Политические репрессии и депортация народов в Казахстан

 

Образовательная — Обобщить и закрепить знания о социально-политических и экономических изменениях вКазахстане в 20 — 30 годы ХХ века, определить уровень их усвоения.Сформировать у учащихся представление о репрессиях, их причинах, масштабах; депортации народов в Казахстан.

Развивающая — Развивать умение оперативно ориентироваться в фактическом материале учебника, учить анализировать, выбирать точный ответ, мыслить творчески; развивать познавательное мышление,эрудицию,творческий потенциал личности.

Воспитательная –Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, уважения к людям, жившим в те   страшные, трудные годы, формировать позицию непримиримости к тем, кто посягает на личную свободу и права людей. Осуществлять нравственное воспитаниевоспитывать интерес и ответственность в деле приобретения знаний.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока:урок – турнир

Оборудование: дополнительная литература:А.Ахматова«Реквием»,А.И.Солженицын«Архипелаг ГУЛАГ» (отрывки из произведения),учебные пособия, карточки с вопросами дляколлективной и индивидуальной работы иллюстрации, портреты, художественная литература.Мультимедийная установка: компьютер, колонки, презентации, Моцарт «Реквием» (отрывок из произведения) раздаточный документальный материал.

 

«Так в чем же их вина.

За что такие муки?

Здесь на своей земле,

В родном краю?»

(Т.Г. Невадовская, март 1933г)

 

Ход урока:

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Звучит мелодия Моцарта «Реквием», учащиеся стоят, на фоне музыки звучат стихи Т. Руслова:

1ученик. Всем, кто клеймен был статьею полсотни восьмою,

2ученик. Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем,

3ученик. Кто по суду, без суда, совещаньем особым, был обречен на тюремную робу до гроба.

4ученик. Кто был с судьбой обручен кандалами, колючкой, цепями,

5ученик. Им наши слезы и скорбь, наша вечная память!

Мотивация

2.Вступительноеслово учителя:

Казахстан находится на пороге великих открытий и достижений. Сегодня нашей родине нужны умные и развитые во всех направлениях ученики, чтобы прославлять и продвигать её вперёд и завоёвывать первенство во всём мире.

Мы с вами продолжаем изучение трагических страниц нашей истории. С середины 20-х гг. усиливается политика террора и беззакония, резко ухудшавшая существование отдельного человека, менявшая его повседневную жизнь.

Человек жил в атмосфере страха, опасности, напряжения, в условиях отказа — и осуждения! — от всего уклада и всех идеалов прежней жизни. В стране возникла атмосфера слежки, доносов, подчинения навязываемой партийной идеологии.

Человек в условиях террора и беззакония терял многие гуманистические черты, чувствовал себя сломленным.

У нас есть возможность почувствовать дух тех страшных лет и в течение урока проанализировать причины и масштабы политических репрессий 20-30 -х гг.

Итак, 20 — 30 годы – непростое время в истории нашего государства, идет осуществление ленинского плана построения социализма, который включал 4 основные задачи : индустриализацию, коллективизацию, культурную революцию и решение национального вопроса. Что мы знаем об этом времени? Это мы выясним на сегодняшнем уроке.

Наш урок пройдет в форме интеллектуального турнира любознательных.Вы покажете как вы умеете работать самостоятельно с материалом, с документами, какую исследовательскую работу вы провели, как политологи, историки, журналисты, исследователи.Работать будем  в группах, оценивать свою работу на листах оценивания.

3.Актуализация ранее изученного материала:

Составление кластера«Казахстан в 20-30-е годы»

(уч-ся пишут на стикерах и составляют кластер)

  1. Блиц турнир«Каков вопрос – таков ответ»,

т.е. быстрый вопрос и быстрый ответ!(каждый правильный ответ — балл, при неправильном ответе слово следующей группе учащиеся задают вопросы друг).

1.Когда установилась советская власть в Казахстане (окт. 1917 — март1918)

2.Какие органы власти появились на Учредительном съезде 4 октября 1920 г. (ЦИК и СНК)

3.Первые руководители ЦИК и СНК (Мендешев, Радус–Зенкович)

4.Первая столица Казахстана (Оренбург).

5.Когда приступили кНЭП (1921, после Х съезда партии)

6.Какая реформа проводилась в период НЭП (земельно — водная)

7.Что такое «Кошчи» (Союз бедняков)

8.Центрами организации просветительской работы и ликвидации неграмотности среди бедноты стали:(Красные юрты)

9.Курс на «советизацию аула» провозгласил: (Ф. И. Голощекин)

10.На XV съезде Коммунистической партии был провозглашен курс на ( коллективизацию)

11.В 1931- 1933 гг. из 6,2 млн. жителей республики погибло от голода около: (2,1млн. человек)

12.Индустриализация в Казахстане началась с  (Изучения естественных ресурсов)

13.Тщательную разведку меди Джезказгана и перспективность этого региона в годы индустриализации доказал (К. Сатпаев)

14.В 1927 — 1930 годы в Казахстане строился первенец пятилетки, знаменитый (Турксиб)

  1. «Казахстан был и остался колонией…», — с горечью о ходе индустриализации говорил С. Садвакасов.
  2. Тур «Третий лишний»

 Логическое задание группам – время на обдумывание 1 минута

  1. Иманов, Джанбосынов, Куропаткин
  2. Фрунзе, Анненков, Тухачевский,
  3. ЦИК. СНК, ТОЗ
  4. завод, Колхоз, артель,
  5. Оренбург, Кзыл — Орда, Семипалатинск
  6. Садвакасов, Мынбаев, Голощекин
  7. ТУРКСИБ, ВЧК , Чимкентский свинцовый завод,

8.Коллективизация, индустриализация, приватизация.

