Повторение по разделу «Фонетика»

Тема: Повторение по разделу  «Фонетика»

 

Цель и задачи :


  • обобщить и систематизировать свои знания о составе слова
  • закрепить навыки применения полученных знаний на практике
  • развивать познавательные способности, память, мышление, внимание
  • воспитывать культуру общения

 

Оборудование:

Ход урока

Учитель: Ребята! Сегодня  у нас урок-состязание, которое пройдет в форме путешествия. В ходе его определяется знатоки изученного материала по разделу «Фонетика». В конкурсе участвуют две команды,  на которые поделены все учащиеся. Каждая команда выбирает своего капитана.  Выигрывает та команда, которая за определенное время набрала большое количество правильных ответов. Ребята, если вы готовы к трудностям,  тогда начинаем наше состязание. Откроет его конкурс «Разминка капитанов».

Задание.  Составит из данных слов (хлеб, язык, дело, кормит, портит, и, и) пословицу и объяснить его значение (Язык и хлебом кормит, и дело портит).Выигрывает тот капитан, кто быстрее и правильно выполнит задание.

Учитель: Ребята! Представьте,  что вы у себя на кухне. Ух, сколько тут разных предметов! Какие вы предметы видите? Подберите к словам, обозначающим эти предметы, проверочные и запишите полученные пары. (Чашка- чашечка; ложка- ложечка, кружка- кружечка, нож- ножик). На какое правило вы записали слова? Что нужно сделать, чтобы правильно написать данные слова? (Ответы учащихся).

Учитель:  Ребята! Перед нами карта маршрута, по которому нам нужно пройти. Итак, перед нами Страна Фонетика. Посмотрите,  какой извилистый путь предстоит нам пройти. Но я думаю, что вы справитесь со всеми трудностями. Итак, в путь!


Учащиеся делают остановку на станции Гласная. На доске написаны с пропущенными буквами столбиков слов,  по одному столбику  для каждой команды. Представители из каждой команды выходят к доске по очереди и вставляют пропущенную букву  в слова по порядку. Выигрывает команда, которая быстрее и без ошибок  справилась с заданием.

сп…ртивный                    з…леный

дес…тьцв…тной

р…суешь                   пиш…шь

к…пуста                        т…атр

ст…ловая ш…рстяной

На станции Согласная команды читают данные слова и как быстрее называют количество звонких согласных в каждом ряду.

корова           лошадь          коза             бегемот

акула              щука            карась          лещ

диван              шкаф           кресло          тумбочка

разведчик       школа         жакет            луг

цветок             роза            пион             подснежник

рассвет            обед           стол               закат

голова             сок              зима              жираф

На станции Алфавитная команды принимают участие в игре «Кто со мной поспорит? » и устанавливают правильность данных утверждений.

  1. Звуки мы слышим, а буквыпишем. (Да)
  2. В русском языке 6 гласных букв и 21 согласная (Нет)
  3. «Трусливый друг опаснее врага» — это загадка (Нет)
  4. После ц в слове ц…ркач нужно писать ы (Нет)
  5. В словах ж…ри, брош…ра, параш…т  после шипящих пишется ю(Да)
  6. К непарным звонким звукам относятся л, м, н, й, р. (Да)
  7. Фонетика изучает буквы (Нет)
  8. Гласные бывают ударные и безударные. (Да)
  9. Глухой звук – это согласный, образуемый при помощи голоса. (Нет)
  10. Москва, Саратов, Астана, Семей, Минск, Кокшетау, Рига, Архангельск. Данные города расположены по алфавиту? (Нет)

На станции Орфографическая командам предлагается игра «Шифровальщики»,  которая проводится в парах: один в роли шифровальщика, другой – отгадчика. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильно расшифрует слова.

  1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв. (Тарелка, астра, ложка, кружка, звонок)
  2. Оарз, страа, енкл, роамкша. (Роза, астра, клен, ромашка)
  3. Плнаеат,здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)

На станции Орфоэпическая команды записывают как можно больше слов на тему «Школа»: сначала с ударением на первом слоге, затем на втором, потом на третьем. (Парта, пенал, ученик)

На последний станции Разбор команды читают данные слова и воспроизводят их по памяти, а затем делают фонетический разбор.

  1. команда: хорек, антилопа, барс, архар, рысь.
  2. команда: жасмин, ирис, дуб, ель, кедр.

Учитель: Наше путешествие- состязание закончилось. Давайте подведем итоги и наградим победителей грамотами.