Сложносочиненные предложения.

Тема. Сложносочиненные предложения.

Цель: организовать деятельность учащихся на уроке.

Задача №1. Продолжить изучение строения  ССП;  совершенствовать

пунктуационные навыки учащихся.

Задача №2. Развитие аналитического мышления и быстрого усвоения

услышанного.

  Задача №3. Воспитание любви к природе, бережного отношения к животному

миру.

 

План реализации.

 

  1. Побуждение.

Постановка цели и задач урока.

Организационный момент.

 

ІІ  Реализация.  Деление на две группы

  1. «Мозговой штурм»

— Что понимаем под словом грамматика?

— Что изучаем морфология?

— Какой раздел грамматики изучает словосочитания и предложения?

— Каковы признаки сложного предложения?

— На какие виды делятся сложные предложения?

— Какие знаки разделяют простые предложения в составе сложного?

— Чем отличаются друг от друга союзные и бессоюзные предложения?

— Назовите виды союзных предложений.

— Дайте определение СПП.

— Какие союзы участвуют в образовании СПП?

— Назовите виды сочинительных союзов.

 

  1. «Собери мозаику» (во флипчарте собрать предложения)

Тихо ночь ложится на вершины гор, и луна глядится в зеркале озер.

Был уже март, но вдруг повалил гутой снег.

 

  1. Просмотр видеоролика из интернета об орлиной охоте в дикой природе.

 

  1. Слова учителя:

Мир природы жесток. В этом  мире побеждает сильнейший. Но только человек совершенен. Он сумел приручить и сделать домашними не толко животных, но и птиц, используя их для своего блага. Сегодня орлы являются первыми помощниками во время охоты.

(демонстрация на интерактивной доске фотографий об орлиной охоте)

 

  1. Работа с текстом «Орлиная охота»

(каждая группа находит в тексте ССП, выделяет грамматическую основу)

 

Утром мы отправились в путь. Шел снег, но лошади двигались бодро.

Рука казаха была одета в кожаную рукавицу, а на ней сидел орел. Колпачек закрывал его голову, птица сидела спокойно. Скоро мы заметили волчий след, а километров через десять показался волк.  Хозяин сдернул с головы орла колпачок, и огромная птица взлетела в воздух. Наконец орел догнал волка, вцепился одной лапой в заднюю ногу, а другой лапой ухватился за морду. В длительной схватке волк обессилел и едва дышал. Птица гордо смотрела на хозяина и не выпускала из когтей добычу. Охотник быстро подошел к орлу и накинул на голову птицы халат. Затем ловко надел на голову колпачек. Птица сразу успакоилась и отдала волка.

 

  1. Сопоставительный анализ предложенийй.

Шел снег, по лощади двигалиь бодро.

Хозяин сдернул с головы орла колпачек, и огромная птица взлетела в воздух.

 

Общее

  1. ССП
  2. Предлоджения повествовательные.
  3. Предложения невосклицательные.
  4. Двусоставные грамматические основы.
  5. Сказуемые выражены глаголами в прошедшем времени.
  6. Распространенные.
  7. Неосложненные.

 

Различие

  1. Простые предложения соединены противительными и соединительными союзами.
  2. Второе предложение рапространено прямым и косвенным дополнением.
  3. Подлежащие выражены существительными разного рода.

 

  1. Разминка «Черный ящик»

— Предки этого предмета появились еще в 4-3 тысячелетие до нашей эры.

— Основной материал для его изготовления в Китае был папирус, а в Египтепергамент

— На Руси ее первыми производителями были Федоров.

— Она была бессменным спутником человека.

— Благодаря ей человек становится мудрее, опытнее, умнее.

Какой предмет находится в ящике? (книга)

 

  1. На развитие речи «Допиши пословицу»
  2. Дерево крепко корнями, а…… (человек — друзьями).
  3. Сила птицы в крыльях, а….. (сила человека – в дружбе).
  4. Корень учения горек, да….. (плод его сладок).
  5. Хлеб питает тело, а….. (книга питает разум)

 

ІІІ. Рефлексия.

Обощение материала по уроку.

Комментарии ответов учащихся и оценок, подведение итогов урока.

Домашнее задание: выписать из художественной литературы  5 СПП