9.Сатпаев, Губкин, Тынышпаев

6.«Сталинизм – печальная память истории».

Учитель.

«История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример  и поучение для настоящего. Предостережение для будущего»,-  именно так писал  Сервантес, который жил в эпоху средневековья,  и как  актуально это  оказалось сейчас в, 21 веке. Историю  Казахстана  невозможно представить себе без  существовавшей в 20-е – 40-е годы политической системы – тоталитаризм. Та история всегда будет рядом с нами. Мы перелистаем страницы истории нашей страны,  поговорим о сталинизме. И о массовых репрессиях,о свертывании демократии.Эти явления – рана в памяти людей, которая не зажила до сегодняшних дней.

 

Это грустная быль!

Это явь, а не сон!

Серебрится ковыль,

Слышен тягостный стон.

Вереницей идут.

Правда, нету  цепей,

Но стрелки стерегут

Этих кротких людей.

Лица бледные, грязные,

Всех недуги томят.Что свершили они?

И за что их казнят?

Кто б мог объяснить,

Что твориться кругом?

Как должны были жить?

Как бороться со злом? Кто б поверил тогда, Что они не враги:

Что все ложь, клевета,

Злых людей языка!

 

 

 

 

Учитель:

Эта  очень важна для нас  сегодня, потому что многие явления того периода находят отголоски сейчас. И вам, новому поколению, нужно  осмыслить и понять корни этих, явлений, чтобы  навсегда очистить от них общество, чтобы нашу родину  сделать свободной, демократической и открытой. Чтобы ужасы прошлых лет никогда не повторились, и остались только в воспоминаниях.

После этого класс работает в  группе, каждой из которых поручается исследование.

Задание первой группы состоит в изучении материалов о лагерях для политических репрессированных, расположенных на территории Казахстана.

Задание второй группы — это ознакомление с материалом о жертвах политических репрессий в Казахстане того времени.

Третья группа знакомится с материалами о депортации народов в Казахстан.

Когда работа с документами закончена, учащиеся последовательно представляют полученные выводы, подкрепляя их соответствующими выступлениями.

Выступающий 1группы

8.Ученик:

Мы обратились к историческому прошлому, из которого надо извлечь уроки, чтобы не повторять ошибок тоталитаризма, явившегося целой сетью концентрационных сталинских лагерей на территории Казахстана. Казахстан стал местом депортации для многих миллионов советских граждан. В Советском Союзе на карательную систему работало 953 лагеря и поселения. В эту систему входили Карлаг, Степлаг, Особлаг, АЛЖИР. В Казахстане в 1937-1938 гг. Незаконно осуждено более 100 тысяч человек, около 25 тысяч из них – расстреляны. Сегодня мы вспоминаем имена великих сынов Отечества, погибших в те страшные годы: Ахмета Байтурсынова, АлиханаБукейханова, ШакаримаКудайбердиева, Ураза Джандосова, БеймбетаМайлина,МыржакыпаДулатова, Сакена Сейфуллина, МухамеджанаТынышпаева, СанжараАсфендиярова, Турара Рыскулова, Магжана Жумабаева и тысячи других.

Не по своей воле в Казахстане оказалось полтора миллиона человек: 800 тысяч немцев, 507 тысяч представителей народов северного Кавказа, 19 тысяч  корейских семей, 102 тысячи поляков.

От голода и свирепствовавших болезней большая часть  переселенцев  умерла, но на их место привозили новых.

Список репрессированных  в нашем селе составляет 38 человек. О массовых репрессиях тех лет написано немало книг, изданы воспоминания людей, прошедших через ад лагерь. Но до сих пор  исследователи называют все новые и новые имена… Значит, это страница истории еще не закрыта.

В 1993 году в Казахстане был  принят Закон «О реабилитации жертв политических репрессий». С тех пор органами прокуратуры реабилитировано более 340 тысяч незаконно репрессированных. Каждый год – 31 мая мы чтим память жертв политических репрессий.

  1. 9. Работа с документами. 1 группа
  2. Причины массовых репрессий в СССР;
  3. Почему почти все осужденные признавали себя виновными.

— Репрессированный народ надо было где — то содержать. Для этого создаются концентрационные лагеря.

— Что такое концентрационный лагерь?

( Место заключения и физического уничтожения политических противников, инакомыслящих в периоды репрессий и беззакония).

