Разряды количественных числительных

 

Тема: «Разряды количественных числительных».

Вид урока: урок-экскурсия.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: изучить разряды имен числительных.

Задачи:

  • обучающие: закрепить понятие о числительном как самостоятельной части речи, раскрыть его семантику, познакомить с разрядами количественных числительных, раскрыть некоторые морфологические и синтаксические их особенности, показать речевую функцию.

2) развивающие: развивать творческую, речевую и мыслительную активность, используя различные формы работы, развивать интерес учащихся с помощью дополнительной информации.

3) воспитывающие: формирование  уважения к родному языку

Методы работы: индуктивные, объяснительно-иллюстративный,   частично-поисковый.

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Средства обеспечения: индивидуальные листы, флипчарты, видеозапись.

Межпредметная связь: математика,  география, биология.

Структура урока:

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний.

III. Изучение нового материала.

  1. Закрепление изученного материала.
  2. Y. Подведение итогов урока. Выставление и комментирование оценок.
  3. YI. Рефлексия.

 

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент. Слайд 1

Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. Тема урока «Разряды имен числительных». Я предлагаю вам совершить экскурсию. Вы согласны? Но вначале запишите число, тему урока. Слайд 2.

Цель нашего урока: расширить знания об имени числительном. В ходе нашей экскурсии мы познакомимся с разрядами количественных числительных и научимся употреблять их в речи.

Давайте узнаем, какое определение слова «экскурсия» дает нам словарь Ожегова:

Слайд 3. Экскурсия – поездка (поход) куда-нибудь с образовательной целью. Значит, сегодня в ходе нашей экскурсии мы еще многое нового  узнаем для себя.

  1. Актуализация знаний.

Для определения нашей готовности к экскурсии нужно выполнить задания маршрутного листа. Заданием является выполнение тестов.

1.Работа с тестом

  1. Укажите правильный вариант определения имени числительного как части речи:

А) слова, обозначающие числа;
B) слова, отвечающие на вопросы сколько? и как много?;
C) часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете и отвечает на вопросы сколько? и какой?
2. Определите, какой частью речи является слово три в предложении: Теперь три морковь для борща!

  1. A) существительным;
    B) числительным;
    C) глаголом.
  2. Определите синтаксическую роль числительного в предложении: Семь — нечетное число.
  3. A) подлежащее;
    B) сказуемое;
    C) дополнение.
  4. 4. Укажите имя числительное в следующем ряду:
  5. A) тройка,
    B) тройник,
    C) три.
  6. 5. Укажите имя числительное в следующем ряду:
  7. A) семилетний;
    B) седьмой,
    C) семиглавый.

Проверьте правильность ответов:

Правильный ответ
1С
2С
3А
4С
5В
6С
7С

 

 

 

III. Изучение нового материала.

  1. Мы начинаем нашу экскурсию. Слайд 6.

Наш центр создан по инициативе Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева. Двери центра распахнулись для детей в 2002 году.

Сюда приезжают на отдых и оздоровление одаренные дети в возрасте от 11 до 15 лет. Центр функционирует круглый год и принимает в одну смену до 300 детей из 16 регионов Казахстана. Продолжительность смен в летний период – 15 дней, в период учебного года – 20 дней.

Общая площадь территории РУОЦ «Балдаурен» составляет 8,62 га. Площадь полезной застройки – 15288 кв. метров. К услугам детей два крытых плавательных бассейна: большой плавательный бассейн глубиной 1м 95 см и малый бассейн глубиной 90 см, сауна, кафе, спортивные, игровые и тренажерные залы, летние игровые площадки.

Задание: назовите имена числительные.

  1. Урок русского языка. Слайд 7-8.

Разряды количественных числительных.

Количественные числительные могут обозначать

  • целые числа: один, пять, сто;
  • дробные числа: три пятых, одна шестая.

РАЗРЯДЫ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

 

целые числа                                              дробные числа

один, пять, сто                                       три пятых, одна шестая.

 

Найдите в предыдущем тексте Слайд 9имена числительные, к какому разряду они относятся?

  1. Закрепление изученного материала.
  2. Работа с учебником. Упр. 434.

Распределите числительные по двум группам: числительные, обозначающие целые числа и дробные

Числительные, обозначающие
целыедробные
  
  

.

 

 

 

 

Слайд 10.

  1. Урок математики. Слайд 11.

Математический диктант. «Подводная арифметика».

1). Детеныш голубого кита выпивает за день 600 литров молока. Сколько молока выпьет такой малыш за 3 дня? (Одну тысячу восемьсот)

2). Черепаха-атлант (ныне вымершая) была самой большой из известных морских черепах. Она весила столько же, сколько весят 60 человек (средний вес человека 70 кг.). Какова масса этого гиганта? (Четыре тысячи двести)

3). В мире ежегодно продается 60 миллионов аквариумных рыбок. Сколько рыбок будет продано за 5 лет? (Триста миллионов)

4). Крабы имеют целых 6 пар челюстей, которыми перерабатывают все, что им попадается — от мусора до мелких рыбешек. 6 пар — сколько же это? (Двенадцать)

Задание: ответ записать словами. .

Задание: Слайд 13.

Выпишите числительные в два столбика — простые и составные, а потом поменяйтесь с соседом по парте и проверьте с доской: Слайд 14.

 

ПростыеСоставные
девятьтриста двенадцать
восемнадцатьдвадцать пять
четыресто двадцать
  1. Y. Подведение итогов урока. Слайд 15.

Вот и закончилась наша экскурсия по центру с помощью  имени числительного. Но это было только первое ознакомительное путешествие. Вы еще не раз отправитесь в это царство, ибо «Имя числительное» — один из самых  интересных разделов в языкознании. Мы постоянно что-нибудь считаем: дни, часы, минуты. Считаем количество прочитанных страниц, число забитых на футбольном поле голов. И нам постоянно необходимы числительные.

Выставление оценок.

  1. YI. Рефлексия. Слайд 26.. А теперь я хочу услышать от каждого из вас, что нового и интересного вы узнали на уроке?

Я УЗНАЛ…

Я ПОНЯЛ…

МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО…

МНЕ БЫЛО ТРУДНО