Деловая игра с элементами дискуссии для учащихся 9 -11классов.»Что такое коррупция и как с ней бороться?»

  Деловая игра с элементами дискуссии для учащихся 9 -11классов.»Что такое коррупция и как с ней бороться?»

 Форма проведения: деловая играс элементами дискуссии для учащихся 9 -11классов.

 Пояснительная записка.

Данная разработка рассчитана на учащихся 9-11 классов, находящихся на пороге выхода из школы. Проблема коррупции является актуальной для нашей страны и с каждым годом она становится все более тревожной. Масштабы распространения коррупции не сокращаются, а увеличиваются. Коррупция начинается с дошкольных учреждений, набирает силу в школе и достигает своего апогея во время приема в вузы. Старшеклассники – это будущие абитуриенты  учебных заведений. Информация о данной проблеме для них является важной и необходимой.

Цель: содействовать формированию антикоррупционного сознания среди обучающихся 9-11 классов

Задачи:

Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями и способами борьбы с ней.

Развивающая: расширять кругозор учащихся, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране. Формировать умения работать в группах, высказывать свое мнение.

Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность у подростков. На эмоциональном уровне формировать неприятие коррупционного поведения.

 Подготовительная работа с обучающимися:

1) анкетирование

2) предварительная работа школьников со словарем и справочником по заданию учителя

3) создание трех творческих групп (девиз, эмблема, название команды)

4)подготовка презентаций.

Оборудование: Закон РК «О борьбе с коррупцией», Кодекс чести государственных служащих РК», материалы СМИ, эпиграф к классному часу, презентация, карточки с заданиями.раздаточный материал, компьютер

Ход игры:

  1. Орг. момент. Подготовка рабочих мест. Психологический настрой.
    II. Вступление
    Учитель.

Здравствуйте,  ребята! Знаменитая фраза Цицерона: “О времена! О нравы!” как нельзя лучше отражает нашу современную жизнь. Уже по одним  заголовкам статей СМИ можно определенно сказать, что наша действительность такова, что в ней царят власть, деньги, воровство, разврат, насилие,и безусловно, коррупция. Реалии жизни таковы, что иногда чувствуешь свою беспомощность, видя, что зло побеждает добро, безнравствнность одерживает победу над духовностью.Согласно ООН 9 декабря является Международным днем борьбы с коррупцией. Коррупции могут и должны противодействовать государство, бизнес, СМИ, международные и иностранные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции — дело всего общества, каждого из нас.

Как жить? Каким ценностям отдать предпочтение? Может быть, вы пока не задумывались над этими вопросами, но я уверена, что рано или поздно вам придется сделать нравственный выбор и решить, как жить, и не просто жить, а жить достойно, то есть в соответствии с нравственными критериями: добром и милосердием – по закону чести и достоинства, с верой, надеждой и любовью, в мире и согласии, утверждая свободу, истину и красоту, поэтому я и выбрала сегодня для разговора тему, может быть, на первый взгляд, трудную, не детскую. Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое коррупция,  как с ней бороться, что можете сделать  именно вы, чтобы страна сталапроцветать. В нашей стране приняты Закон РК «О борьбе с коррупцией- 02.07.1998г, изменения от. 28.08.2009г

Тема нашего мероприятия  «»Что такое коррупция и как с ней бороться?»

Рассмотрим отдельные возможные случаи коррупции и обсудим меры по нейтрализации или минимизации проявлений коррупции. Сегодня работа организована в малых группах в форме состязания команд. Каждая команда имеет свое название и девиз, эмблему. При ответе на вопросы членам других команд можно задать вопросы, делать уточнения за верные ответы –жетоны.

Представление команд. Выбор жюри.Оценивание представления.

III. Основная часть игры.Беседа с обучающимися.

1 этап игры.
1.«Снежный ком» (мозговой штурм)
— слепим «снежный ком» о понятии «коррупция». Какие ассоциации возникают у вас со словом «коррупция»? (взятка, подкуп, обман, мошенничество).

2.Учитель. Что такое коррупция?