В 20-е годы по инициативе Ф. Э. Дзержинского был организован на базе бывшего Соловецкого монастыря специальный концентрационный лагерь СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения), куда высылались в порядке изоляции члены небольшевистских партий (кадеты, эсеры, меньшевики и пр.),белогвардейцы, духовенство, и другие лица, отнесенные советской властью к “врагам народа”.

В апреле 1930 г. при ОГПУ СССР создано управление лагерей, преобразованное в феврале 1931 г. в главное управление трудовых лагерей и трудовых поселений (ГУЛАГ).

Выступления учащихся о СЛОНе. (Приложение)

  1. А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ».

Выступление учащихся. (Приложение)

  1. Масштабы массовых репрессий в СССР и меры наказания репрессированных.

— Каковы масштабы репрессий?

После выступления 1 группы демонстрируется презентация «Казахстан в системе ГУЛАГа»

— Как вы оцените работу группы? Выскажите свое мнение.

2 группа

10.Ученик: Поводом к началу массовых политических репрессий в СССР послужило убийство 18 декабря 1934 года Секретаря Ленинградского губкома ВКП(б) С. М. Кирова.

Абсурдность была очевидна но это не смущало тех, кто фабриковал подобные дела.

Жертвами репрессий также явились:

-Магжан Жумабаев-(1898-1938 г.)-которого Брюсов назвал «казахским Пушкиным».

-Просветитель, лингвист, переводчик АхметБайтурсынов (1873-1937)-«казахский Ломоносов».

-Творческий интеллигент, драматург ЖусипбекАймауытов (1889-1931 г.) «казахский Ушинский».

Не все имели смелость поднять голос протеста против беззаконий и произвола. Большая часть интеллигенции оказалась заложницей системы, которой сама же служила верой и правдой

1.Кого и за что подвергали массовым политическим репрессиям в СССР? — ответим при помощи документов.

Работа с документами (на каждой парте). Документ №1.

— При помощи документа определите, кого и за что подвергли массовым политическим репрессиям в СССР? (Приложение)

— Кто эти люди?

— После выступления 2 группы демонстрируется видеоролик «Политические репрессии».

— Как вы оцените работу группы? Выскажите свое мнение.

3 группа

Работа с документами. (Приложение)

— Какие народы были депортированы в Казахстан?

— Каковы причины депортаций?

-Когда началась депортация народов?

11.Ученик:

Но, пожалуй, самым тяжким преступлением сталинского режима была депортация народов.

Это память и боль все страны. В предвоенные и военные годы в Казахстане появляются депортированные корейцы, немцы, чеченцы и  другие народы.

Невозможно без содрогания читать докладные записки официальных органов о положении корейцев, депортированных с Дальнего Востока в первую зиму их проживания  в Казахстане. Из них 6000 прибывших в г.Казалинск около 250 размещены в здании бывшей тюрьмы, 750 человек- в складских помещениях (бывшие склады, склады заготовки кож).

  1. Ученик:

Депортация принесла курдам большие беды: смерть от инфекционных заболеваний, потеря духовной культуры, образования, языка.

Большая часть семей  с большим количеством малолетних детей не имела трудоспособных работников. Весной 1937 г. они оказались в тяжелейшем положений без всяких надежд на будущее. Тяжелое положение в этот весенний период было и в Казахстане – казахи материально бедствовали сами.

Испокон веков гостеприимные казахи нашли возможность принять и разместить сотни  тысяч переселенцев разных национальностей. Казахский народ освобождать для них юрты, делился последним куском хлеба.

Да, толерантность была присуща казахскому народу всегда. Под одним небом и флагом голубого цвета живут народы  всогласий и мире. Более 120 национальностей проживает сейчас в Казахстане. Живут, как одна семья.После выступления 3 группы демонстрируется презентация «Депортация народов в Казахстан» — Как вы оцените работу группы? Выскажите свое мнение.

Обобщение представленного учащимися материала учителем.

Взаимооценка учащихся своей деятельности.

III. Заключительная часть урока

Учитель оценивает работу каждой группы и выступающих.

Домашнее задание:

написать эссе «Мое отношение к репрессиям 30-ых гг.»

Заключительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы еще раз подняли вопрос о политических репрессиях. Узнали о трагической судьбе народов, подвергшихся в сталинское время репрессиям. Эти мрачные явления исторического прошлого затронули многих наших родственников и знакомых. Важнейший исторический урок, который необходимо извлечь сегодня из прошедших событий — путем насилия и жестокости невозможно навязать человечеству ни прогресс, ни процветание, ни гармонию. И сегодня необходимо оберегать мир и согласия в нашем общем доме – Казахстане. Поэтому основная задача всех нас, жителей Независимого Казахстана  — дальнейшее укрепление основ открытого, демократического, правового государства, в котором гармонично сочетаются общепризнанные демократические ценности и традиции многонационального и многоконфессионального общества

Прошло время, уходят люди. Их уже не возвратить, но остается память, которую мы должны свято хранить. Когда-нибудь, кто-нибудь из наших современников расскажет всему миру о простых, незаметных тружениках нашей земли, и в новых учебниках истории будут по достоинству оценены их дела, а в книгах Памяти восстановлены их добрые имена. А вот какая это будет эта оценка и память — зависит от всех нас, живущих на земле.