Словосочетание. Типы связей в словосочетании.

 

 

Предмет:  русский язык, урок изучения нового материала


Тема: Словосочетание. Типы связей в словосочетании.

Цели:

Образовательные:

1.Познакомить учащихся с типами связей в словосочетании.

  1. Закрепить понятия словосочетание, типы словосочетаний по главному слову.

Развивающие: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.

Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, формирование навыков контроля и самоконтроля.

ХОД УРОКА


Организационный момент.

Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.(Слайд 1)

Тема урока, постановка целей. (Слайд 2)

— Попробуйте сами определить тему урока, прочитав записи:

Крепкое рукопожатие, взять за руку, держать крепко

Ученики определяют тему – «Словосочетание».

— Чем похожи и чем отличаются данные словосочетания?

Примерные ответы: похожи тем, что одно слово главное, а другое зависимое; отличаются вопросами от главного слова к зависимому и частями речи.

— Действительно, слова соединяются друг с другом непроизвольно, а на основе строгих законов, которые называются подчинительными связями слов. С типами таких связей мы и познакомимся сегодня на уроке.

Полная запись темы урока «Словосочетание. Типы связей в словосочетании».

— Предположите, каких целей должны достигнуть на уроке.

Проводится целеполагание.

Предварительная оценка знаний. (Слайд 3)

Оцените свои знания и умения по  теме  «Словосочетание» на данный момент:

Я уверен, что знаю данную  тему и смогу выполнить задания по ней.

Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.

Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

Я не знаю эту тему и  не смогу выполнить задания по ней.

На полях тетради напротив темы урока.

Актуализация знаний.

Понятие словосочетания. (Слайд4)

Коллективная работа.

 

Прочитайте строки:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя…

— Определите вид синтаксической единицы. (Предложение)

— Необходимо выписать из данного предложения словосочетания. Какие теоретические знания надо применить для выполнения задания?

Знать  определение словосочетания.

Под словосочетанием понимаются слова, связанные друг с другом по смыслу и грамматически и являющиеся компонентом предложения.

— Что не является словосочетанием?

Сочетание сказуемого с подлежащим (то есть грамматическая основа предложения): Мальчик капризничал; Таня прыгает; Он стар; Хлеб сделался как камень.

Однородные члены предложения: Москва и Париж; быстро и умело.

Сочетания слов значимых и служебных частей речи: в лесу, над тетрадью, по дороге, ко мне.

Чтобы выделить словосочетание в предложении, нужно:

Найти грамматическую основу текста, она не является словосочетанием.

При помощи логических вопросов  выделить все словосочетания.

Выписанные словосочетания:

«кроет небо», «кроет мглою», «кроет крутя», «крутя вихри», «вихри снежные»

Словосочетания по главному слову.(Слайд 5)

По тому, какой частью речи является главное слово, выделяют три вида словосочетаний. Назовите их:

— Именное,  глагольное,  наречное.

Распределите словосочетания по главному слову (Слайд 6):

Лесная газета, читать газету, очень интересный, совсем рядом, построить дом, очень небрежно.

(Работа выполняется самостоятельно, потом проверяется в парах) (Слайд 7)

Изучение нового.

  1. Существуют три способа подчинительной связи между компонентами словосочетания (Слайд8):

— согласование,

— управление,

— примыкание.

Познакомьтесь с  типами словосочетаний  (http://fcior.edu.ru/card/14506/slovosochetanie-i.html) и заполните таблицу в тетради теории. Подготовьте ответ по вашему типу связи.(Слайд9)

Типы связей в словосочетании

Тип связи

Главное слово

(Чем выражено?)

Зависимое слов

(Чем выражено?)

Примеры

Групповая работа 1, 4 группы – согласование,

2, 5 группы – управление,

3, 6 группы – примыкание.

2.Обсуждение результатов работы. Заполнение общей таблицы (представители группы заполняют таблицу на доске, комментируя свою работу). (Слайд10)

Закрепление знаний

Распределите словосочетания по таблице(Слайд11)

Таблица проецируется на доску. Ученики выходят по одному и распределяют задания.

Выполните тренировочные упражнения. (Слайды 12-17)

Задание 1.

Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:

Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.

Согласование

Задание 2.

Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:

Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.

управление

Задание 3.

Укажите вид подчинительной связи в словосочетании  ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:

Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.

примыкание

Задание 4.

Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

Задание 5.

Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Медленно  опускаться на парашюте.

медленно опускаться

 

Задание 6.

Из предложения  выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.

Для России такой путь заказан.

заказан для России

Диагностическая самостоятельная работа. (Слайд18)

Выполняется индивидуальное тестирование за компьютером. Вход на сайт по закладке.

Внимание! Для тестирования на сайте требуется регистрация.  Если в классе большое количество учащихся, можно сильной  группе выполнять электронный  тест, а слабой — задание в учебнике)

(

Итог урока.

— С какими ключевыми понятиями познакомились сегодня на уроке?

— Расскажите о типах связи в словосочетании по таблице. (Слайд19)

— Как вы думаете, достиг ли урок поставленных целей? Если нет, то почему?

Домашнее задание . (Слайд20)

Выучить таблицу «Типы связей в словосочетании»

1- упражнение 67 [1]

Рефлексия. (Слайд 21)

Оцените свои знания и умения по  теме  «Словосочетание» после изучения:

Я уверен, что знаю данную  тему и смогу выполнить задания по ней.

Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.

Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

Я не знаю эту тему и  не смогу выполнить задания по ней.