Предпосылки образования казахского национального государства

Тема: Предпосылки образования казахского национального государства

Образовательная: научить обучающихся определять территорию расселения племён Казахстана в XVв, объяснять экономико-политические предпосылки создания единого государства и причины консолидации племён вокруг султанов Керея и Жанибека.

Развивающая: развивать пространственное мышление при обозначении территории расселения племён и начальных границ Казахского ханства на карте; историческую память на термины, даты и имена к теме, словесно-логическое мышление, речь.


Воспитательная: прививать навыки самостоятельности, самодисциплины, стремления к саморазвитию; воспитание уважения к интеллектуальной культуре через интересные формы работы на уроке.

Тип урока: комбинированный,  урок изучения нового материала.

Методы: применение ИКТ, объяснительно- иллюстративный,  частично-поисковый (эвристический)словесный (рассказ, беседа); наглядный (карта, схема, таблицы).Практические (работа с текстом учебника, составление конспекта, заполнение схемы);  Взаимопроверка  и самоконтроль.

Методы проведения урока: Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

Оборудование: учебник «История средневекового Казахстана» для 7 класса (авторы:Т.Садыков. С Жолдасбаев. Алматы «Атамұра» 2007 г.);интерактивная доска,мультимедийная презентация к уроку;карта Казахское ханство в 15в.Раздаточный материал (задания для работы, карточки);ЦОР по истории Казахстана, 6 шляп, смайлики, тетрадь с заданиями.

Ход урока

ІОрганизационный момент.Мотивация.(2 мин.)


– Добрый день ребята и уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на нашем уроке.

Мотивация: Каждый из вас, ребята, должен постараться не только для своей оценки, но и для оценки работы группы. Все этапы  урока будут оцениваться лидером группы и учителем. По окончании урока мы определим, какая из групп имеет более высокий результат, кто из учеников заработал максимально высокую оценку и получит номинацию «Самый активный» «Лучший в группе»

ІІОпрос домашнего задания. (7 мин.)

1.Повторение

Выполнение заданий на интерактивной доске( по группам)

1.Соотнесите (государства и годы)

2.Виды собственности на землю.

3.Игра « Пять исторических названий» (даты,термины)

Оценивание׃ формативное, словесное поощрение каждой группе(жетон за верный ответ)

2.1.Мавзолеи. Карточка №1.Соотнесите мавзолеи  и места их расположения.

  1. Карточка №2 Узнайте мавзолей по его описанию.

3.Карточка №3 Определите какой мавзолей нарисован и опишите его.

III. Изучение нового материала.

1.Задание 1:«Ассоциация» (2 мин.)

Слово Казахстан- ученики: называют слова.

Сообщение темы урока

Учитель дает краткую информацию в виде презентации по новой теме.

Проблемное задание: Назовите тему урока?

Учитель объявляет тему урока.Ученики: записывают название темы урока и домашнее задание.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

2.Работа с электронным учебником. История Казахстана 7 класс.

Задание: Просмотр фрагмента видеофильма «Казахское ханство»- 1 мин.

(ЦОР по истории Казахстана)

 

3.Работа в группах Казахские племена в 14-15вв

Учитель: дает текст из хрестоматии каждой группе.

Задание 2  1 группе «Три  в одном».«Юные исследователи» (13 мин.)

Охарактеризуйте положение казахских племен в 14-15вв.

Ученики: используя текст, изображают на постерах описание исторического события. Выполнить задание 1 в рабочей тетради.

Оценивание: формативное, за правильный ответ ставятся баллы

Работа в группах Керей и Жаныбек

Задание 2  2 группе «Три  в одном».«Интервью с исторической личностью». (7 мин.)

Опережающее задание: «Первые казахские ханы»

Учитель:взять интервью у Жанибека или Керея о их жизни, причины стремления к независимости.

Ученики: используя учебный материал и хрестоматию, инсценируют исторический эпизод.  Используя текст, изображают на постерах опорную схему .

Выполнить задание 2 в рабочей тетради.

Работа в группах Предпосылки образования Казахского ханства

Задание 2  3 группе«Три  в одном».

Задание «Картография». (2 мин.)

Учитель: Каковы предпосылки образования казахского ханства? (составьте опорную схему.)

Каково главноеотличиегосударстваКерея и Жанибека? Как оно было создано?

Ученики: используя учебный материал и хрестоматию, отвечали на вопросы.

Ученики: используя текст, изображают на постерах опорную схему .

Выполнить задание 3 в рабочей тетради.

Защита проектов. Проверка самостоятельной работы.

1 группа ( уч-ся выходят к доске и отвечают, объясняют по схеме,используя задания в рабочей тетради)

Есть у вас вопросы к ребятам?

2 группа

3 группа

Вопрос учителя: Что бы вы сделали если  были султанами Кереем и Жаныбеком?

Если бы ты был современником Керея и Жаныбека что бы ты сделал?

Почему народ откочевал вместе с султанами Кереем и Жаныбеком?

Взаимооценка работы групп.

1V Закрепление.

Сейчас мы проверим как вы усвоили тему урока.

Используя приём «Шесть шляп мышления»

Учитель напоминает правила работы «в шляпах»:

«Белая шляпа» : факты, информация.

«Жёлтая шляпа»: плюсы, преимущества, только положительные стороны.

«Чёрная шляпа»: минусы, только отрицательные стороны.

«Красная шляпа» чувства, эмоции.

«Зелёная шляпа»: новые идеи.

«Синяя шляпа»: выводы, оценки группам

Главное отличие государства Керея и Жанибека: оно создано не путём завоеваний, а на основе местных исторических, экономических и этнических предпосылок.

Задание4

Вставить пропуски в тексте, ответ полностью записать в тетради:

В … веках казахские племена населяли огромные просторы от Иртыша до Урала, от Алтая до Каспия, от Каратала до Сырдарьи, от Тянь-Шаня до Каратау. Основное население казахских степей составляли такие племена, как уйсуны, …В XV веке ханство … и … утратили былую мощь и пришли в упадок. Из ханства Абулхаира султаны … и … увели племена в западное Жетысу и образовали там новое государство.

V Итог урока

Оценивание работы уч-ся лидером группы,взаимооценивание учащихся

Выставление оценок (комментирование).

На доске два смайлика, улыбающийся и грустный. Первый означает, что урок понравился другой, что урок не понравился. Оцените урок, прикрепив стикеры на тот смайлик, который вы  считаете нужным.

Выставление оценок.

Домашнее задание. §34.

Творческое задание – составить рассказ от имениЖаныбека и Керея, задания в рабочей тетради.