«Гласные после шипящих Ч-Щ (чу-щу). Г.Юдин «Кто живет в часах»

Неделя:  3 (4 четверть) День: 15.04.15г. Урок 78: русская грамота
Название занятия:

 

«Гласные после шипящих Ч-Щ (чу-щу). Г.Юдин  «Кто живет в часах».
Общая цель:

 

 

Учить правильно писать сочетания ЧУ-ЩУ; обратить внимание на то, что слоги произносятся не так, как пишутся, что звуки [ч′] и [щ′] мягкие, но после них пишется У;  познакомить с содержанием  произведения  Г.Юдина  «Кто живет в часах»; развивать навыки выразительного чтения, пересказа, вовлекая в процесс обучения всех учащихся класса и интегрируя семь модулей Программы.
Ожидаемый результат 1. Имеют   представление о мягких согласных звуках [ч′] и [щ′]; о расхождениях в их произношении и написании; о  произведении  Г.Юдина  «Кто живет в часах».

2. Умеют писать сочетания  ЧУ-ЩУ;  выразительно читать, пересказывать  и анализировать текст; оценивают себя и своих одноклассников, работая в больших и малых группах.

3.Умеют правильно  писать буквы Ч и Щ, соединять их  в слогах и словах с другими буквами.

Тип урока: Урок изучения нового материала.
Задания:

 

Работа в  группах, деление слов на слоги, выделение ударного слога, чтение и анализ текста, работа с пословицами, загадками, практические задания в тетради.
Источники, оснащение и оборудование, ресурсы: Маркеры, бумага, стикеры, предметные картинки; раздаточный материал, сигнальные карточки «Солнце и тучка», герои сказок.
Ход урока:
Этапы урока Действия учителя Действия учеников
Вводная часть

(5 мин)

 

1.Психологический настрой.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

 -Доброе утро!

 -Доброе утро!

 Солнцу и птицам!                                                 

 -Доброе утро!-

 Улыбчивым лицам.

 И каждый становиться

 Добрым, доверчивым.

 Пусть доброе утро

 Длится  до вечера. 

-Добрый день, дорогие ребята и учителя! Здравствуйте! Сегодня у нас необычный день. Мы рады видеть всех вас. Давайте  дружно, скажем «Здравствуйте!» всем нашим дорогим гостям.

 

Сегодня у нас особенный день,
Отбросим-ка в сторону мы свою лень!
Будем мы думать, читать, отвечать.
Ведь знания нам предстоит получать.

 

Деление на группы.

Раздаю детям карточки разных цветов.

— Ребята, разделитесь на  группы по цветам карточек.

 

— А сейчас блиц-опрос  «Винегрет» – вопросы из разных областей знаний:

— За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)

— Какая нога собаке ни к чему? (Пятая.)

— Золотое колесо в синем небе? (Солнце.)

— Сколько букв в русском алфавите? (33)

— Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.)

— Какой сегодня день? (среда, 15 апреля.)

— Записываем в тетради: 15 апреля. Классная работа.

 

Дети приветствуют друг друга,

настраиваются на урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на вопросы учителя.

Повторение изученного

(10 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Актуализация прежних знаний.

А) Минутка каллиграфии.

Работа в парах по уровневым  карточкам:

— Допишите элементы разными способами, чтобы получились буквы и слоги. Один элемент может принадлежать нескольким буквам.

Карточка 1.

__________________________________________

__________________________________________

 

Карточка  2.

__________________________________________

__________________________________________

 

Карточка  3.

__________________________________________

__________________________________________

 

 

Б) Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке вы будете выполнять разные задания. Каждое  задание будет оцениваться с помощью светофора. Если задание выполнено верно, стикер группы наклеивается на зеленый цвет светофора, если есть ошибки – на  желтый, задание выполнено неверно – на красный.

 

На доске: Грамоте учиться – всегда пригодится.

 

— Давайте прочитаем русскую пословицу.

Как вы понимаете её смысл?

— Правильно никому никогда не поздно учиться, а вам –

особенно.

— Каждый урок раскрывает перед нами чудеса русского языка.

Вы познакомились пока с немногими из них.

— Какое открытие мы сделали вчера?

— Что особенного в сочетаниях  ЧУ-ЩУ?

— А какие еще особенные сочетания вы запомнили?

— На ваших постерах есть правила написания этих сочетаний. Обсудите в группах, как правильно  писать  ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Зачеркните ненужные буквы.

 

— Составьте в слова из слогов и запишите в тетрадь.

— Какие слова получились?

— Какое слово встретилось в каждой группе?

 

Проверка. Оценивание «Светофор».

 

Физминутка.

 

 

 

 

 

Учащиеся в парах работают по карточкам. Запись букв и слогов  в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с пословицей, определение смысла.

 

 

 

 

 

 

 

Повторение правил правописания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Составляют из разбросанных слогов слова и записывают в тетрадь.

Основная часть

(20 мин)

 

 

 

3.Формирование  новых понятий и способов действий.

А) Работа над произведением   Г.Юдина  «Кто живет в часах».

—  С каким произведением познакомились на прошлом уроке?

— Кто автор произведения?

Б) Анализ произведения.

— О чем текст?

— Какие  слова с сочетаниями ЧА – ЩА, ЧУ-ЩУ нам

встретились в тексте? Давайте запишем некоторые из них  в тетрадь.

