Предпосылки образования Казахского ханства

Тема урока: Предпосылки образования Казахского ханства

Предмет: история Казахстана, 7 класс

Аманжолова Акуштап Маратовна


Учитель истории, обществознания

КГУ «Областная специализированная школа-интернат

для одаренных в спорте детей», ЗКО, г.Уральск

 

Цель урока: раскрыть исторические условия появления независимого казахского государства.

Учебно-воспитательные задачи:

Образовательная: Дать понятия о периоде становления страны как суверенного государства. Обобщить при этом знания о ханствах первой половины 15 века. Добиваться полных и разносторонних знаний


Развивающая цель: Развивать у детей умение выступать по заданной теме с использованием презентаций. Учить детей самостоятельно делать выводы по изученной теме.

Воспитательная цель: Воспитывать патриотизм и национальное самосознание.

Базовое понятие: политическая обстановка на казахской земле в первой половине 15 века.

Опорное понятие: Исторические условия создания казахской государственности.

Оборудование: Карты, хронологические таблицы о государствах начала 15 века.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: словесный, частично- поисковый.

Ход урока:

  1. Организация класса.
  2. Объявление темы урока и задач на урок.

В 14- 15 веках огромные просторы от Иртыша до Урала, от Алтая до Арала и Каспия, от Каратала до Сырдарьи, от Тянь – Шаня до Каратау населяли казахские племена: уйсуны, канлы, конраты, найманы, кереи, мангыты и многие другие. Они стремились к объединению, но пока входили в различные государства. И прежде чем изучить предпосылки образования Казахского государства мы вспомним об этих государствах. Вы приготовили краткие выступления а я продемонстрирую презентации составленные вместе с вами к этим сообщениям

  1. Повторение – выступления учащихся

1 ученик –

В 1223 году в местности Культобе Чингисхан провёл великий курултай. На нём он объявил о разделе покорённых земель между 4 сыновьями. Старшему сыну Джучи досталась территория от Иртыша до Уральских гор, окрестности Каспийского и Аральских морей, земли в нижнем течении Амударьи и Сырдарьи. Но в 1227 году Джучи хан погиб на охоте и 2 его совершеннолетних сына разделили эти земли на два крыла. Орда Ежен стал ханом Ак Орды Бату хан стал ханом Золотой Орды

2 ученик —  Богатую историю имеет Золотая Орда. Она сменила много ханов, и каждый из них оставил свой след.

1227- 1255 годы – хаy Бату (Батый)- совершил семилетний поход на Запад

1256 – 1266 годы – хан Берке отказался подчиняться монгольской империи, подружился с египетским султаном Бейбарысом, принял мусульманскую религию

1266 – 1280 годы – Менгу- Темир хан предпринял поход против Византии, торговал с городами Средневековья

1290 – 1312 годы – хан Тохты укрепил связи с Ираном, Кавказом, Мамлюкским государством

1312 – 1342 годы – хан Узбек объявил мусульманскую религию государственной

1342 – 1357 годы – хан Жаныбек возводил мечети, развивал торговлю

С 1357 по 1380 годы сменилось более 20 ханов

1381 – 1406 годы хан Тохтамыш, в 1382 году сжёг Москву, вторгся в Маверагахр и Закавказье.

3 ученик:  В 15 веке гигантская империя стала распадаться на мелкие государства: первой отделилась Белая Орда. Существовала она в 13 – начале 15 веков. Территория Ак Орды состояла из земельных владений двух сыновей Джучи: Орда Ежена и Шайбани. Столица – Сыгнак Территория: от реки Урал до Западно – Сибирской низменности и огромные просторы среднего и нижнего течения Сырдарьи. Со второй четверти 14 века Белая Орда окончательно отделилась от Золотой Орды. В 1327 – 1328 годах Хан Мубарак от своего имени выпускал собственные монеты. Со второй половины 14 века в Золотой Орде начинается смута. В 60 годы в результате заговора трон занял потомок Орда Ежена урус Хан. Он отделился от Золотой Орды. В 1368–1369 годы Хан Урус чеканил свои монеты. В 1374 – 1375 годы Урус хан совершил поход в Поволжье, захватил столицу Золотой Орды Сарай Берке, затем город Хаджи Тархан и подчинил себе камских булгар. В 1379 году Хан Тохтамыш одержал победу над сыном хана Уруса тимур Маликом, окончательно подчинил себе город Сыгнак. В 1830 году хан Тохтамыш захватил подавляющую часть территории Золотой Орды и ставку хана Мамая. В 1395 году Эмир Тимур возвёл на ханский трон Белой Орды сына хана Уруса – Койричака – оглы. В 1428 году власть в восточном Дешт и кыпчаке взял в свои руки Абулхаир хан из династии Шайбанидов. Он завоевал много земли Белой Орды и создал своё ханство.

