«Способы создания казахского орнамента»

120

Средняя   школа № 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Способы создания  казахского  орнамента»

 

 

ПодготовилаБалтасова А.Н.

 

Класс8 «А»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Шалкар

2012 год

 

Тема  урокаСпособы создания  казахского  орнамента

 

Цель  урока:                объяснение    схемы  создания   орнамента  в  пятиугольнике,  шестиугольнике.

Обучающая:

обучение  умению вырезать орнамент  из  бумаги и  совершенствовать  эти навыки.

Воспитательная:      прививать  любовь  к Родине.

Развивающая:             развитие  творческих  способностей, воображения,  эстетического  и  художественного  вкуса.

 

Оборудование:  компьютер,  интерактивная  доска.

 

Ход  урока.

 

Орнаментальное искусство  является  основой казахского  декоративно-прикладного  искусства.

 

«Разминка  для ума».

 

Тесты по  декоративно-прикладному искусству.

  1. Основой для изготовления предметов быта  в казахском национальном  декоративно-прикладном искусстве  является:

а) ситец               б)  войлок           в) шерсть

  1. Изделие, выполненное в технике накатки узора  из  цветной шерсти на

полуготовый войлок называется :

а) сырмақ            б) текемет в) тұскиіз

  1. Изделие, выполенное в технике аппликации  из тонкого крашенного войлока  называется:

а)  тұлақ              б)  терме              в) киіз

  1. Скатанное полотно из войлока  называется:

а) баспа               б) терме               в) киіз

  1. Тамбурный шов, наносимый иглой,  называется:

а)  біз  кесте                  б) шым кесте       в) тігу

 

  1. Изделие,  состоящее  из  двух  карманов  пришитых  к  цельнотканной

основе, называется:

а)  керме              б) байпақ             в)  қоржын

  1. Какой орнаментальный мотив является  ведущим  в  казахском

орнаментике:

а)  зооморфный б) растительный           в)  геометрический

  1. Орнамент, символизирующий дальнюю  дорогу,  называется:

а)  сынық мүйіз   б)  қошқар  мүйіз         в)  түйе табан

  1. Орнамент, символизирующий свободу и  счастье, называется:

а)  құс қанаты     б) тұмарша                   в) битпес

  1. В казахской  орнаментике  цвет,   символизирующий  радость  и

счастье:

а) синий               б)  красный                  в)  белый

 

В  орнаментике Казахстан  четко  выделяется три  группы орнаментов.

Первый из  орнаментальных типов  наиболее древний  по  происхождению  является  геометрический.

С  ним нас познакомит  Шарипов  К.

Вопросы  к классу.

  • К какому тысячелетию относится геометрический орнамент?
  • Из каких элементов состоит геометрический орнамент?
  • Где широко  используется геометрический  орнамент?

Второй   орнаментальный тип  — это  растительный  зооморфный.

Мажитов  Г  расскажет нам о нем.

Вопросы  к  классу.

  • В растительном орнаменте преобладание  каких  линий?
  • Какие узоры применяются  чаще при  вышивке и  теснению?
  • Какой орнамент используют  для  многокрасочных  композиций?

Третий  орнаментальный тип  космогонический.

О нем нам  расскажет Жубатканова А.

Вопросы  к классу.

  • Чем отличается космогонический  орнамент  от геометрического?
  • С какой  символикой связан  космогонический орнамент?
  • Космический символ Солнца и   Вселенной?

 

Новая тема.

Мотивы  казахского  орнамента   чрезмерно  многообразны и  отличаются не только по  форме и  по  технике  выполнения.  Основу  казахского орнамента составляет  строгое  соблюдение  принципов  симметрии и   композиция ритма. Для орнаментальных  композиций  характерно  примерное равенство  площадей  фона и  узора.

Узоры  в композиции  располагаются  симметрично.  В  них  бывают  одна, две или  несколько осей симметрии, относительно  которых  располагается  узор.  Симметрия  характерна и  для  цветового  решения в целом.  Посредством  цвета  выделяются  центры  орнаментальных  композиций,  бордюры,  фон.

Для  создания орнамента нам  понадобиться: транспортир,  линейка, карандаш, ножницы.

«Ум и  сердце  в работу вложены».

Орнамент  в пятиугольнике.

  • Сгибаем четырехугольную бумагу  по  вертикали.
  • Находим центр.
  • Измеряем угол 360  Сгибаем  по диагонали бумагу с  верхнего  угла  к  низу.
  • Второй сгиб  верхнюю  часть делим пополам.
  • Третий сгиб идет  с нижнего  угла  к  верхнему.
  • Получилась треугольная  форма.
  • Чтобы три  стороны были  равны,  подрезаем  бумагу по пунктиру.
  • Цельная сторона  ребра считается началом выхода  элементов орнамента.
  • Наносим контуры орнамента,  вырезаем.

Орнамент  в шестиугольнике.

1)  Сгибаем  четырехугольную бумагу  по  вертикали.

  • Находим центр.
  • Измеряем угол 600  Сгибаем  по диагонали бумагу с  верхнего  угла  к  низу.
  • Второй сгиб  идет  от нижнего  угла   к верхнему  по  диагонали.
  • Третий сгиб от верхнего  угла к диагонали второго  сгиба.
  • Четвертый сгиб деталь делим   пополам.
  • Получилась треугольная  форма.
  • Чтобы три стороны  были  равны  подрезаем бумагу  по                                       пунктиру.
  • Цельная сторона ребра считается  за началом  выхода элементов орнамента.
  • Наносим контуры орнамента,  вырезаем.

 

Самостоятельная работа.

Орнамент в   ромбе, в квадрате.

Выполняем по  представленной схеме.

 

Итог  урока.

  1. Проверка орнамента в пятиугольнике,  шестиугольнике.
  2. Проверка самостоятельной работы.
  3. Выставление оценок.

 

Заключение.

Сегодня на уроке мы с  вами повторили  виды орнаментов, тесты  по   декоративно-прикладному искусству,  выполнили практическую  работу  по созданию  орнамента.  Также  повторили такие  геометрические  понятия —  центр,  ось симметрии,  измерение угла, диагональ, прямоугольный,  равнобедренный, треугольник.

Я считаю,  что  цель  урока  выполнена.

 

Д/З.  выполнить  орнамент в семиугольнике, девятиугольнике.