В Толковом словаре русского языка Ожегова С. дается такое определение термина «коррупция»: «Коррупция- это моральное разложение должностных лиц и политиков, выраженное в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами».

— Вот что говорит об этом понятии этимологический словарь:
Коррупция (от лат. corruptio) означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.
Коррумпировать (лат. corrumpere), т.е. подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.
 Согласнозаконодательству,коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.
3.О чем гласит народная мудрость… 
— Вспомните, какие пословицы и поговорки отражают коррупционную деятельность в современном обществе?
Не подмажешь, не поедешь – вымогательство, взятничество
Рука руку моет – групповая запланированная деятельность в подкупе
Загребать жар чужими руками – несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.
Видит око, да зуб не мед – безрезультативность действий борьбы с коррупцией.
4. Ученик. Немного из истории …
Коррупция — сложное социальное явление, которое зародилось еще в глубокой древности в странах Египта, Месопотамии, Китая, Индии, Иудеи (т.е. в центрах древневосточных цивилизаций) и существует сегодня во всех странах независимо от уровня ее развития, различаясь лишь своими масштабами.
Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой.
В древнеиндийском трактате по искусству управления государством подчеркивается, что важнейшей задачей, стоящей перед царем, является борьба с казнокрадством. Здесь перечислено 40 способов хищения казенного имущества и делается вывод о том, что легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников.
Корыстолюбие отнимает самые заветные чувства — любовь к отечеству, любовь семейную, любовь к добродетели и чистоте. Саллюстий
5.Учитель. Назовите причины, вследствие которых , на ваш взгляд,  происходят все эти негативные явления в нашей жизни.

  ( ответы учащихся)

низкая заработная плата государственных служащих;

— незнание законов;

— желание легкой наживы;

—  частая сменяемость лиц на различных должностях;

— нестабильность в стране;

—  коррупция как привычка;

— низкий уровень жизни населения;

— слабая развитость государственных институтов;

—  безработица;

— неразвитость институтов гражданского общества;

— рыночная экономика;

—  конкуренция;

— рыночная экономика привела к тому,что одни разбогатели, а другие – стали бедными;

— поменялись нравственные ориентиры;

— на первое место вышли деньги, материальные ценности, а не духовные ценности.

Подведение итогов.

2 этап игры.
6.Учитель. Наиболее подробную информацию сейчас дадут ученики.

Сообщения и презентации учащихся.

Каждая команда представляет свою презентацию

Учитель. Действительно, на этих фактах мы убеждаемся, что коррупция – это одна из серьезнейших проблем нашего общества, которая требует немедленного решения.

Подведение итогов

3 этап игры «Конкурс капитанов»

— Когда в  нашей стране принят Закон РК «О борьбе с коррупцией?

7.Учитель. Какие формы коррупции знаете?

  • Взятка;
  • Растрата;
  • Мошенничество;
  • Вымогательство;
  • Фаворитизм — в государственной и общественной жизни страстное покровительство любимцам (фаворитам) и назначение любимцев на высокие должности, несмотря на то, что они не обладают ни способностями, ни знаниями, необходимыми для их службы;
  • Злоупотребление должностными полномочиями;

8.Учитель. Как  коррупция  и ее проявления — взяточничество и подкуп влияют на различные сферы деятельности и организации?

                                      ( ответы учащихся)

взяточничество мешает бизнесу, который не может успешно развиваться в коррумпированной системе, что ведет к сокращению общего  богатства страны;

— казнокрадство приводит к тому, что деньги, выделяемые государством на оказание социальных услуг (школы, больницы, дороги, канализация, полиция и

т.д.), не используются должным образом, что ухудшает качество услуг;

— подкуп и взяточничество создает условия для того, чтобы люди, у которых есть деньги и связи, могли изменять законы и постановления государственных органов в своих интересах;

— коррупция  влечет за собой сокращение объема денежных средств, которые правительство должно выплачивать трудящимся и расходовать на приобретение предметов снабжения: книг, медикаментов, компьютеров и т.д;

— подрывает доверие к правительству;

4 этап игры

9.Задание: Разгадать ребусы в течение 3 минут, дать объяснения понятиям.

