Национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымова

Тема урока: &21. Национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымова. История  Казахстана
Цель: проанализировать восстание К. Касымулы, показать его историческое значение, как самого крупного восстания против колониальной политики царской России. Задачи:

1. Изучить историю восстания,оценить влияние руководителя восстания на его ход, раскрыть личностные качества К. Касымулы как выдающегося политика и полководца, патриота своей Родины, раскрыть причины поражения и историческое значение
2. Способствовать развитию навыков коллективной и индивидуальной работы, умение работать  с источниками, сравнительного анализа; развивать умение учащихся давать оценку и делать выводы.
3. Воспитать любовь к Родине, патриотизм, гражданскую ответственность.

Тип урока: Изучение нового материала.
Форма организации обучения:
Индивидуальная, групповая работа.
 

Результат  обучения: Учащиеся должны знать основные моменты и события восстания, определять такие моменты восстания, как причины, цели и движущие силы.

Учащиеся должны уметь  объяснять понятия: объективные причины, субъективные причины,  есаул, чики, мынбасы и другие.

Уметь находить на карте  территорию охвата восстания, работать с ИД, делать выводы, выполнять задания.

 

Результат  обучения для учащихся А, Б, В:

 

 

 «А»-знать: историю восстания, основные исторические  события  хода восстания, уметь объяснять причины, ставить вопросы, работать с классом.

Понимать: закономерность происходивших событий, устанавливать причинно-следственные  связи.

Уметь: применять знания на дальнейших  уроках.

«В»-знать: последовательность событий, правильно  определять причины падения государства.

 

«С» — помимо основных  событий, устанавливать параллели между  событиями

 

Вид деятельности  (краткий ход урока с указанием подходов и времени)

 

 

Орг. момент-2 мин.

Опрос д/з     — 10 мин.

Основная часть-25 мин.

Заключительная часть-6 мин.

Д/з-2 мин.

 

 

 

Вводная часть:

1.Психологический  настрой. 1 мин.

2. Рассаживание  по  группам.1  мин.

 

 

 

 

3.Актуализация пройденных тем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос к учащимся:

Какие возникают у вас ассоциации, когда мы говорим Кенесары Касымов?

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Основная часть.

Вступительное слово учителя(после приёма «Ассоциации»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполнение «Фишбоуна».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассаживание  по  группам.

Психологический настрой.

                «Это ты, это я, это все мои друзья!»

Кто живет в стране чудесной, под названьем Казахстан?

Кто построит все мосты, что ведут нас к дружбе по дороге доброты?

Кто из вас границы наши будет верно защищать  и страну свою родную от чужих оберегать?

 

Мотивация познавательной деятельности:

На слайдах – портреты руководителей восстаний разных периодов.

Задание  № 1:

1.Назвать руководителей восстания.

2.Расставить портреты в хронологическом порядке.

 

Задание № 2.  Историческая минутка «Верно-неверно».

 

 

1.Восстание под руководством Сырыма Датулы произошло в 1773-1775 годы.

2.Восстание под руководством Е. Пугачёва охватило всю территорию Казахстана.

3.Восстание Сырыма Датулы произошло в Младшем жузе.

4.Во время восстания Е. Пугачёва были осаждены Петропавловская, Пресногорьевская крепости.

5.Разрешение пасти скот на левом берегу Урала было выдано казахам в 1742 году.

6.С Е. Пугачёвым встречался мулла Забир.

7.В 1812 году хан Джангир назначил Махамбета старшиной отделения Жайык племени бериш.

8.Последнее сражение восстания 1836-1838 годов  произошло в местечке Акбулак 12 июля 1838 года.

9.В 1858 году в районе Аральского моря в ур. Шошкаколь добровольно сдался царским властям Ж. Нурмухамедулы.

10.Восстание Исатая и Махамбета произошло в Букеевской Орде.

 

Смотря на следующий портрет, как вы думаете, как называется сегодняшний урок?

 

Приём «Ассоциации

Кенесары Касымов:

-батыр

-внук хана Аблая

-последний казахский хан

-руководитель восстания

-брат Санжара

-великий человек

 

План изучения восстания:
1. Причины и предпосылки восстания
2. Цель восстания
3. Движущие силы и характер восстания.
4. Личность К. Касымулы.и К. Касымулы — государственный деятель, полководец, дипломат.
5. Ход восстания.
6. Причины поражения и историческое значение восстания.
Кенесары Касымулы – выдающийся государственный и политический деятель Казахстана 19 в., Как и его дед Абылай, был яркой личностью, проявил свои лучшие качества в длительной борьбе за восстановление казахской государственности. В течении 10 лет большинство населения трёх жузов вело освободительную борьбу с царскими колонизаторами под руководством К. Касымулы. По своему размаху и значению это было самое значительное восстание казахского народа, за весь период колонизаторской политики царизма. В этом восстании с особенной силой раскрылся свободолюбивый и боевой дух казахского народа, нелегко расстававшийся со своей национальной независимостью.

