Технология использования развивающих игр на уроках русского языка

 

 

Технология использования развивающих игр на уроках русского языка.

На современном этапе главная задача учебного учреждения –              в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из путей решения этой проблемы являются разработка и внедрение таких форм и методов обучения и такого учебно – методического материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие у учеников мыслительных способностей, интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества. Именно активные формы и методы обучения способствуют формированию у учеников информационной базы, способностей к творчеству, практических навыков.

Классики русской педагогики (К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и др.) в своих работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее  благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности.

Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т.е. она включает цель, средства, процесс игры и результат. С одной стороны, это – средство моделирования окружающей деятельности, а с другой стороны, — методический прием обучения. Творческая атмосфера свободна от шаблона, ситуации возникающие в игре, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают межличностное общение.

Дидактические цели игры – решение различных дидактических задач, систематизация и закрепление знаний по всем разделам дисциплины. Развивающие цели – развитие познавательных процессов у учеников восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.

Неотъемлемым элементом игры является игровое воздействие. Внимание ученика  направлено именно на него, а уже в процессе игры ученик незаметно для себя реализует свои цели.

Такая форма обучения позволяет вызывать у учеников устойчивый интерес к дисциплине, которая является для них сложной. Хочется отметить, что интерес, возникающий в процессе игры, — это интерес не только к игре, а к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономерность; заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути.

Как  сделать  урок  русского  языка  интересным, увлекательным?  Как  привить  ученикам  любовное, разумное  отношение к предмету? Многолетний  опыт  показывает, что огромная  роль в развитии и воспитании  ученика принадлежит игре – важнейшему  виду  детской  деятельности. Игра является  эффективным  средством  формирования  личности школьника, его  волевых качеств, в игре реализуется  потребность  воздействия  на мир.

В процессе работы  с занимательными  играми затрагивается не столько память, сколько интеллект  ученика, его аналитические  возможности. В связи с этим у учащихся  более активно развивается  способность к языковой догадке. Чему же учатся  дети, играя в такие игры? Так, например, для лучшего  усвоения темы « Состав слова» провела  урок – повторение на постройку юрты.

Тема урока:     Состав слова (урок — повторение)

Цели урока:

а) общеобразовательная:  углубить знание учащихся о составе слова; выработать навыки разбора слова по составу;

б) развивающая: развивать память, внимание, речь, логическое мышление;

в) воспитательная: воспитывать любовь к родному краю;

Вид урока: Урок — повторение

Тип урока:  Урок — игра

Оборудование:  Макет юрты, выставка книг, опорные схемы, портреты, иллюстрации.

Техническое средство обучение:  компьютер, видеопроектор;

Межпредметная связь:  История, казахский язык.

Ход урока:

І  Организационный момент

ІІ  Психологический настрой учащихся

ІІІ  Сообщение темы и цели урока

IV  Сведения из истории

V  Сборка юрты

VI  Закрепление темы

VII  Задание на дом

VIII  Итог урока и выведение поурочного балла

 

Любовь к родине рождается у семейного очага.

 

Юрта.  Юрта – это жилище казахов. Это удобное, легкое, сборно-разборочное жилище, надежно защищает от холода зимой, от жары летом.

 

Казахская юрта.  Купол казахских юрт имеет полушаровидную форму. Юрты по назначению и убранству делятся на темные трехстворчатые и четырехстворчатые; серые пятистворчатые; белые, состоящие из 6 – 24 створок и золотую орду из 30 створок.

                      

 

Казахи относились и относятся к юрте как к священному имуществу, с уважением и почитанием. Значение юрты огромно. В свое время Ч. Валиханов отметил, что в XII – XIII вв. даже названия государств – Алтын Орда (Золотая орда), Ак Орда (Белая Орда) – были связаны именно с юртой.

 

 

В 1872 году хан Бокейской Орды Жангир подарил юрту российскому царю Николаю І, чему царь был очень рад.

Писатель Ч. Айтматов писал, что видел казахскую юрту в одном из западноевропейских музеев.

 

 

 

 

Кереге.  1) Дать определение корня.

2)  Написать слова в  два столбика, однокоренные слова в один столбик, а в другой – формы одного и того же слова: труд, труда, трудно, труду, трудный, трудом, трудность.

 

 

 

 

 

Уык.  1) Дать определение суффикса.

            2) От данных слов при помощи указанных суффиксов, образуйте названия лиц:

►ЧИК – доклад, рассказ, перевод

►ЩИК – камень, бетон, барабан

►ТЕЛЬ – читать, писать, строить

►ИСТЬ – танк, трактор, журнал

►НИК – лес, двор, защита

 

 

Шанырак. 

  1. Дать определение приставки.
  2. Найти в словах приставки: (списать, раскрывая скобки) Очень любим мы зимой (по) ходить по лесу.                                                  Елка слишком высока, (до) стает до потолка.

Солнце по небу гуляло и за тучу (за) бежало.

Гуси – лебеди (про) плывали  надо мной.

Дверь.

  1. Дать определение
  2. Дописать окончания: Наш…  республик…  больш…       В наш…   республик…  жив…   разн…  народы. Они жив…  дружно.

 

Задание на дом.

Найти слова, соответствующие схемам:

٨                              ¬       

¬        ٨                              

Развивающая  игра – увлекательное  занятие  для  учителя и для  ученика. При  этом характер  занимательных  заданий и упражнений  по темам может быть  очень разнообразным. Сразу станет  ясно, какой материал усвоен  учащимися, а какой нет, успешно  ли идет процесс  навыков  грамотного письма.

С учениками  нужно  больше  заниматься и играть в развивающие  игры. А это вызовет  интерес и желание  больше  узнать, учить думать, логически  мыслить, конечно же , общаться  друг с другом.

Надо, чтобы каждый урок , каждая  даже самая  трудная  тема  вызвала  интерес  у  школьников . желание  больше  узнать, чтобы  потом  этими  знаниями  уверенно  пользоваться  в жизни.