1 команда — тажШан, циярупКор

Шантаж — угроза разоблачения, разглашения сведений, которые объект шантажа хотел бы сохранить в тайне, с целью добиться какой-либо выгоды.

Коррупция — сращивание государственных структур со структурами преступного мира в сфере экономики, а также продажность и подкуп политических и общественных деятелей, государственных чиновников.

 

2 команда — ротиякраБю, каВтзя

Бюрократия — высший чиновничий аппарат, администрация; система управления, основанная на формализме, административной волоките.

Взятка — плата или подарок должностному лицу за незаконные действия в пользу дающего.

 

3 команда — ствотельгамоВы, кетРэ

Вымогательство — не обусловленное правом, не предусмотренное законом требование передачи денег, имущественных ценностей, сопровождаемое разного рода угрозами, обманом со стороны вымогателей.

Рэкет — незаконное, производимое путем угроз, шантажа вымогательство денег от предпринимателей со стороны преступных элементов, рэкетиров.

 

5 этап игры

10.Творческое задание.

В Казахстане отношение к коррупции, закону  нашло отражение во всевозможных пословицах и поговорках, фразах из известных кинофильмов. Ваша задача произнесённые слова перевернуть так, чтобы получилось крылатое выражение или знаменитое высказывание.

1.- нога ногу чешет(Рука руку моет)

2.-владей одним долларом и не имей одного врага (Не имей сто рублей, а имей сто друзей)

3.- трудящийся имеет право стоять на свободе(Вор должен сидеть в тюрьме)

4.- с чемоданом или с волей завязывают(От сумы и от тюрьмы не зарекайся)

5.- на тебя подарком не угодишь(С меня взятки гладки)

6.- чужая мафия тебя не ценит (Моя милиция меня бережёт)

7.- давай и забывай(Бери и помни)

 

6 этап игры

11.Учитель: Благодарю, за вопросы и за честные ответы. А теперь предлагаю сделать  решительный шаг. Здесь расположены таблички с надписями  «Совершенно согласен», «Согласен с оговорками», «Не согласен». Перед вами стоит вопрос выбрать правильное направление по нашей теме: «В нашей жизни нет место коррупции» и встать  на ту табличку, который считаете нужным. На решение дается 20 секунд.

Предлагаю вам обсудить в группах, и доказать свое мнение методом мозгового штурма. Дается 3 минуты.

Учитель: Во время обсуждения ваше мнение может измениться, в таком случае разрешаю вам пересесть в другую группу, так как за 20 секунд человек может принять неправильное решение.

И так,  время истекло и мы слушаем мнение 1 группы, который попытается  убеждать нас, что «Коррупции нет место в нашей жизни».

Ответ 1 группы:

-Да, мы живем очень сложное время, в котором все решают деньги. Но не в деньгах счастье. Есть такие вещи, как честь, честность, долг перед страной, клятва Гиппократа и.т.д.

Можно поступить в ВУЗ без денег – можно. Для этого нужны знания.

Можно вылечить больного бесплатно — можно. Просто нужно помнить, что ты тоже человек и когда -нибудь можешь заболеть.

Можно получить военный билет бесплатно — конечно. Выполни долг перед страной, будь мужчиной!

Наше мнение такое. Мы сами виноваты, что коррупция процветает.

Учитель: Спасибо.  Вы на правильном пути. Слово передаю 2 группе.

Ответ 2 группы:

— Мы конечно, согласны с мнением 1 группы, но с оговорками. Почему? Потому что бывают такие моменты, что решается вопрос жизни и смерти. Например, ребенок болен, нужна операция (без очереди), а ждать  нет времени. Как быть? Конечно, родители готовы дать взятку и спасти своего ребенка. Мы сделали бы так же, если оказались таком положении.

Учитель: Меня поразила ваша доброта, человечность. Спасибо. Послушаем мнение 3 группы.

Ответ 3 группы:

-Мы внимательно послушали ответы своих одноклассников и не согласны мнениями. Почему? Да потому что коррупция была, есть и будет, пока наши уважаемые депутаты не придумают жестокие меры наказания. На сегодняшний  день есть законы, наказывают некоторых (но не всех), а почему коррупция процветает? Мне кажется, нужно написать хорошую программу антикоррупционную и чаще провести мероприятия в школах и чтобы дети поняли это с детства. Иначе это никогда не кончится.

