6 класс Литературное чтение «Серая Шейка» (Д.Н.Мамин — Сибиряк)

 

Тип урока: изучение новой темы.

     Цели:

  1. Образовательные:

— формирование представления о жизни и творчестве писателя, его

произведениях для детей;

— знакомство со сказкой Д. Н. Мамина — Сибиряка «Серая Шейка»;

— формирование навыка правильного, сознательного и выразительного

чтения;

  1. 2. Развивающие:

— формирование действия нравственно — этической ориентации при

определении, хорошо или плохо поступили герои;

— формирование действия обобщения на этапе формулировки идеи

произведения;

— умение извлекать информацию из текста;

— понимать идею текста, авторский замысел.

  1. 2. Воспитательные:

— Воспитывать чувство доброты и заботы к меньшим нашим братьям.

    Техническое оснащение: компьютер, мультимедиа – проектор.

 

    Оборудование: выставка книг.

 

    Ход урока:

 

    І. Формирование новых знаний и способов действия:

 

  1. Эмонациональный настрой.

 

Просмотр видеозаписей о временах года (с озвучиванием отрывка из

 

песни «У природы нет плохой погоды» на слова Э.Рязанова).

 

  1. Вводное слово.

 

— Художники, музыканты, писатели и поэты посвящают природе свои

 

произведения.

 

Посмотрите на эту красоту природы. (слайд)

 

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало.

Короче становился день…

  1. Беседа учителя с учащимися.

— О каком времени года говорится в стихотворных строках? (слайд)

— Какие изменения происходят в это время года?

— Вот видите, сколько изменений несет с собой осень. Наступление осени – время перемен не только в жизни людей, но и в жизни растений, животных и птиц.

— Кто видел, как летят на юг птицы? (слайд)

Вот, например, журавли, во время полета подают друг другу голоса, что их можно услышать даже далеко на земле. Люди говорят, что они до следущего года прощаются с домом.

-Почему птицы отправляются в такие дальние и опасные перелеты?

— Как называют птиц, которые осенью улетают в теплые края, а по весне возвращаются домой?

  1. Чтение текста «Перелет»

Перелет – это тяжелое испытание для птиц. Летят они и днем, и ночью, над землей и бескрайними морскими просторами. К отлету они готовятся долго. Опытные птицы обучают молодых, показывают, как надо лететь в стае. В пути нельзя помочь ничем, кроме того, что можно только уступить самое последнее место в птичьем клину. Так как в конце клина сопротивление встречного воздуха меньше и лететь намного легче. Самые первые улетают кукушки, а самые последние – утки и чайки.

Клин – стая (лететь группами)

  1. Беседа.

— А все ли птицы улетают в теплые края?

— Какие птицы остаются зимовать?

  1. Краткое слово учителя о писателе и его творчестве.

О том, какие изменения происходят в природе мы узнаем не только из рассказов и стихов, но и из сказок. Например, из сказок Д.Н.Мамина – Сибиряка (слайд).

Д.Н.Мамин – Сибиряк – известный руский писатель, автор многих книг о людях и природе Сибири и Урала. Значительное место среди произведений для детей, занимают сказки о животных и птицах. Вот одна из его книг, куда входят рассказы и сказки. Его произведения вы можете найти в детской библиотеке (книга).

Это такие книги, как «Аленушкины сказки», «Приемыш», «Серая Шейка» и многое другие.

Сегодня мы с вами прочитаем сказку «Серая Шейка», которая состоит из трех частей.

  1. Словарная работа.

Ребята, обратим свое внимание на экран, где высвечены слова и выражения, значения которых вам мало известны.

І часть

Болотные птицы – птицы, которые живут на болоте был ряд холодных утренников – здесь: часто по утрам холодно вожак – здесь: птица, которая ведет стаю.

ІІ часть

Сажень – старая мера длины (2м. 13см)

Сковать лед – покрыть лед

Трепетала – здесь: дрожала, боялась

ІІІ часть

Мороз был здоровый – был сильный мороз

Поколачивая лапку – ударяя одну лапку о другую

  1. Чтение текста сказки учителем (показ слайдов с комментариями).
  2. Отработка произношения слов и словочетаний:

Утренников, от инея, берега оголели, засыхавшие листья, ронявшими дождь, издали, роковой день, косяк.

ІІ. Формирование умений и навыков знаний.

  1. Беседа по содержанию сказки:
  • Понравилась ли вам эта сказка?
  • Почему Серая Шейка не могла лететь на юг?
  • Как относилась мать к своей дочери?
  • Что чувствовала Серая Шейка, провожая улетавший косяк?
  • С кем познакомилась она? Что общего между
    Зайцем и Серой Шейкой?
  • Чем вам прилекательна речь старичка охотника? Каким вы его представляете?
  • В чем заключается основная мысль сказки?
  1. Выброчное чтение:
  • Найдите во вступительной части текста слова и выражения, с помощью которых автор описывает признаки осени.
  • Как менятся описание осени во ІІ части сказки?
  • Как лебеди, гуси и утки готовились к отлету?
  • О чем с ужасом думала Серая Шейка? Почему?
  1. Чтение сказки учащимися по цепочке.

Рефлексия.

  • Для кого писатель написал свое произведение?
  • Как поступите вы, если встретите однажды такую слабую, беззащитную птицу?
  • А чем можете помочь птицам в зимнее время года?

Итак, автор сказки «Серая Шейка» призывает нас не проходить мимо таких беспомощных, больных птиц, а призывает помочь им, протянуть руки помощи. Также существует закон об охране природы. Он обязывает людей беречь природу, помогать ей, постоянно заботиться о ней.

Итоги.

Домашнее задание:

  • Подготовиться пересказать содержание сказки.