Сложносочиненные предложения.
Тема. Сложносочиненные предложения.
Цель: организовать деятельность учащихся на уроке.
Задача №1. Продолжить изучение строения ССП; совершенствовать
пунктуационные навыки учащихся.
Задача №2. Развитие аналитического мышления и быстрого усвоения
услышанного.
Задача №3. Воспитание любви к природе, бережного отношения к животному
миру.
План реализации.
- Побуждение.
Постановка цели и задач урока.
Организационный момент.
ІІ Реализация. Деление на две группы
- «Мозговой штурм»
— Что понимаем под словом грамматика?
— Что изучаем морфология?
— Какой раздел грамматики изучает словосочитания и предложения?
— Каковы признаки сложного предложения?
— На какие виды делятся сложные предложения?
— Какие знаки разделяют простые предложения в составе сложного?
— Чем отличаются друг от друга союзные и бессоюзные предложения?
— Назовите виды союзных предложений.
— Дайте определение СПП.
— Какие союзы участвуют в образовании СПП?
— Назовите виды сочинительных союзов.
- «Собери мозаику» (во флипчарте собрать предложения)
Тихо ночь ложится на вершины гор, и луна глядится в зеркале озер.
Был уже март, но вдруг повалил гутой снег.
- Просмотр видеоролика из интернета об орлиной охоте в дикой природе.
- Слова учителя:
Мир природы жесток. В этом мире побеждает сильнейший. Но только человек совершенен. Он сумел приручить и сделать домашними не толко животных, но и птиц, используя их для своего блага. Сегодня орлы являются первыми помощниками во время охоты.
(демонстрация на интерактивной доске фотографий об орлиной охоте)
- Работа с текстом «Орлиная охота»
(каждая группа находит в тексте ССП, выделяет грамматическую основу)
Утром мы отправились в путь. Шел снег, но лошади двигались бодро.
Рука казаха была одета в кожаную рукавицу, а на ней сидел орел. Колпачек закрывал его голову, птица сидела спокойно. Скоро мы заметили волчий след, а километров через десять показался волк. Хозяин сдернул с головы орла колпачок, и огромная птица взлетела в воздух. Наконец орел догнал волка, вцепился одной лапой в заднюю ногу, а другой лапой ухватился за морду. В длительной схватке волк обессилел и едва дышал. Птица гордо смотрела на хозяина и не выпускала из когтей добычу. Охотник быстро подошел к орлу и накинул на голову птицы халат. Затем ловко надел на голову колпачек. Птица сразу успакоилась и отдала волка.
- Сопоставительный анализ предложенийй.
Шел снег, по лощади двигалиь бодро.
Хозяин сдернул с головы орла колпачек, и огромная птица взлетела в воздух.
Общее
- ССП
- Предлоджения повествовательные.
- Предложения невосклицательные.
- Двусоставные грамматические основы.
- Сказуемые выражены глаголами в прошедшем времени.
- Распространенные.
- Неосложненные.
Различие
- Простые предложения соединены противительными и соединительными союзами.
- Второе предложение рапространено прямым и косвенным дополнением.
- Подлежащие выражены существительными разного рода.
- Разминка «Черный ящик»
— Предки этого предмета появились еще в 4-3 тысячелетие до нашей эры.
— Основной материал для его изготовления в Китае был папирус, а в Египтепергамент
— На Руси ее первыми производителями были Федоров.
— Она была бессменным спутником человека.
— Благодаря ей человек становится мудрее, опытнее, умнее.
Какой предмет находится в ящике? (книга)
- На развитие речи «Допиши пословицу»
- Дерево крепко корнями, а…… (человек — друзьями).
- Сила птицы в крыльях, а….. (сила человека – в дружбе).
- Корень учения горек, да….. (плод его сладок).
- Хлеб питает тело, а….. (книга питает разум)
ІІІ. Рефлексия.
Обощение материала по уроку.
Комментарии ответов учащихся и оценок, подведение итогов урока.
Домашнее задание: выписать из художественной литературы 5 СПП