«Профориентационная работа на уроках русского языка и литературы» (Материал подготовлен из опыта работы учителя)

 

 

«Профориентационная работа на уроках русского языка и литературы»

(Материал подготовлен из опыта работы учителя)

 

На современном этапе развития нашего государства резко возросла потребность производства в высококлассных рабочих и специалистов среднего звена. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряжённость, требуются высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Молодой человек, выйдя из школы, должен быть готов к вхождению в профессиональный мир – мир рыночной экономики. Именно нам, учителям, выпадает  большая доля труда в проведении профориентационной работы.

Профессиональная ориентация – это предоставление информации и консультативная помощь обучающемуся в реализации его прав в области образовательных и профессиональных возможностей, свободном и осознанном выборе профессии и места учёбы в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями. Профессиональную ориентационную работу можно и нужно проводить на уроках русского языка и литературы. Поэтому необходимо уделять большое внимание этой работе, опираться на знание системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности,  пути их реализации и потребности рынка труда.

Основная цель профориентационной работы – создание условий для формирования рационального баланса между профессиональным самоопределением молодёжи и потребностями рынка труда.

Задачи, которые ставит перед нами государство:

  • повышать престиж рабочей профессии;
  • обеспечивать условия для осознанного самоопределения и выбора профессии учащимися школ через системное проведение профориентационных мероприятий в соответствии с возрастными особенностями;
  • создать условия для осознанного выбора учащимися профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

Профориентация является одним из направлений воспитательного процесса в школе.

Основные формы работы должны  обеспечивать профориетационную направленность уроков, способствовать формированию у школьников адекватной самооценки, помочь организовать совместно с учебными заведениями научно-практическую деятельность.

Учитель-предметник способствует развитию познавательного интереса и творческой направленности личности школьника, используя разнообразные методы и средства: проектная деятельность, деловая игра, семинар, «круглый стол», конкурсы стенных газет, эссе, предметные недели, викторины, игры-путешествия.

Вашему вниманию представлены некоторые формы работы на уроках русского языка.

 

  1. Рассуждения учащихся «Из чего складывается успех»

 

Опираясь на формулу и используя свой жизненный опыт, вырази своими словами, как достичь успеха.  Обоснуй свою точку зрения.

 

Хочу: интересы, склонности, желания, мечты

                                                                         «Хочу»  

(то, что любишь)

 

счастлив, но беден                                                просто мечта

 

«Могу»                                 УСПЕХ                           « Надо»

(то, что хорошо получается)                                                         (то, за что хорошо платят)

психофизиологические возможности                                                                потребность  в кадрах

здоровье                                                                                                   востребованность

способности                                                                                выбранной   профессии

 

Богатый, но скучно

 

Главное – суметь совместить свои хочу, могу, надо

 

  1. Эссе

Схема построения профессионального образа будущего

 

 мечта 
Цели:

1.                            2.

Задачи:

1

2

3

 

 

  • Дальняя профессиональная цель (мечта).
  • Ближние профессиональные цели (как этапы достижения дальней цели).
  • Задачи — ступени для достижения цели.

 

 

 

 

 

  1. Составление словаря профессиональных слов

По профсловарю определить профессию

 

 

 

 

  1. Работа с текстом

по методу развития функциональной грамотности  (или это может быть изложение).

 

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю, пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учётом своих способностей, внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против». Только равнодушные люди идут куда придётся.

С этой целью изучи глубже самого себя. Разберись в своих интересах и склонностях: что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией.

Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества. Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий. Побеседуй с представителями избираемых профессий. Постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически.

Действуй дальше! Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию, сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал, постарайся развивать в себе нужные качества. Расширяй кругозор знаний, сопутствующих выбранной профессии. Помни о требованиях, которые выдвигают работодатели. Не отступай перед трудностями, будь настойчив в достижении намеченных целей. Это позволит тебе быть более конкурентоспособным и получить преимущества при поступлении на работу.

Работа по тексту в трёх уровнях:

Н-р: 1 уровень

  1. Словарная работа, выделение трудных для понимания слов
  2. Выделение слов на определённое орфографическое или грамматическое правило
  3. Работа по пунктуации

2 уровень

Составление цитатного плана

3 уровень

Используя в качестве примера историю своих родителей или знакомых, докажите, как и каким образом они достигли высокого профессионализма.

 

  1. Составление деловых бумаг

Карта краткосрочных и долгосрочных планов ученика

Дата заполнения ___________

Мои образовательные планы на __________ учебный год

 

 Примерное планирование достиженийПлан работы для достижения
К концу учебного года  
К концу 1 четверти  
К концу 2 четверти  
К концу 3 четверти  

 

  1. Конкурс рисунков «Моя будущая профессия» с кратким описанием.
  2. Конкурс афоризмов, н-р: «Профессия в максимальной мере, насколько это возможно, должна интересовать вас и нравиться вам», «Профессия должна быть интересна для вас. Чем ценнее будет ваше умение для общества, тем дороже оно будет готово оплачивать ваш труд», «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас».
  3. Викторина «Что? Где? Когда?»
  4. Игра-знакомство «Путешествие в мир профессий»

