Мир профессий

Цель: познакомить учащихся с многообразием мира профессий; развивать интеллектуальные и творческие способности; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

Оборудование: наглядное пособие «Профессии в картинках», мешочек, пазлы, шаблоны лиц, маркеры, ватман.

Ход мероприятия


Не профессия выбирает человека, а человек профессию.

Сократ

Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о профессиях, заглянем в этот многообразный мир и порассуждаем о его роли в нашей жизни.

— А что такое профессия?

Ответы детей.

 

Ведущий 1: Слово «профессия» происходит от латинского professio, означающего «публичное выступление». Во времена Древнего Рима так называли род занятий, которому человек себя посвящал и о котором заявлял публично. В современном обществе под профессией мы понимаем такой характер трудовой деятельности человека, который служит источником его существования.


 

Учитель: А сколько существует профессий?

Ответы детей.

 

Ведущий 2: Сегодня в мире существует огромное количество профессий. На данное время их насчитывается 50 тысяч. Появляются новые профессии и исчезают старые, это связано активным внедрением современной техники и прогрессивных технологий во все сферы жизнедеятельности.

Давайте вспомним некоторые из них.

 

Игра «Калейдоскоп профессий»

Каждый ребенок получает одну букву алфавита. На эту букву он называет профессию:

Например:

А – архитектор, адвокат, актер, аудитор, автомеханик;

Б – бухгалтер, библиотекарь, брокер, банкир;

В – врач, водитель, визажист, веб-дизайнер;

Г – геолог;

Д – дизайнер, диспетчер, диктор, дистрибьютор;

Е – егерь;

Ж – журналист;

З – закройщик, зооинженер, звукорежиссер;

И – историк, инженер, инкассатор, имиджмейкер;

К – кассир, кондуктор, кондитер, косметолог, каменщик, конструктор;

Л – летчик, логопед, логистик, лаборант;

М – менеджер, массажист, модельер, машинист, монтажник, маркетолог;

Н – наладчик, нотариус;

О – официант, оператор ПК, офис-менеджер, орнитолог;

П – повар, провизор, программист, психолог, переводчик;

Р – риэлтор, режиссер, редактор;

С – секретарь, столяр, социолог, супервайзер, сценарист;

Т – токарь, ткач, телохранитель, товаровед, тракторист;

У – учитель;

Ф – фотограф, фрезеровщик;

Х – художник, химик;

Ч – часовщик;

Ш – штукатур, швея, шеф0повар, шахтер;

Э – эколог, экономист;

Ю – юрист, юрисконсульт.

 

Ведущий 1: Каждая профессия имеет свою историю. Некоторые профессии возникли много-много веков назад, другие – совсем недавно.

Послушайте загадку и угадайте, о какой профессии идет речь.

 

Мелом пишет и рисует

И с ошибками воюет,

Учит думать, размышлять,

Как его, ребята, звать?

 

Дети: Учитель.

 

Ведущий 2: Профессия учителя – одна из самых уважаемых и ответственных. Задача учителя – передать свои знания воспитанникам и научить их применять эти знания в жизни.

А какими качествами должен обладать учитель?

Ответы детей.

 

Ведущий 1: Учитель должен хорошо знать не только свой предмет, но и смежные предметы, иметь обширный кругозор и постоянно совершенствовать свои знания; прекрасно разбираться в детской психологии, читать много книг. Выдающийся ученый, гуманист и мыслитель Али Апшерони сказал: «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами».

Успех педагогической деятельности зависит от коммуникабельности учителя, его умения наладить теплые, доверительные отношения с детьми, их родителями, коллегами.

Учитель должен уметь находить подход к каждому ученику, быть внимательным к детям, замечать все изменения в их поведении и анализировать их.

Педагогическая деятельность требует от человека и определенных волевых качеств: выдержки, терпения, последовательности, настойчивости, самообладания, способности контролировать свои эмоции и настроение и управлять ими.

Важно, чтобы речь учителя отличалась выразительностью, эмоциональностью, но в то же время была понятной детям.

 

Игра «Он – она»

Он – акробат, она — … акробатка

Он – спортсмен, она — … спортсменка

Он – укротитель, она — … укротительница

Он – певец, она — …певица

Он – повар, она — … повариха

Он – художник, она — … художница

Он – учитель, она — … учительница

Он – портной, она — …портниха

Он – проводник, она – … проводница

Он – актер, она – … актриса

Он – пианист, она — … пианистка

Он – тракторист, она — …трактористка

Он – ткач, она — …ткачиха

Он – писатель, она — …писательница

Он – лаборант, она — …лаборантка

Он – продавец, она — … продавщица

 

 

 

Игра «Волшебные пазлы»

Пословицы написаны на пазлах, которые перемешаны и лежат в конвертах на столах.