4 ученик:  С середины 14 до начала 16 века на территории Жетесу и Восточного Туркестана существовало государство Могулистан. Государством правил знатный эмир из племени дулат — Пуладчи. В 1348 году он возвёл на трон потомка чагатая Тоглука Тимура. Неоднократные нашествия эмира Тимура обескровили Могульское ханство. Ослабило государство и борьба за власть сыновей Уаис хана Жунуса и Есен – буги.

5 ученик:  В 1428 году в результате распада Ак Орды власть на основной территории Казахстана переходит к хану Абулхаиру из династии Шибани. Его территория — от Яика (Урала) на западе до Балхаша на востоке, от низовьи Сырдарьи и Аральского моря на юге до среднего течения Тобола и Иртыша на севере. Столицы — Тура (1428-1430), Орда-Базар (1430-1446), Сыгнак (1446-1468).

Этнический состав: кыпчаки, найманы, мангыты, карлуки, конграты, канглы, уйсуни, уйгуры.

В исторических источниках конца XIV -первой половины XV вв. население ханство известно под общим этнонимом «узбеки», а ханство Абулхаира имело и другие названия – «Государство кочевых узбеков» или  «Узбекское ханство». В 1456-1457 годах под Сыгнаком Абулхаир хан потерпел поражение от ойратов, что послужило одной из причин его ослабления и усиления роста недовольства у населения. Поражение Абулхаира от ойратов, послужило так же одной из причин откочевки части казахского населения во главе с султанами Жанибеком и Кереем в Могулистан.

6 ученик:

Потомки хана Барака – султаны Жанибек и Керей являлись наследными владетелями и правили в присырдарьинских земля предгорьях Каратау. В 1468 году Абулхаир хан отправился в поход с целью покарать султанов Жанибека и Керея. Но во время похода Абулхаир хан умер. С образованием Казахского ханства власть потомков  Абулхаира на территории Восточного Депш и Кипчака прекратилась.

  1. Новая тема:

Учитель: Сегодня нам предстоит разобраться в предпосылках и причинах создания казахского государства. В этом нам поможет параграф 35 учебника. Прочитайте первую тему и приготовьтесь показать на карте территории расселения основных казахских племён.

 Конраты – от Туркестана до Каратау

 Найманы – от Улытау до реки Ишим

 Аргыны – от реки Иртыша до центрального Казахстана

 Кереи – Жетесу, Тарбагатай, река Иртыш, озеро Зайсан, между реками Обь и Тобол

 Дулаты – берега рек Или, Чу, Талас, район озера Иссык Куль и юг Казахстана

 Канлы и жалаиры – подножия гор Каратау, берега рек Сырдарья и местности Жетесу

 Уйсуны – Жетесу

И догадайтесь: почему именно эти племена стремились к объединению

  1. А теперь изучив текс на странице 165 -166, выделите 3 предпосылки к созданию Казахского ханства и сумейте их объяснить у доски.

-Ханство Абулхаира и Могулистан утратили былую мощь.

— Беспрерывные войны и феодальные междоусобицы.

— Стремление племён к созданию независимого государства.

  1. Следующий главный вопрос урока: Каково главное отличие Казахского ханства? Найди ответ на 166 странице учебника

(Главное отличие Казахского ханства от других государственных образований в том, что оно было создано не в результате завоеваний, а на основе исторических, экономических и этнических предпосылок)

  1. Закрепление. Мы выслушали ответы на поставленные вопросы. А теперь проверьте свои знания самостоятельно:

— Какие государства повлияли на создание Казахского ханства?

(Ханство Абулхаира и Могулистан)

— На какой территории первоначально было образовано Казахское ханство?

(На территории Западного Жетесу)

  1. Итог работы и выставление оценок. 9. Домашнее задание. Изучить параграф 35. Запомнить расселение племён. Ответить по выбору на 3 вопроса с 151