Игровой прием на уроках английского языка как средство повышения мотивации обучающихся.

 

 

Игровой прием на уроках английского языка как средство повышения мотивации обучающихся.

В настоящее время основным принципом работы современного педагога является не только целенаправленное воздействие на каждого обучаемого, его личностные установки, но и оптимизация совместной деятельности учащихся. Большую помощь в этом оказывают учебно-дидактические игры. Они активизируют учебный процесс и по сравнению с традиционной формой проведения занятий имеют некоторые преимущества.

Вопросом повышения мотивации, сохранения и развития у школьников интереса к предмету “иностранный язык” уделяется большое внимание, как в психологии, так и в методике обучения этому предмету. Сложность и многогранность подчеркивают многие методисты и в соответствии с этим предлагают различные подходы к решению этой проблемы.

Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, что бы он развивал познавательный интерес, мыслительную творческую активность учащихся? Зажечь искорку интереса в глазах ученика, сделать учение посильным и радостным — непростая задача каждого учителя. Как известно, школьный курс иностранного языка призван обеспечить практическое овладение предметом. Эта задача требует от учителя иностранного языка с первых шагов обучения учить умению общаться на изучаемом языке, пусть даже на самом элементарном уровне; заложить основу для дальнейшей коммуникативной деятельности школьников.

Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Игра – огромный стимул в достижении успеха там, где порой оказываются неэффективными многочисленные традиционные упражнения. Урок может стать незабываемым путешествием в мир английского языка, дать возможность не только сильным, но и слабым ученикам проявить свой творческий потенциал. Даже самый незначительный успех – огромный шаг на пути познания.

Применяя игру как форму обучения, учитель должен быть, уверен в целесообразности её использования, должен определить цели игры в соответствии с задачами учебного процесса. Учебные игры должны составлять систему, предполагающую их определённую последовательность и постепенное усложнение. Участники игры должны быть обеспечены методическими материалами, игровыми заданиями, инструкциями, учебными материалами и т. п. Используя в своей работе дидактические игры, каждый учитель должен помнить об этих требованиях. Учитель должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на уроке. Ведь применение игр компенсирует информационную перегрузку и организует психологический и физический отдых.

Попытки разгадать тайну происхождения игры предпринимались учёными на протяжении многих сотен лет. Проблема игры возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу тенденций религиозно–социально–экономического и культурного развития общества.

Начало разработки общей теории игры следует относить к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в развитие данной теории внесли Фрейд, Пиаже, Штерн, Дьюи, Фромм, Хейзинга и др.

Игру как средство поддержания бодрости и силы трактовали Шиллер и  Спенсер. Понимая,что в игре человек не только тратит, но и восстанавливает энергию. Такие исследователи, как Шалер, Валлон, Патрик, Штейнталь, считали игру не столько компенсаторной, сколько уравновешенной, значит отдыхом. Игра позволяет привлечь в работу ранее бездействовавшие органы и тем самым восстановить жизненное равновесие.

 

В своей работе мне хочется детально остановиться на использовании языковых игр на уроке английского языка и поделиться своим опытом и наработками в данной области.

Как порой трудно бывает запомнить написание слов, особенно если они пишутся не по правилам. А во время игры-соревнования это происходит быстрее. Многим с детства известна игра «Виселица»: даны первая и последняя буквы слова, а пропущенные буквы обозначены чёрточками. Кто первый восстановит слово – тот и победитель. Как можно стать победителем в этой игре? «Виселица» это хорошая игра, которая помогает понять структуру английских слов. Если вы понимаете структуру слов, то с помощью логики можете выиграть.

В каждом слове есть гласные буквы, их в английском языке всего лишь 6 (a, e, i, o, u и иногда  y). Тебе в слове в каждом из 3-4 буков надо употребить хотя бы одну гласную букву. После гласных начинаем искать согласные буквы. Часто употребляемые согласные это: e, t, a, o, i, n, s, r, h, d, l, u.

 

e.g. E_ _ _ _ _ _ t (elephant)

P_ _ _ _ e (police)

 

 

 

Игра может использоваться для снятия монотонности при отработке языкового материала и для активизации речевой деятельности учащихся. Я отдаю приоритет работе учащихся в парах и группах, всячески поддерживаю стремление ребят общаться на английском языке. Для того чтобы поддерживать постоянный интерес к предмету я использую необычные формы уроков, методы и приёмы, заставляющие ребят активизировать свои знания в различных ситуациях, и дидактические игры в этом очень помогают.

Я часто практикую игры с мячом, когда ребёнок, поймавший мяч, не только должен подобрать соответствующее заданию слово (на русском или английском языке), но и сделать это максимально быстро. Игры с мячом можно проводить, сидя за партой, а для смены динамических поз можно всем встать, подойти к доске, встать в круг или в разных местах класса и работать таким образом. Так, в игре, с радостью и весельем отрабатывается лексика и грамматика. Например, на уроках в 5 классах для закрепления глагола to be, кидая мяч, я говорю личные местоимения, а ребенок, поймав, говорит соответствующую форму глагола.