Комментированное письмо:  Ч…йка, ч…йник, ч…чело, ч…довище.

-Где живут чайки? Чабаны? Чайники? Черепахи? Червяки?

Чучело? Чиж? Сверчок? Мыши? Чудовище?

— Узнал ли мальчик, кто живет в часах?

— Что он для этого делал?

— Что можно сказать о мальчике?

— А вы можете о себе сказать, что вы любознательны? Проверим!

— Какие бывают часы?

Работа в группе – чтение текстов

(1группа – солнечные часы,

2 группа –часы — петух,

3 группа – водяные часы,

4 группа –часы- цветы,

5 группа – песочные часы)

Обсуждение прочитанного в группе

 

Первый рассказ. СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ.

Давным – давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Встало солнышко – пора людям вставать, за работу браться. Поднялось оно, прошло полдороги по небу – надо людям отдохнуть и пообедать. А спряталось солнышко за леса, за горы, за синее море – пришло время людям идти по домам на покой. И вдруг человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся и заметил, что тень не стоит на месте. Она движется вслед за солнцем. Кончился день, солнце сделало по небу круг, и тень тоже пробежала.

Смотрел человек, смотрел, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом.

Так были изобретены первые часы. Назывались они солнечными. Но пользоваться ими человек не всегда мог. Почему? (По И.Мельникову.)

Второй рассказ. ЧАСЫ – ПЕТУХ.

Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку – ка – ре – ку!”.

Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло…

Скоро утро! Довольно спать!

Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалится – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест. А если нет петуха? Как узнать время ночью, когда нет солнца и звезды не светят в пасмурную погоду? И придумал человек часы более надежные: они и с жердочки не свалятся и лиса их не унесет.

Третий рассказ. ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ.

В высокий и узкий сосуд с дырочкой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Воды в сосуде становилось все меньше. На стенках сосуда были сделаны черточки – отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду.

Водяные часы тоже оказались неудобными (почему?), потому что нужно было постоянно доливать воду в опустевший сосуд. Иногда вместо воды в сосуд наливалось молоко. Но какую шутку могли сыграть молочные часы с человеком?

Четвертый рассказ. ЧАСЫ – ЦВЕТЫ.

Давным – давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, третьи – только ночью, а днем они всегда закрыты. Открываются не когда им вздумается, а в “свое собственное” время. Так появились цветочные часы. Но “ходят” они только в солнечную погоду.

Рано утром навстречу солнечным лучам поднимают свои головки золотистые одуванчики, а за ними открывает лепестки гвоздика полевая, шиповник, лен и другие.

Цветы, которые рано раскрыли свои лепестки, днем начинают засыпать… В пасмурную погоду цветочные часы не “работают” совсем. Цветки у них остаются закрытыми. Поэтому люди их используют только для украшения клумб. (По Ю. Дмитриеву.)

Пятый  рассказ. ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ.

После неудач с солнечными и водяными часами люди стали голову ломать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем, и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали.

У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло 3, 5, 10 минут. Часы переворачивают и счет времени продолжается. У меня в руках песочные часы на 1 минуту. Как вы думаете, что можно успеть сделать за одну минуту? Пользуются ли теперь песочными часами? Кто? (Врачи и медсестры в поликлиниках, больные по этим часам получают процедуры. Даже повара пользуются ими, чтобы сварить яйца всмятку или вкрутую.)

(По М. Ильину, Е. Сегал.)

— Наклейте в постер свои рассказы о часах и иллюстрации к ним.

— Расскажите кратко, какие бывают часы?

— Оцените.

— Для чего надо наблюдать за временем? (чтобы не терять его зря)

— Как вы думаете, одна минута – много это или мало? Наверное, ответить на этот вопрос прямо никому не удастся, ведь все в мире относительно. Кому-то будет достаточно этого времени, чтобы изменить свою жизнь раз и навсегда. А кто-то может этой минуты и не заметить.

— Какие факты вы подготовили об одной минуте?

За 1 минуту в мире:

— рождается 258 детишек,

— 144 человека переезжают в новое жилье;

— выпивается 840 чашек чая.

— 360 раз ударяет молния;

— одновременно взлетают 58самолетов.

 

— Вот видите, как много событий происходит всего за одну минуту!

Работа над пословицей. Раздаю группам по одному слову из пословицы и прошу собрать ее на доске.

Делу время, а потехе час.
— Объясните смысл этой пословицы.

 

 

 

 

 

 

Комментированное письмо.

 

 

Ответы на вопросы.

 

 

 

 

 

Работа в группе – чтение текстов

(1группа – солнечные часы,

2 группа –часы — петух,

3 группа – водяные часы,

4 группа –часы- цветы,

5 группа – песочные часы)

Обсуждение прочитанного в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выходят группами и рассказывают о часах и показывают иллюстрации.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

Объясняют смысл пословицы.

Подведение итогов

(5 мин)

4.Итог урока. Домашнее задание.

— О чем  говорили на уроке?

-Как пишутся сочетания ЧУ-ЩУ?

Д.з. узнайте из газет, журналов, интернета какие еще бывают часы и подготовьте общение.

6. Рефлексия.

«Смайлики».

Что понравилось? запомнилось?

О  звуках [ч′] и [щ′].

ЧУ-ЩУ пиши с буквой У.