Дополнение. Прямое и косвенное

Тема урока: Дополнение. Прямое и косвенное. 8 класс

Сабирова Айнагуль Жасулановна, учитель русского языка и литературы.

 СОШ им.Л.Клышева Чингирлауского района.

Цели урока: обогащение словарного запаса уч-ся новыми словами, усвоение теоретического материала, умение находить в предложении прямое и косвенное дополнение, воспитание личностных компетенций, привить любовь к поэзии.

Тип урока: синтетический

Вид урока: урок-эксперимент

Формы обучения: коллективная, работа в парах, индивидуальная.
В ходе урока использовались кластеры, тестирование, самоконтроль и самооценка знаний учащихся.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, плакаты,фломастеры.

 

Ход урока

  1. Организационный момент (1-2 мин) (Слайд №1). Эмоциональный настрой на урок.

-Ребята, давайте поиграем в игру «Доброе утро».
Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас.
Доброе утро, ребята!
Я скажу слова «Доброе утро…» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие.
Попробуем?
Доброе утро всем девочкам!
Доброе утро всем мальчикам!
Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном!
Доброе утро всем, кто любит конфеты!
Доброе утро всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке!
Учитель.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

  1. Актуализация изученных знаний.
  2. Слово учителя.

Дорогие ученики! Сегодня у нас необычный урок, который пройдет в творческой мастерской. Вы должны провести эксперимент и определить какова тема сегодняшнего урока. (На доске висит белый плакат, на котором ученики должны написать тему урока после того, как проведут лингвистический эксперимент и сделают вывод).Слайд №2
Но перед тем как приступить к занятиям, мы должны посадить дерево ожиданий, т.е. каждый ученик пишет на листочках свои ожидания от этого урока и прикрепляет их на дерево. (Дерево ожиданий. Слайд №3)

  1. Мозговой штурм (Слайд №4 ). Вопрос: Какова тема нашего урока?

Опорные понятия:  главные члены предложения, второстепенные члены предложения, подлежащее, сказуемое, дополнение, косвенное и прямое дополнение.
Мукагали  Макатаев, учитель русского языка, лирика, Данте, Шекспир (Среди этих понятий новыми являются: прямое и косвенное дополнение, Мукагали Макатаев. Опираясь на новые понятия ученики приходят к единому мнению, что на уроке мы будем говорить о прямых и косвенных дополнениях, а также лексическая тема будет посвящена творчеству Мукагали Макатаева.)

  1. Учитель: Что мы знаем о дополнении?

Ученики: Мы изучили тему “Дополнение”

Работа в паре. Учащиеся должны вспомнить  всё ,что знают о дополнении и записать в виде кластера. Два  ученика работают у доски. Один пишет на плакате-справочнике определение дополнения. Остальные термины, касающиеся новой темы, заносятся учениками в этот справочник, второй ученик пишет правило на интерактивной доске. Затем проверяем ответы и выбираем наиболее полный ответ о дополнении.  (Слайд №5)

  1. IV. Формирование новых понятий и способов действия.
  2. Лингвистический эксперимент (6 слайд)

Приведем примеры: (синтаксическая пятиминутка)

В русском языке:

На ярмарке можно купить сплетенную корзину и лоскутный коврик.

Мастера показали, как слепить игрушку из шины

В казахском языке:

Тура және жанама толықтауыш

1) Баланы оқытуды жек көрмедим (Табыс септік  тура толықтауыш)
2) Құлақ естігенді көз көреді
3) Өнер – білім бар жұрттар     ( Неден?Шығыс  септік, жанама)
Тастан сарай салғызды         (Ы.Алтынсарин)
4) Жылқыда өт жоқ , өсер малда өлім жоқ  (Жатыс септік) жанама толықтауыш

В английском языке:

Прямое, косвенное и предложное дополнение
1) I wrote a letter  (прямое)
Я написала письмо
2) I wrote a letter to him (whom?) (косвенное)

Я написала письмо ему.
3) I spoke about him (предложное дополнение)
(Я говорила о нем)

(Ученики находят в предложениях дополнения, так как они владеют тремя языками, уч-ся проводят сопоставление и делают вывод: в казахском языке два вида дополнений, в английском три вида дополнений, а в русском языке сколько?)

  1. Лингвистический эксперимент в творческой мастерской продолжается (7 слайд)

Объясните, почему словосочетания разделены в два столбика?

1.Беречь здоровье        1. Говорить о здоровье
2.Хранить верность     2. Выступать против предательства
3.Уважать маму      3. Уважение к родным
4.Защищать честь    4. Размышлять о чести
5.Не принимать решения    5. Не изменять клятве
6.Выпить молока    6. Взяться за оружие

Записав примеры, ученики определяют падежные формы существительных и указывают на переходность глаголов. На плакате–справочнике уч-ся пишут:
Переходные глаголы обозначают действия, непосредственно и обязательно направленные на какой-либо предмет. Действие, обозначаемое этим глагол, предполагает тот или иной объект (дом, плотина, завод и т.п.) и невозможно без него. Объект, на который переходит действие переходного глагола, всегда выражается формой винительного падежа без предлога.
Иногда прямое дополнение при переходном глаголе стоит в форме родительного  падежа: при обозначении частичного объекта,  при отрицании. Непереходные глаголы обозначают действия, не направленные на какой –либо предмет. Они имеют значение положения в пространстве, состояния, звучания: сидит, горюет, лает и др. В соответствии со своим значением они не могут управлять формой винительного падежа без предлога.

3.Презентация справочника (8 слайд).

На плакате —  справочнике  ученики в два столбика пишут падежные формы, которые необходимы при переходных и непереходных глаголах. Затем делают вывод о прямых и косвенных дополнениях и на пустом плакате пишут тему урока. Прямое дополнение относится к переходному глаголу и выражается формой винительного, реже —  родительного без предлога. Все остальные дополнения называются косвенными.