Дети собирают пословицы и читают их.

 

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Уменье и труд все перетрут.

Труд человека кормит, а лень портит.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Больше дела – меньше слов.

 

Ведущий 2: Продолжим знакомство с миром профессий.

 

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?

 

Дети: Повар.

 

Учитель: А чем занимается повар?

Ответы детей.

Повар – специалист по приготовлению пищи. А какими качествами он должен обладать?

Ответы детей.

 

Ведущий 2: Повар должен знать технологию приготовления блюд, а еще:

— уметь вкусно и правильно приготовить салаты, супы, вторые блюда, десерты и т.д.;

— помнить рецепты приготовления множества блюд, а поэтому обладать хорошей памятью;

— иметь точный глазомер, повышенную чувствительность к запахам и вкусовым качествам;

— не только вкусно приготовить блюдо, но и красиво его оформить. Для этого нужны и творческие способности, и дизайнерские;

— представить вкус и внешний вид блюда, только взглянув на его рецепт.

Существует еще и лечебная, и диетическая кулинария, поэтому от повара требуется знание особенностей лечебного питания, где следует строго придерживаться технологии приготовления блюд и указаний врача.

 

Игра «Вкусняшка»

Из перечня ингредиентов, необходимых для приготовления блюда, дети должны назвать пропущенный ингредиент.

Возможные варианты вопросов:

— Чтобы приготовить блины, возьмем: масло растительное, яйца, сахар, соль, молоко и … (муку)

— Чтобы приготовить кашу, нужно взять: воду, соль, масло и … (крупу: гречневую, ячневую, рисовую и т.д.)

— Чтобы приготовить бутерброд, нам понадобятся: колбаса, соль, зелень и … (хлеб)

— Чтобы приготовить желе, нам нужны: вода, сахар, малина или другие ягоды и … (желатин)

— Чтобы приготовить уху, возьмем: воду, картошку, морковку, лук, зелень, душистый перец, лавровый лист и … (рыбу)

Ведущий 1: Люди этой профессии помогают нам сделать нужные покупки, и практически мы встречаемся с ними каждый день.

 

Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам…

 

Дети: Продавцы.

 

Учитель: Да, эта профессия называется продавец. А чем занимается продавец?

Ответы детей.

 

Ведущий: Продавец – это работник, отпускающий, продающий товар покупателям.

Какими качествами должен обладать продавец?

Ответы детей.

 

Ведущий 3: Продавец должен уметь посоветовать покупателю, какой товар лучше взять (поэтому ему следует все знать о товаре, который он продает), кроме того, продавцу нужно:

— уметь правильно посчитать стоимость покупки;

— рекламировать свой товар;

Красиво оформлять витрины и прилавки;

— знать правила торговли и производителей товара, разбираться в ассортименте товара, изучать потребительский спрос;

— быть внимательным, эмоционально устойчивым, общительным, иметь хорошую память, арифметические способности, глазомер.

 

Игра «Магазин»

Дети встают в круг.

Учитель: Сегодня мы отправимся в магазин за покупками. Покажите, используя только мимику и жесты, что вы купили в нашем волшебном магазине.

Дети из коробки достают картинку с изображением какого-либо товара, с помощью жестов и мимики изображают свою покупку.

 

Ведущий 4: А сейчас мы познакомимся еще с одной очень интересной профессией.

Все дороги мне знакомы,

Я в кабине, словно дома,

Мне мигает светофор,

Знает он, что я — …

Дети: Шофер.

 

Учитель: Человек, управляющий легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок.

А какими качествами должен обладать шофер?

Ответы детей.

 

Ведущий 3: Водитель должен знать правила дорожного движения, соблюдать их, быть внимательным на дороге, контролировать соблюдение правил проезда пассажирами, правильность посадки и высадки пассажиров. Уметь мгновенно оценить аварийную ситуацию и принять правильное решение для ее устранения.

Кроме того, водителю следует хорошо знать устройство автомобиля и в случае поломки на дороге уметь устранить возникшие неисправности.

Так как водителю приходится много часов находиться в дороге за рулем, он должен быть выносливым, иметь хорошую физическую форму.