Для повторения алфавита я использую следующие виды игр:

  1. Учащиеся по цепочки называют буквы в алфавитном порядке. Ученик, который замешкался или неправильно сказал букву, выбывает из игры.
  2. Одна команда называет первую букву алфавита, вторая следующую и т.д. Игра проводится в быстром темпе.
  3. Игра «Телеграмма». Учитель в быстром темпе передает по буквам текст телеграммы. Учащиеся записывают его в тетради. Написавшие правильно – победители.

Также на уроке я использую игру «бинго» для повторения и закрепления цифр. Дети записывают 6 цифр в разброс от 1 по 20. Учитель начинает диктовать цифры в разброс на английском языке. У ученика закрывшие все цифры является победителем. Это игра помогает узнать, кто внимателен и кто выучил слова.

Также очень интересная игра которую я использую на уроках. Игра «Немой диктант». На доске вывешивается листок с не большим текстом. Класс делится на две команды. В каждом команде выбирается «секретарь», который будет все записывать. Учащиеся должны будут по очереди подходить к доске, читать и запоминать фразу или часть фразы из текста. Затем они подходят к  своему «секретарю» и шепотом диктуют то, что запомнили, а «секретарь» записывает. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее записывает диктант.

Для проверки словарного запаса слов играем игру «Цепочка». Учащиеся делятся на две команды и пишут любое слово, учитель засекает время. Например, Red затем пишут слово, которое начинается на «d» door и т.д. Выигрывает команда, написавшая больше правильных слов.

Так же играя игру с целью мотивации, можно еще и формировать навыку произношения связанного высказывания или текста. Например, игра «Кто правильнее прочитает?».  На доске записывается небольшое стихотворение или отрывок из него (считалка, скороговорка). Я читаю и объясняю значение слов, предложений, обращаю внимание на трудности произношения отдельных слов. Текст несколько раз прочитывается обучаемыми. После этого даю две- три минуты для заучивания наизусть. От каждой команды выделяются два- три чтеца. За безошибочное чтение начисляются очки; за каждую ошибку снимается одно очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Игра «дежурная буква» помогает формировать навыку осознания места буквы в слове. Ход игры: учащимся раздаются карточки и предлагается написать как можно слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте. Например, я говорю « сегодня у нас дежурная буква «о», она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых буква «о» стоит на первом месте?»

Для проверки усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала я предлагаю сыграть игру «вставь букву». Для игры образуются две команды. Доска разделена на две части.  Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово. Например: c _ t, a _ g, a _ m, p _n, r _ d, c _ r, s _ t, r _n, t _ n, o _ d, t _ a, l _g,      h _ n, h _ r, h _ s, f _ x, e _ g, e _ t, b _ d (cat, and, arm, pen, red, car, sit, ran, ten, old, tea, leg, hen, her, his, fox, egg, eat, bed)

В игры можно играть и в старших классах. Если ученикам 10,11 классов сказать что будем играть игру, то они сразу начинают говорить что они не дети. Но если им предложить просто по соревноваться в выполнении какого-нибудь упражнения, они автоматический начинают участвовать в игре, ведь соревнование тоже своего рода игра.

Также 9-11 классах провожу игру которая называется «Пара слов» цель этой игры развитие орфографического навыка. Ход игры: играющим сообщается, что эту игру изобрел Льюис Кэролл, автор книги «Алиса в стране чудес». На листе бумаги пишется любое слово. Ниже на том же листе пишется любое слово с точно таким же числом букв. Играющие должны постепенно превратить верхнее слово в нижнее. Для этого сначала нужно придумать другое слово, которое пишется так же, как первое, за исключением одной- двух букв, и написать его под первым словом. Затем точно так же слово превращается в другое. Каждый раз можно изменить только одну – две буквы. Нужно продолжать до тех пор, пока не получится такое слово, которое можно изменением одной буквы превратить в нижнее слово.

Например: score

scare

scale

whale

while

smile

smell

Если найти правильный подход, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир незнакомого языка. Одним из этих подходов является игра, сильнейший фактор психологической адаптации ребёнка в новом языковом пространстве, который может решить проблему естественного внедрения ребёнка в увлекательный мир языка. Ведь достаточно посмотреть в счастливые глаза своих учеников, выходящих с урока, чтобы понять, что ты на правильном пути и надо идти дальше, чтобы не пропала радость в глазах, и не исчез интерес учеников к изучаемому предмету.

На своем опыте я убедилась, что использование разнообразных видов игры способствует повышению мотивации и интереса к изучаемому предмету. И хотелось бы надеяться, что эти игры станут помощью для повышения мотивации учащихся и также помогут сформировать определенные навыки. Для школьников игра- путь к познанию в дополнение к порой скучным, однообразным, повторяющимся из урока в урок методическим приемам учителя. Играя, ученики без особых усилий, с удовольствием включаются в процесс обучения, забывая, что идет урок. Учитель выступает в другой роли: он или ведущий, или судья, или участник игры. Игра является одним из сильных мотивов в овладении учащимися иностранным языком.