  1. Физминутка.

Встаньте. Улыбнитесь. Передайте своему товарищу мысленно или через рукопожатие положительные эмоции, поделитесь капелькой теплоты, добра, сказав заветные слова: Хочу я, чтоб добро к тебе пришло. Как свет весенний, как тепло костра: Пусть для тебя источником добро. Не станет то, что для другого зло.

III. Формирование  умений и навыков.

1.Выборочное  упражнение. Работа по вариантам. Первый вариант выписывает прямые дополнения, второй вариант – косвенные дополнения. Самопроверка по ключу. Оценивание.

  1. Моя бабушка любит собирать лекарственные растения. 2. Моя искренность поразила Пугачева. 3. Дай мне, пожалуйста, молока. 4.Сынок,купи в магазине хлеба. 5. Сказали, в течение дня не будет воды. 6. Я не люблю шуток твоих. 7. Чтобы достичь цели, надо много трудиться. 8. Больной лишился сна. 9. Многие композиторы отдали музыке всю свою жизнь. 10. Я никому не позволю себя обманывать. 11.Олово плавим, машинами правим. 12. Старик ловил неводом рыбу. 13. Из газет и старых журналов я узнавал о жизни других городов, других народов. 14.Без музыки и песен не проходит ни один праздник. 15.Я ездила в город с подругой. 16. Дулат хорошо играет в шахматы.
  2. Лексическая тема. Учитель: Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Мукагали Макатаева (Слайд №9). Это известный казахский поэт. Его стихи занимают важнейшее место в казахской литературе. Мукагали Макатаев писал стихи и на русском языке. Он работал учителем русского языка. А сейчас вы должны прочитать текст о нём, соблюдая нормы произношения.

Один из талантливейших казахских поэтов Мукагали Макатаев прожил всего 45 лет (1931-1976). Он родился в Нарынкольском районе Алма-Атинской области. В его доме собирались учителя, за просто приходили к поэту его читатели. Вечерами часто обсуждали стихи, беседовали о поэзии. Впервые казахского учителя познакомил с творчеством Макатаева в 1966 году в газете “Қазақ әдебиеті” старейший поэт нашей республики Абдильда Тажибаев.
На формирование Макатаева —  поэта большое влияние оказала устная поэзия казахского народа, любовь к которой у него проявилась еще в детстве. Долгими зимними вечерами будущий поэт любил слушать у очага рассказы, легенды, песни. Мукагали Макатаев переводил на казахский язык произведения Данте, Шекспира и других классиков зарубежной литературы.

  1. Лексический уголок: работа с новыми словами – обсуждали, влияние, легенды. Найти в словаре и объяснить значения слов.

Разноуровневые задания: 1 уровень -составить с новыми словами предложения. 2 уровень -просклонять существительные.3 уровень — выписать дополнения, определить вид.

  1. Найти в предложении подлежащее и дополнение. Изменить предложение, чтобы подлежащее стало дополнением или дополнение — подлежащим. Работа в паре. (Слайд № 10)

Образец: Этот моллюск поедает водоросли. Этот моллюск охотно поедает рыба.

1) 1.  Туча закрыла полнеба. 2. Мать любит дочь. 3. День сменяет ночь.
4. Отец подарил мне мяч. 5. Телеграфный столб был повален ураганом.

2) Сопоставить предложения, определить в них роль выделенных
слов.

/. Уроки были приготовлены. Мы приготовили уроки. 2. Утро мы посвящаем работе. Утро выдалось ясное, солнечное. 3. Улицы города за­асфальтированы. Я люблю улицы Москвы весной.

  1. 4. Задача из “Медвежонка”: найти дополнение. (Слайд № 11)

Тореро надел сомбреро.
Сомбреро надел Тореро.
Ответ: Сомбреро (от испанского) – широкополая шляпа с высокой конусообразной  тульей и обычно с закруглёнными вверх краями полей.

  1. 5. Индивидуальная работа. (Слайд № 12) Выполните тест:
  2.  Укажите дополнение в предложении.

В нашей деревне дома украшают резные ставни.

а) В нашей;

б) деревне;

в) дома;

г) ставни.

  1. Укажите предложение, в котором есть косвенное дополнение.

а) Я всегда любил море.

б) Собирать грибы надо осторожно.

в) В муху князь оборотился.

г) Царевич выстроил хрустальный дом.

  1. Укажите предложение, где неверно выделено дополнение.

а) Буря сломала тополь под моим окном.

б) Долгожданное солнце закрыло облако.

в) Дедушка включил телевизор.

г) Печенье из рисовой муки съел Петя.

  1. Укажите предложение, где дополнение выражено фразеологизмом.

а) Кудрявый сумрак за горой рукою машет белоснежной.

б) Я не буду отвечать на этот щекотливый вопрос.

в) Меня поздравили с днем рождения.

г) Каждый должен ненавидеть ложь и жадность.

  1. 5. В форме каких падежей могут употребляться прямые дополнения:

а) Род.п. без предлога;

б) Дат.п. без предлога;

в) Вин.п. без предлога;

г) Тв.п. без предлога.

Ответы: 1 -в);        2 — в);              3 — б);                   4 — б);         5 — а), в).    

Самопроверка по ключу. 

V.Рефлексия. Дерево с результатами. (Слайд №12)

Ученики на листочках пишут свои отзывы и прикрепляют к дереву. Учитель сравнивает ожидания с полученными результатами.Оценивание.

  1. VI. Домашнее задание: выучить правила по теме «Дополнение».

Задания на выбор: выписать предложения из художественной литературы  с дополнениями или написать небольшой текст о любимом поэте, используя дополнения.

Спасибо за урок!