«Национально – освободительное движение под руководством Кенесары Касымулы»

Тема: «Национально – освободительное движение под  руководством  Кенесары Касымулы»

 Цель урока: изучение национально-освободительного движения под руководством Кенесары Касымулы
Задачи урока:

— раскрыть причины и предпосылки восстания 1837-1847гг. Изучить ход восстания, выяснить результаты и причины поражения;
— развитие навыков самостоятельной, групповой работы
— воспитание интереса к теме   патриотизма

Тип урока: интегрированный урок с использованием компьютерной технологий


Метод обучения: интерактивные методы обучения, тестирование, работа над тестом, работа с картой, индивидуальная, фронтальная, групповая работа

Оборудование: Карта « Казахстан в 19 веке», портрет Кенесары Касымулы, компьютер

Эпиграф
«Несчетных героев рождает народ,
В часы испытаний и грозных невзгод,
На смерть из них каждый пойдет, если надо,
Поэтому вечно бессмертен народ

М. Алимбаев.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Мотивационно – целевой блок

Вступление слово учителя: — сегодня на уроке мы изучаем тему « Национально-  освободительное движение под руководством  Кенесары  Касымулы». Это было одно из самых массовых и длительных восстаний казахов против царизма.

Постановка задач урока.


  1. Опрос домашнего задания . Самостоятельная работа учащиеся . Тестирование на компьютере « Восстание казахов против Российской колонизации»

1.Когда произошло восстание крестьян под предводительством Е.Пугачева?

А/ 1773-1175   Б/ 1783-1797  С/ 1757-1758    Д/ 1836-1838    Е/1837-1847

2.Когда произошло восстание  казахских крестьян  в Букеевской Орде?

А/ 1773-1775  Б/1783-1797    С/ 1757-1758    Д/1836-1838   Е/1837-1847

  1. Восстание под руководством С. Датулы охватило территорию…….

А/ Букеевской Орды    Б/ Младшего жуза   С/  Низовьев Сырдарьи  Д/ Южного Казахстана    Е/ Всего Казахстана

  1. Когда состоялось первое столкновение С. Датулы с казачьими войсками?

А/ 1783   Б/1784   С/ 1785   Д/1790     Е/ 1797

 

  1. Определите основные причины поражения первого крупного восстания в Казахстане 1783-1797 годов.

А/ разногласия среди феодальной верхушки   Б/ разнородность требований шаруа

С/ зависимость руководителя о политических обстоятельств

Д/ межродовые противоречия     Е/ все перечисленные

  1. Назовите основные движущие силы восстания под предводительством И. Тайманова и М. Утемисова

А/ бии   Б/ казахские шаруа  С/ баи   Д/ русские    Е/ родоправители

  1. Какого хана убили восставшие под руководством С. Датулы

А/ Есим хана   Б/ Нуралы хан   С/ Ералы хан     Д/ Жангир хана   Е/ хана Абылая

  1. В каких годах произошло восстание под руководством С. Датулы

А/ 1773-1775   Б / 1783-1797  С/ 1757-1758    Д/1836-1838   Е/1837-1847

  1. Восстание казахов 1836-1838 годов охватило территорию…..

А/ Букеевской Орды   Б/ Младшего жуза

С/ Низовьев Сырдарьи  Д/ Южного Казахстана   Е/ Всего Казахстана

  1. Главная цель восстания 1836-1838 годов

А/ ограничение  власти хана   Б/ улучшение положения шаруа

С/ изменение земельной политики царизма  Д/ прекращение строительства военных укреплений      Е/ все перечисленные

Правильные ответы

  1. А 2. Д 3. Б     4. Б     5. Е    6. Б    7. А   8. Б    9. А    10. Е

— Работа по карточкам  « Подумай и отгадай» / подбери пары/

  1. Восстание казахов Младшего жуза под руководством С. Датулы
  2. Годы великого бедствия
  3. Восстание под руководством И. Тайманова и М. Утемисова
  4. “ Устав о сибирских киргизах” Ликвидация ханской власти в Среднем

жузе

  1. Участие казахов в Пугачевском восстании
  2. “Устав об Оренбурских киргизах” Ликвидация ханской власти в Младшем   жузе
  3. 1836-1838гг. 2. 1822г 3. 1773-1775гг.
  4. 1824г. 5. 1723-1727гг. 6. 1783-1797гг.

 

Правильный ответ

  • – 6 2 – 5    3 – 1    4 – 2     5 – 3     6 – 4
  1. Изучение нового материала Работа в малых группах. Класс делится на 3 группы  А/ изучение материала по слайдам на компьютере. / выучить текст , так чтобы рассказать его другим группам близко к тексту , выделить главное /

Группа 1. Национально-освободительное движение 1837-1847гг.под руководством К.Касымова

  • указать причины, цель, движущие силы, характер руководства восстания

Группа 2 : «Национально-освободительное движение 1837-1847гг.под руководством К.Касымова

  • ход восстания, этапы, восстановление казахского ханства

Группа 3 : «Национально-освободительное движение 1837-1847гг.под руководством К.Касымова

  • причины поражения, последствия и историческое значение

В/ Обсуждение в группах.  Учащиеся  рассказывают друг другу выученный  материал.

  1. Закрепление знаний учащихся.

По информации группы № 1 вопросы задаются  №2 и № 3

По информации группы № 2  вопросы задаются группам № 1 и № 3

По информации группы № 3 вопросы задаются группам 3 2 и № 1

  1. Заключительная часть урока:
  2. Обобщение: В 1837-1847 гг. на территории Казахстана произошло одно из самых массовых и длительных восстаний казахов против царизма под руководством Кенесары  Касымулы . Главными целями восставших было сохранение независимости не вошедших в состав России областей Казахстана, прекращение колонизаций казахских земель, освобождение Казахстана от властей коканцев. Причиной поражения восстания были политическая и внутриродовая разобщенность казахов, незаинтересованность многих феодалов в создании феодального   государства, самоуправство Кенесары.
  3. Историческое значение восстания: оно было самым крупным восстанием против колониального гнета , охватившим все три жуза. Кенесары  Касымулы остался в памяти народа как выдающийся полководец, крупный организатор и видный государственный деятель.
  4. Подведение итогов урока: оценка работы учащихся
  5. Домашнее задание : параграф 21 стр 123. Подготовиться к повторительно- обобщительному уроку по второму разделу.