 

У учащихся на столах карточки; они прикрепляют эти карточки на разные части тела рыбы, где указаны причины, цели и т. д.
— земельные захваты жизненно необходимых казахам пастбищ;
— разорение казахских аулов;
— вооружённые грабежи царскими военными отрядами;
— систематическое ограничение политической самостоятельности казахских жузов и т. д.
Работа с документом. (раздаточный материал)
Задание изучить текст документа генерал-губернатору.
На основе его анализа ответить на вопрос: «В чём главная причина восстания К. Касымулы?»

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль «Критическое мышление».

Приём «Верно-неверно».

Примерные ответы детей:

 

Нет

 

Нет

 

Да

 

 

Да

 

Нет

 

Да

 

Нет

 

Да

 

Нет

 

Да

 

 

 

 

КМ.  Приём «Ассоциации».

Примерные ответы учащихся.

 

-батыр

-внук хана Аблая

-последний казахский хан

-руководитель восстания

-брат Санжара

-великий человек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся заполняют структуру «Фишбоуна».

В ходе работы групп учитель корректирует работу групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос учителя: В чём историческое значение восстания?

 

 

 

Группа №1 – п.1 плана

I-этап -ноябрь 1837-1841 гг. Распространение восстания на территории Среднего и Младшего жузов

 

 

Группа № 2 –второй период восстания

ІІ-этап – 1841 – 1843 годы. Поход в Ташкент. Захват укреплений Созақ, Жаңақорған.

А)Защита помтера;

 

В)Работа с ЭУ.  Учащиеся должны на ЭУ ответить на вопросы задания: «Докончить предложения….»

 

С)«Чистая доска».На доске слова:  есаул, чики, кунакхана, мынбасы, жузбасы.  По мере их усвоения эти слова стираются с доски.

 

Группа № 3 Третий период восстания(краткое изложение):

ІІІ-этап – 1843 – весна 1845 г. Переход казахских аулов в ведение Кенесары.
Группа № 4.

IVэтап-лето 1845 – 1847 гг. Завершающий этап и поражение движения. Причины поражения и историческое значение восстания
Историческое значение:
— самое крупное восстание против колониального гнёта охватило все три жуза.
— было составной частью освободительной борьбы народов России первой половины 19 в;
— показало зависимость внутренних противоречий казахского общества от политики царизма.

Приводят слова А. Букейханова о К. Касымове:

Алихан Бокейханов:

«Его слава затмила в народных сказаниях даже славу популярного его деда Абылая. Он превзошел своего деда».

 «Смыслом его жизни-была свобода.

Кенесары по природе своей относится к типу неутомимых степных рыцарей. По всей видимости, он был человеком особо одаренным. Сохранение свободы детей степи стало его девизом, смыслом его жизни. Он был последним рыцарем степи» .

Групповое  обучение

 

Защита постеров

 

Модуль «Лидерство в обучении».

«А» руководит работой своей группы, работает с  электронным учебником.

 

КМ «Чистая доска».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей:

 

 

 

 

 

 

4.Заключительная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

Ответить на вопросы по Таксономии Блума:

1.Кто стоял во главе восстания?

2.Опишите Кенесары Касымова.

3. В чём была причина восстания?

4.Почему Кенесары называют «Мидридатом киргизской степи»?

5.Что случилось бы, если бы восставшие были бы в дружеских отношениях с манапами?

6.Оцени историческую важность этого восстания?

 

Белая шляпа – основные факты  о восстании Кенесары Касымов

Красная шляпа —  эмоции

Зелёная шляпа — альтернатива, творчество

Чёрная шляпа – отрицательные стороны

восстания

Жёлтая шляпа – положительные стороны восстания

 

 

Синяя шляпа – оценка работе групп(формативное оценивание).

«Древо познания».

Учащиеся пишут свои мнения на стикерах.

Модуль «Работа с талантливыми и одарёнными  детьми

КМ «Шляпы Боно»

 

 

Ресурсы:

 

Карта Казахстана, раздаточный материал, презентация, плакаты, маркеры, электронный учебник.
Домашнее задание и чтение:

 

 

1.& 21, составить 5 тонких, 5 толстых вопросов.
2.Распределить вопросы по Таксономии Блума  по категориям или  «Диаграмму Венна».