Научиться управлять машиной может каждый, но стать настоящим водителем способны не все.

 

Игра «Волшебный мешочек»

В мешочке спрятаны различные вещи и инструменты. Каждому участнику предлагается по очереди доставать по одному предмету и называть профессию человека, которому, на его взгляд, он принадлежит, объяснить, почему он так считает.

Например:

Расческа – парикмахер

Стетоскоп – врач

Телеграмма – почтальон

Ноты – музыкант

Рубанок – столяр

Мука – пекарь, кулинар

Половник – повар

Компьютерная мышь – программист, оператор ПК

Краски – художник

Ткань – швея, портной

Книга – писатель

Колба – химик

Огурец (другой овощ) – агроном

Мел – учитель

Игрушечные весы – продавец

Калькулятор – бухгалтер, экономист

Шайба – хоккеист

Часы – часовщик

Театральная маска – актер

Трамвайный билет – кондуктор

 

Ведущий 4: А вот профессия, которая позволяет вам всегда хорошо выглядеть.

У этой волшебницы,

Этой художницы,

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает

Таинственной силой:

К кому прикоснется,

Тот станет красивым.

Дети: Парикмахер.

 

Ведущий 4: Парикмахер – мастер, который стрижет, бреет, красит клиентам волосы и делает различные прически.

Эта профессия существует довольно давно. В разные времена и в разных странах представителей этой профессии называли по-разному: брадобреями, цирюльниками, стригунами. Помимо стрижки и укладки волос парикмахеры еще оказывали такие услуги, как бритье и маникюр, а нередко выполняли и обязанности врачей, подвергая своих клиентов нехитрым медицинским процедурам. В наше время основной объект их труда – прически и все, что с ними связано.

В профессии существует определенная специализация: некоторые мастера занимаются только мужскими прическами, другие – только женскими, третьи – детскими. Конечно же, есть и парикмахеры-универсалы, готовые постричь кого угодно (что в последнее время встречается довольно редко), и мастера-модельеры, которые создают новые прически, участвуют в конкурсах парикмахеров.

 

Ведущий 3: А какими качествами должен обладать парикмахер?

Ответы детей.

 

Ведущий 3: У парикмахера должны быть подвижные пальцы рук, хороший эстетический вкус. Так как он проводит много часов стоя на ногах, ему не помешает физическая выносливость. Необходимы знания основ химии, правил составления красящих растворов и смесей, а также этики, навыки общения с людьми, умение подобрать стиль прически, учитывая особенности строения лица, структуру и цвет волос.

 

Игра «Профессия сказочного героя»

— Кем по профессии был Игорь Иванович Печкин, персонаж мультфильма «Трое из Простоквашино»? (почтальоном)

— Кем был герой сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» папа Карло? (шарманщиком)

— Кем был приятель папы Карло Джузеппе, по прозванию Сизый Нос? (столяром)

— Кем был Дядюшка Мокус из мультфильма «Приключения поросенка Фунтика»? (клоуном)

— Кем работал дядя Степа после службы на флоте в стихотворении С. Михалкова? (милиционером)

— Кем работал фрекен Бок в сказке «Малыш и Карлсон»? (домработницей)

— Кем по профессии был Цветик в сказке «Незнайка на Луне»? (поэтом)

— Кем были по профессии Винтик и Шпунтик из сказки «Незнайка на Луне»? (механиками)

— Кем работала Мэри Поппинс, героиня сказочных повестей писательницы П. Трэверс? (няней)

— Всех излечит, исцелит

Добрый доктор… (Айболит!)

— Значит, по профессии Айболит был? (доктором)

— Какая врачебная специальность была у доктора Айболита? (ветеринар)

— Кем по профессии в сказке Шарля Перро «Кот в сапогах» был отец сыновей? (мельником)

— Кем по профессии был отец Мальчика-с-пальчика? (дровосеком)

 

Учитель: Из множества профессий, существующих в мире, сегодня мы познакомились только с пятью. В каждой профессии есть люди, в совершенстве владеющие своим ремеслом, — это Мастера.

Сейчас мы составим портрет мастера, где центр – портрет самого мастера, а лучики – его качества.

Заключительная игра «Лчики мастерства»

Ведущий объединяет детей в пять групп и просит нарисовать солнышко мастера. Центр солнышка – портрет самого мастера, а лучики – его качества. Затем каждая группа презентует свою работу.