Национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымова
Тема урока: &21. Национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымова. | История Казахстана | |||
Цель: проанализировать восстание К. Касымулы, показать его историческое значение, как самого крупного восстания против колониальной политики царской России. | Задачи: 1. Изучить историю восстания,оценить влияние руководителя восстания на его ход, раскрыть личностные качества К. Касымулы как выдающегося политика и полководца, патриота своей Родины, раскрыть причины поражения и историческое значение Тип урока: Изучение нового материала. | |||
Результат обучения: | Учащиеся должны знать основные моменты и события восстания, определять такие моменты восстания, как причины, цели и движущие силы. Учащиеся должны уметь объяснять понятия: объективные причины, субъективные причины, есаул, чики, мынбасы и другие. Уметь находить на карте территорию охвата восстания, работать с ИД, делать выводы, выполнять задания.
| |||
Результат обучения для учащихся А, Б, В:
| «А»-знать: историю восстания, основные исторические события хода восстания, уметь объяснять причины, ставить вопросы, работать с классом. Понимать: закономерность происходивших событий, устанавливать причинно-следственные связи. Уметь: применять знания на дальнейших уроках. «В»-знать: последовательность событий, правильно определять причины падения государства.
«С» — помимо основных событий, устанавливать параллели между событиями
| |||
Вид деятельности (краткий ход урока с указанием подходов и времени)
| Орг. момент-2 мин. Опрос д/з — 10 мин. Основная часть-25 мин. Заключительная часть-6 мин. Д/з-2 мин.
| |||
Вводная часть: 1.Психологический настрой. 1 мин. 2. Рассаживание по группам.1 мин.
3.Актуализация пройденных тем.
Вопрос к учащимся: Какие возникают у вас ассоциации, когда мы говорим Кенесары Касымов?
3.Основная часть. Вступительное слово учителя(после приёма «Ассоциации»)
Заполнение «Фишбоуна».
| Рассаживание по группам. Психологический настрой. «Это ты, это я, это все мои друзья!» Кто живет в стране чудесной, под названьем Казахстан? Кто построит все мосты, что ведут нас к дружбе по дороге доброты? Кто из вас границы наши будет верно защищать и страну свою родную от чужих оберегать?
Мотивация познавательной деятельности: На слайдах – портреты руководителей восстаний разных периодов. Задание № 1: 1.Назвать руководителей восстания. 2.Расставить портреты в хронологическом порядке.
Задание № 2. Историческая минутка «Верно-неверно».
1.Восстание под руководством Сырыма Датулы произошло в 1773-1775 годы. 2.Восстание под руководством Е. Пугачёва охватило всю территорию Казахстана. 3.Восстание Сырыма Датулы произошло в Младшем жузе. 4.Во время восстания Е. Пугачёва были осаждены Петропавловская, Пресногорьевская крепости. 5.Разрешение пасти скот на левом берегу Урала было выдано казахам в 1742 году. 6.С Е. Пугачёвым встречался мулла Забир. 7.В 1812 году хан Джангир назначил Махамбета старшиной отделения Жайык племени бериш. 8.Последнее сражение восстания 1836-1838 годов произошло в местечке Акбулак 12 июля 1838 года. 9.В 1858 году в районе Аральского моря в ур. Шошкаколь добровольно сдался царским властям Ж. Нурмухамедулы. 10.Восстание Исатая и Махамбета произошло в Букеевской Орде.
Смотря на следующий портрет, как вы думаете, как называется сегодняшний урок?
Приём «Ассоциации Кенесары Касымов: -батыр -внук хана Аблая -последний казахский хан -руководитель восстания -брат Санжара -великий человек
План изучения восстания:
У учащихся на столах карточки; они прикрепляют эти карточки на разные части тела рыбы, где указаны причины, цели и т. д. |
Модуль «Критическое мышление». Приём «Верно-неверно». Примерные ответы детей:
Нет
Нет
Да
Да
Нет
Да
Нет
Да
Нет
Да
КМ. Приём «Ассоциации». Примерные ответы учащихся.
-батыр -внук хана Аблая -последний казахский хан -руководитель восстания -брат Санжара -великий человек
Учащиеся заполняют структуру «Фишбоуна». | ||
В ходе работы групп учитель корректирует работу групп.
Вопрос учителя: В чём историческое значение восстания?
| Группа №1 – п.1 плана I-этап -ноябрь 1837-1841 гг. Распространение восстания на территории Среднего и Младшего жузов
Группа № 2 –второй период восстания ІІ-этап – 1841 – 1843 годы. Поход в Ташкент. Захват укреплений Созақ, Жаңақорған. А)Защита помтера;
В)Работа с ЭУ. Учащиеся должны на ЭУ ответить на вопросы задания: «Докончить предложения….»
С)«Чистая доска».На доске слова: есаул, чики, кунакхана, мынбасы, жузбасы. По мере их усвоения эти слова стираются с доски.
Группа № 3 Третий период восстания(краткое изложение): ІІІ-этап – 1843 – весна 1845 г. Переход казахских аулов в ведение Кенесары. IVэтап-лето 1845 – 1847 гг. Завершающий этап и поражение движения. Причины поражения и историческое значение восстания Приводят слова А. Букейханова о К. Касымове: Алихан Бокейханов: «Его слава затмила в народных сказаниях даже славу популярного его деда Абылая. Он превзошел своего деда». «Смыслом его жизни-была свобода. Кенесары по природе своей относится к типу неутомимых степных рыцарей. По всей видимости, он был человеком особо одаренным. Сохранение свободы детей степи стало его девизом, смыслом его жизни. Он был последним рыцарем степи» . | Групповое обучение
Защита постеров
Модуль «Лидерство в обучении». «А» руководит работой своей группы, работает с электронным учебником.
КМ «Чистая доска».
Ответы детей:
| ||
4.Заключительная часть
Рефлексия
| Ответить на вопросы по Таксономии Блума: 1.Кто стоял во главе восстания? 2.Опишите Кенесары Касымова. 3. В чём была причина восстания? 4.Почему Кенесары называют «Мидридатом киргизской степи»? 5.Что случилось бы, если бы восставшие были бы в дружеских отношениях с манапами? 6.Оцени историческую важность этого восстания?
Белая шляпа – основные факты о восстании Кенесары Касымов Красная шляпа — эмоции Зелёная шляпа — альтернатива, творчество Чёрная шляпа – отрицательные стороны восстания Жёлтая шляпа – положительные стороны восстания
Синяя шляпа – оценка работе групп(формативное оценивание). «Древо познания». Учащиеся пишут свои мнения на стикерах. | Модуль «Работа с талантливыми и одарёнными детьми КМ «Шляпы Боно»
| ||
Ресурсы:
| Карта Казахстана, раздаточный материал, презентация, плакаты, маркеры, электронный учебник. | |||
Домашнее задание и чтение:
| 1.& 21, составить 5 тонких, 5 толстых вопросов. 2.Распределить вопросы по Таксономии Блума по категориям или «Диаграмму Венна».
| |||