«Обучение и воспитание успехом как одно из условий эмоционально-личностной значимости обучения»

45

 

Скучные уроки годны лишь на то,

чтобы внушить ненависть и к тем,

кто их преподает, и ко всему преподаваемому».

Жан Жак Руссо

(слайд №1)

Каждый ребенок с оптимизмом смотрит в будущее, надеется добиться признания и с новой верой расчитывает заслужить любовь и уважение со стороны взрослых и сверстников. Крушение детского оптимизма- серьезная проблема. Каждый взрослый должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в любой деятельности. Ведь если ребенок то и дело терпит неудачи, от его уверенности в себе не останется и следа, мотивация пропадает, ребенок свыкается с неудачами и все больше отходит от поиска любви и самоуважения.

А какую роль при этом играет педагог?  Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.

Есть два понятия: «успех» и «ситуация успеха»(слайд №2).

Успех достигается тогда, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих. В то же время, успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергия для преодоления трудностей, желания учиться. Ситуация успеха же включает  в себя целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Достижение ребенком успеха, либо создание ситуаций успеха «миссия»  педагога.

Задача педагога в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, проверить себя.

Если взрослые, обладающие большим авторитетом у детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то  в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если , напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходится на успехи, то складывается мотив достижения успехов.

Существуют множество приемов, с помощью которых можно создать ситуацию успеха, вызывающую неожиданную радость, общую радость или радость познания(слайд №3)

  1. Снятие страха-помгает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
  2. Авансирование успешного результата-помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что его воспитанник обязательно справится с поставленной задачей.
  3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности-помгает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.
  4. Внесение мотива-показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

 

 

  1. Персональная исключительность-обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

 

  1. Мобилизация активности или педагогическое внушение-побуждает к выполнению конкретных действий.
  2. Высокая оценка детали-помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

Этапы организации ситуации успеха можно рассмотреть поэтапно: (слайд №4).

1 этап-мотивационный, заключается в формировании мотивов обучения  у учащихся, использовав при этом разные приемы и  методы обучения, не только для развития  познавательного интереса, но и для создания  коллаборативной среды.

Психологами было доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными отношениями и эмоциями, не становятся полезными.

2 этап- операционный. На данном этапе нужно обеспечить ребенка заданием, которое учитывало бы его индивидуальные способности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы. Мы устно проговариваем весь процесс создания работы от начала, до конца, а потом выполняем работу вместе.

Для создания комфортной обстановки можно использовать музыкальные паузы, физкультминутки, эмоциональную разрядку, смену задания, возможность сообщить педагогу о затруднении в работе.

3 этап-результативный.  Ребенок должен увидеть результаты своего труда, порадоваться  своей работе. Для этого использую на уроках формативное и суммативное оценивание, а также само и взаимооценивание учащихся. Ситуация успеха для ребенка состоит в том, что педагог, анализируя его работу видит и подчеркивает положительные стороны, создавая перспективу работы, обеспечивает развитие сильных сторон. Что касается неудачных работ, то здесь необходимо подчеркнуть в ребенке такие качества, которые  помогли бы компенсировать его недостатки.

Таким образом, ситуация успеха становится не просто педагогическим приемом, не комплексом приемов, но  условием воспитания такого отношения к учению, получению новых знаний, которое способствует проявлению и развитию активности детей, их самопознанию и самообучению. Ребенок в ходе занятия из пассивного объекта обучения становится субъектом, творцом своей деятельности, укрепляет уверенность в себе, развивает себя как личность.