Второстепенные члены предложения. Дополнение.

 

Тема: Второстепенные  члены  предложения. Дополнение.

Цель: 1.Дать  понятия  о второстепенных  членах  предложения, о дополнении, умения  находить  их  в  текстах.


2 Развивать  правильную  и  грамотную  речь, творческую  мысль, память, мышление, воображении.

3 Воспитывать  любовь к предмету, к языку.

Наглядности: карточки, тесты, плакаты.

Ход  урока

1 Организационный  момент.


Урок начинается, гости улыбаются

А дети постараются сегодня показать

Все, чему учились, все к чему стремились

Потому что в мире надо много знать.

2 Проверка  домашнего  задания

Чтобы умными и грамотными стать

Надо много книг огромных прочитать

Надо только   не лениться

Надо к знаниям стремиться

Чтобы умными и грамотными стать!

3 Изложение  нового  материала

Второстепенные  члены  предложения. Дополнение.

Наш  президент  Н.А.Назарбаев  уделяет  большое  внимание  образованию  и  науке. В его  послании  сказано: Казахстан  должен  воспринимается как  высоко  образованная  страна которая  пользуется  тремя языками это  казахский  язык — государственный  язык  нашего  народа, русский  язык,  как  язык  межнационального   общения .Английский  язык  — язык  успешной  интеграции  в  глобальной  экономике развития  нашей  страны.

                                                                                         Н,А,Назарбаев

 

Игра «Радуга»

Дополнение – это   второстепенный  член  предложения. Дополнение отвечает  на  вопросы  косвенных  падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

Сказка

Жили в простом  предложении «Легенды рассказывают» Подлежащее и сказуемое. Жили дружно и составляли грамматическую основу предложения. Однажды постучалась к ним слово:

-Тук-тук, кто в предложении живет?

-Главные члены – Подлежащее и сказуемое. А ты кто?

-А я могу служить второстепенным членом предложения «Легенды рассказывают о батырах»

Живут они втроем в предложении и ждут, какой еще второстепенный член к ним постучится.

4 Закрепление  нового материала

 

Возникла  на пути преграда

Чтобы проехать дальше  надо

Слова нам верно написать

Не на 4 а на 5 .

Упражнение 4

Дети  слушают  сказку. Ребята  слышали  о  легенде. Я прочитал  басню. Диас  выучил  стихотворение. Ахдар  поёт  песню. Ансар  вспомнил  пословицу. Санжар  отгадал загадку. Пятиклассники  учат  скороговорку.

 

Упражнение 5

Петь  о  Казахстане, написать  рассказ  о  родном  крае, рассказать сказку, читать  о  герое, слушать  легенду  о  батыре.

Упражнение 6 (устно)

Мой  край

ФИЗМИНУТКА

5 Подведение  итогов  урока

Тест

  1. Найдите дополнение:«Я купил книгу»

А) Я      Б) купил    С) книгу

  1. На какие вопросы отвечает дополнение?

А) кто? что?   Б) кого? чего? кому?    С) что делает? что делал?

  1. Найдите подлежащее: «Мама пошла в магазин»

А) мама      Б) пошла      С) в магазин

  1. Синоним к слову товарищ:

А) Коля        Б) не друг       С) друг

  1. Вопросы предложного падежа:

А) кто? что?       Б) кем? чем?      С) о ком? о чем?

Ответы

1 С

2 Б

3 А

4 С

5 С

 

 

Вопросы  шутки:

1.Чем  кончается день и ночь?

2.Что  у зайца  позади, а   цапли впереди?

3.В  каком  слове  40 а ?

4.Какое  время  года можно  легко  превратить  и игру?

5.Кто  разговаривает  на  всех  языках?

6  Определение  домашнего  задания.

Выучить  правило  Упр 8, 9

7 Оценивание