Влияние сезонных изменений в природе на жизнь растений

познание мира

Название, тема Влияние сезонных изменений в природе на жизнь растений
Цель: Формирование знаний об условиях, необходимых для жизни растений
Ожидаемый результат Имеют представление о сезонных изменениях в природе,

Знакомы с условиями, необходимыми для жизни растений,

Понимают роль растений в жизни человека

Тип урока комбинированный, с использованием новых подходов в обучении
Задания ·        Психологический настрой, минутка календаря

·        Загадки о растениях

·        Диалогическая беседа

·        Работа в группе

·        Слайдовая презентация

·        Практическая работа

Источники, ресурсы, оборудование Учебник «Познание мира», 1кл., (с.30, 67, 95)

дневник наблюдений,  «Атлас-хрестоматия в картинках»,  Календарь природы

слайдовая презентация «Жизнь растений»,картины времен года

таблица «Разнообразие растений»

Ход урока
этапы Действия учителя Действия учащихся
Вводная часть

(3-5 мин)

Психологический настрой, введение в тему

Вот книжки на столе, а вот — тетрадки,

 Не хочется играть сегодня в прятки,

 И недосуг дуть на корабль бумажный-

 Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

Календарь природы

Беседа о погоде, сезонных изменениях в природе.

— Какое сейчас время года? Какой месяц?

— Как вы понимаете выражение «Февраль – месяц лютый»?

— Какие еще изменения в природе происходят в феврале?

—  Какие природные явления вы наблюдали сегодня?

— Давайте отметим погоду в календаре природы.(дневник наблюдений)

 

Настраиваются на урок

 

 

 

Актуализируют знания

 

Определяют погоду на день

Презентация

(10-15 мин)

Загадка

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.(Лес)

Диалогическая беседа

— А что такое лес?

-Любите ли вы гулять в лесу? Почему?

-А для чего человек ходит в лес?

— Что можно увидеть в лесу?

— Без чего невозможно представить себе лес?

— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

— Сегодня на уроке мы проверим, как подготовились деревья, кустарники и травы к зиме, и как они себя чувствуют, не замерзли ли, и готовы ли они встретить весну.

Работа в группе ( творческое задание)

На листе бумаги нарисовать картину природы, леса (жизнь растений) в разное время года.

1г. –зима

2 гр – весна

3 гр– осень

4 гр – лето

 

Презентация готовых работ.

 

Отгадывают загадку

 

 

Участвуют в диалогической беседе

 

Размышляют над вопросами учителя

 

Учатся наблюдать и анализировать

Актуализируют и обобщают имеющиеся знания

 

 

Учатся работать совместно

Основная часть

(20 мин)

Слайдовая презентация «Жизнь растений», сопровождается диалогической беседой

-Чем отличается дерево от кустарника?

— Деревья и кустарники от трав?

— Может ли мороз убить дерево?

— Почему дерево к зиме сбрасывает листья?

— Как  сохраняет оно ствол и ветки от замерзания?

-Как сохраняет оно ствол и ветки от замерзания?

На каждом дереве есть панцирь, защищающий растения от мороза. Все лето, каждый год откладывают деревья под корой ствола и веток пористую пробковую ткань – мертвую прослойку. Пробка не пропускает  воду  и воздух. Воздух застаивается в ее порах и не пропускает тепло из живого тела дерева. Чем старше дерево, тем толще в нем пробковый слой. Вот почему старые толстые деревья лучше переносят холод, чем молоденькие деревца с тонким стволом и ветвями…

Деревья, собрав за лето силы, к зиме отказываются от еды, перестают питаться, перестают расти, погружаются в глубокий сон.

 

 

Практическая работа

Сравнение ветки березы и ели.

А)Рассмотрите ветки лиственных растений. Какие изменения произошли с ними осенью?

-Найдите почки. Отделите одну почку. Рассмотрите ее снаружи. Обратите внимание, очень плотные чешуйки покрывают ее. Раздвиньте осторожно чешуйки. Что внутри?

-Подумайте и сделайте вывод: Какое значение имеют чешуйки?

-Весной из почек появляются листья. Как это происходит?

Почки- это будущие листья, цветы, плоды.

Б) Рассмотрите ветки хвойных растений. Изменились ли они по сравнению с  осенью?

Загадка:    Зимой и летом одним цветом.

— О каком дереве загадка?

-В чем смысл загадки?

 

Участвуют в беседе

 

Размышляют над вопросами учителя

 

 

 

Слушают рассказ учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют практическое задание

 

 

 

Думают логически

Рассуждают

 

Делают выводы

 

Обобщают знания

Рефлексия

(5 мин)

«Дерево достижений»

Продолжить высказывание: «Сегодня на уроке я узнал, что…»

Д\з –  загадки о растениях в разное время года

 

Учатся самооценке