

  1. Подготовка к работе. 1 остановка- «Сад загадок».

Записали число. Графическая минутка:

м         гл              п     пр         сущ

Мы отправились в весёлое путешествие.

Определи части речи.

-Что называется глаголом?

-Как изменяются глаголы?

-Чем выражены глаголы в предложении?

  1. Объяснение нового материала.

2-остановка «Поляна Неизвестности».

Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенная она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромной силой для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека, и многообразные стороны его деятельности (трудовой, общественной, творческой и т.д.), различные явления природы.

Без глагола нам не встать, не сесть, не пить, не есть, а главное – не пообщаться, и не поиграть. Глаголы имеют два вида, сегодня мы с ними познакомимся.

Дети (что делают?) идут в школу.  Дети (что сделают?) зайдут в школу.

Что делать? – показывают, что действие ещё не завершено – несовершенный вид. Глагол обозначает действие в его течении, без указания на его завершение, предел, результат.

  Что сделать? – показывают, что действие уже завершено – совершенный вид. Таким образом, если первый глагол привлекает внимание к самому действию, процессу, то второй – к результату действия.

Правило стр. 104

 

В.Воскобойников.

Я пришёл из школы,                            (он живёт над нами).

Я учу глаголы.                                      Не причесан, не одет,

Мне их выучить пустяк!                      В тапках и пижаме

У меня свой метод!                               Он кричит:

Применяется он так,                             -Прошу прощенья!

Новый метод этот:                                Это что – землетрясенье,

Кричать – кричу,                                   Или, может быть, слоны

Вертеть – верчу,                                    Надо мной поселены,

Двигать – двигаю,                                 Или, может быть, сейчас

Прыгать – прыгаю,                                Школа вся гостит у вас?

Я и прыгал! Я и двигал!                        Уважаемый сосед,

Я и топал! Я и пел!                                 Никого в квартире нет,

Пел, пока у нас в прихожей                   Я пришёл из школы,

Вдруг звонок не зазвенел.                      Я учу глаголы!

Открываю: наш сосед

 

Упр.371 (устно)- определи вид глагола.

5.Закрепление изученного материала.

3-остановка «Игровая»

Игра «Немой диктант». Учитель показывает только действия, ребята записывают их, определяют вид глаголов.(присесть-сов, сидеть-несов, подпрыгнуть-сов, прыгать- несов, писать- несов, написать-сов.)

Игра «Слово+слово»

Условие игры: учитель называет имя существительное, ученик подбирает по смыслу глаголы.

Трактор + пашет

Ученик + учит

Ветерок + дует

Вода + бежит

Физминутка.

4 –остановка «Остров Сообразительных».

Образуй от существительных глаголы совершенного и несовершенного вида.

существительныеСовершенный видНесовершенный вид
Игра

Шитьё

песня

Поиграть

Нашить

спеть

Играть

Шить

петь

 

Самостоятельная работа.

Упр. 374 стр.105

(Напиши слова в два столбика по видам: 1в.- по 4 слова; 2в.- 6слов)

6.Итог.

-Сколько видов имеет глагол?

— Как различить глаголы совершенного и несовершенного вида?

  1. Д/З

5-остановка «Почта». Получено письмо: С.105 упр. 375