 

 

 

 

 

 

 

  1. Составление картотеки

 

 

Характеристика профессии

 

Сварщик–высококвалифицированный специалист, выполняющий все виды работ по изготовлению изделий из металла и частей к ним посредством плазменной резки, электродуговой и контактной сварки.  Выполняет работу как вручную, так и с использованием специального оборудования. Занимается производством неразборных деталей оборудования, монтажом трубопроводов, мостов, электроопор, галерей для оборудования, металлоконструкций зданий.
Требования к профессиональной подготовкеДолжен знать технологию производства сварочных работ, уметь работать на сварочном оборудовании, уметь обращаться со сварочными манипуляторами, натяжителями и электроинструментом. Должен знать правила контактной и дуговой сварки, высокоточной точечной пайки и требования к оценке качества швов. Должен знать классификацию сварочного оборудования и материалов, уметь обеспечить и протестировать качество выполняемых работ. Должен соблюдать нормы безопасности при работе с горючими газами и оборудованием высокого напряжения.

 

Требования к индивидуальным особенностям специалистаХорошее здоровье, выносливость, физическая сила. Сварщик должен быть ответственным, усидчивым, скрупулезным. Требуется точная работа рук, повышенная концентрация внимания, отличный глазомер.

 

Место работыЛюбые предприятия, где ведутся монтажно-строительные работы и изготавливается оборудование и материалы из металла.
ЗарплатаОт 20 тысяч у выпускников до 60 тысяч тенге у профессионалов.
Родственные профессииСлесарь-монтажник, клепальщик, слесарь-ремонтник.

 

  1. Игры на внеклассном мероприятии
  • определить профессию по описанию, по пословицам, по типу взаимоотношения человека и объекта действия:

Человек – художественный образ

Человек – природа

Человек – техника

Человек – человек

Человек – знаковая система

  • Класс делится на группы (в группе 4-5 человек). В каждой группе выбирают профессию, которую хотел бы иметь в будущем один из игроков. Задача заключается в том, чтобы обосновать этот выбор.

Группам раздаются карточки «Эта профессия подходит…»

                                     Потому что …Да, но …
  

Цель: Кто сможет более аргументированно доказать, насколько данная профессия подошла бы к выбравшему ее участнику.

  • Далее, каждому участнику даются карточки, на которых нужно подчеркнуть личные качества человека (можно выставить фото на экране), который является профессионалом: знание своего дела, вдумчивость, пытливость, цепкость в работе, творческий склад ума, умение быть простым, доступным в общении с людьми, требовательность к себе и своей работе, умение преодолевать трудности, уверенность в своих силах.

Вопрос: О чем вас заставило задуматься это задание? (Ответы учащихся).

  • В конвертах даются разрезанные пословицы о труде. Какая группа быстрее их сложит.

Всякое дело начинай смело.

Дело вести – не лапти плести.

В больших делах пустяков не бывает.

Языком спеши, а делом не смеши.

Что припасешь, то и понесешь.

Раньше вставай, да сам наживай.

Не срубишь дуба, не отдув губы.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Упустишь минуту – потеряешь час.

Землю красит солнце, а человека – труд.

Птица крепнет в полёте, а человек – в труде.

Кто рано встаёт, тому Бог даёт.

Не спеши языком, торопись делом.

 

  1. Физминутка

2 минуты

Давайте  немного отдохнём, проведём физминутку в виде конкурса «Угадай профессию», но отвечать не словами, а при помощи движений показать, чем занимаются люди данных профессий.

  1. Какой водитель смотрит на землю свысока (парит в облаках)?
    2.    Кто выносит сор из избы?
    3.    Самый сладкий мастер – это… Кто?
    4.    Назовите имя самого известного в нашей стране космонавта.
    5.    Как звали сказочную женщину-пилота?
    6.    Звёздный бухгалтер – это… Кто?
    7.    Ухажер за деревьями – это… Кто?
  2. Преобразователь ткани в одежду – это
    9.    Представители какой профессии всё время задают молодым людям вопросы, на которые сами знают ответы?
    10.    «Сумчатый» профессионал – это…

(Пилот, лётчик, космонавт, уборщица, кондитер, Баба-Яга, астроном, садовод, садовник, портной, швея, учителя, почтальон)

 

  1. Домашнее  задание:

Собрать картотеку о новых профессиях, записанных в тетрадях.

Письменно ответить и доказательно пояснить вопрос: “Кем я хочу быть и почему”.

 

 

Все вышесказанные формы работы имеют следующий ожидаемый результат: активизируется  процесс профессионального самоопределения, развиваются умения планировать профессиональную карьеру, расширяется представление о профессиях, развивается навык самопрезентации, подчёркивается роль русского языка в получении образования и овладения данным видом профессии.

 

 

 

 

Используемая литература:

  1. Жижова О. «Перспектива успеха», Изд. Дом «Первое сентября», Москва 2006 г.
  2. Романова Е.С. «99 популярных профессий», Петербург, 2006 г.
  3. Пряжников Н.С. «Игровые профориентационные упражнения», Москва 2009 г.
  4. Резапкина Г.В. «Секреты выбора профессии», Москва 2012 г.