Учитель: Дорогие ребята, я сегодня очень обрадовалась, послушав ваши ответы. У каждого из вас, есть свое мнение. Я не буду говорить кто из вас прав или не прав. Самое главное – это проблема беспокоит каждого и хотелось бы, чтобы никто из вас не стал участником данного преступления!

 

7 этап игры.

Задание: Подготовить рекламу на тему «Скажем коррупции «Нет!»

 Изображение и представление рекламы на листах формата А4 в течение 5 минут.

Или нужно было подготовить видеоролик о коррупции, или инсценировать.

 

8 этап игры.

Учитель. Какие сферы наиболее поражены коррупцией?»

                        ( ответы учащихся)

 

ГАИ;

чиновники;

милиция;

медицина;

образование;

судебная система;

военкоматы;

шоу – бизнес;

сфера торговли;

армия;

СМИ;


Учитель. Назовите способы борьбы с коррупцией?

Это: Усовершенствовать законы.

Уменьшить количество чиновников.

Повысить зарплату (для действительно необходимых лиц).

Повысить эффективность работы правоохранительных органов

в деле борьбы с коррупцией.

Открытость в СМИ.

Не давать и не брать взяток.

Ужесточить наказания за коррупцию.

Воспитание нетерпимости в обществе к коррупции и уважения к закону.

 

9.этап игры.

Проведем социологическое исследование.

Примерные вопросы для социологического исследования.

  1. Знаете ли вы, что такое «коррупция»? а)Да    б) Нет
  2. С какими видами коррупции вам приходилось встречаться?

а) Взятка                            б) Подарок в знак благодарности.

в) Плата за решение вопроса должностным лицом      г)Свой вариант

  1. Приходилась ли вам давать взятки? а)Да    б) Нет
  2. С какой целью вы это делали?

а) Для ускорения решения вопроса    б)Чтобы обойти закон      в)Чтобы отблагодарить за           оказанную услугу               г)Для хорошего отношения ко мне   д)Свой вариант

  1. Кто чаще всего, по вашему мнению, берет взятки?

а)  Врачи    б)Учителя     в)Чиновники   г)Полицейские     д) Свой вариант

  1. Как вы относитесь к тем, кто берет взятки? А к тем, кто дает?

 

Учитель. В чем же проявляется доброта, бескорыстие человека? Когда мы говорим, что человек добрый, творит добро? Какие качества  души проявляет добрый человек?
Пред вами листочки, на которых указаны различные качества души, которые проявляет добрый человек.
Учитель. Выберите пять самых главных и напишите. Используйте при этом только любимые цвета фломастеров: синий, красный, зеленый, желтый, коричневый (1-2 цвета).

(Радушие, гостеприимство, уважение к людям, милосердие, миролюбие, бескорыстие, широта души, открытость души, щедрость, отзывчивость)
Учитель. Мы провели с вами психологический тест, который помогает понять ваше сегодняшнее состояние души, ваши стремления. Внимание, интерпретация результатов теста.
а) Если вы выбрали зеленый цвет, то вы верны своим убеждениям, настойчивы, у вас большая сила воли, выдержка, вы отличаетесь уважением к себе и людям. Несгибаемый прочный зеленый цвет соответствует девизу благородного человека: «Положение обязывает». Значит, о бескорыстном и добром человеке можно сказать: благородный человек.
Б) Красный цвет обозначает, что человек полон жизненной силы и энергии, готов к действию. Я надеюсь, каждый из вас готов творить только добрые дела.
Если к красному цвету добавляется коричневый – вы стремитесь к спокойствию, к миру без раздоров.
Если больше коричневого цвета – вы стремитесь к домашнему уюту. Где в доме должна царить добрая атмосфера.
Больше красно-синего цвета – вы сердечный, задушевный человек.
Г) Если ваш любимый цвет желтый – вы стремитесь к радости, счастью, стремитесь достичь желаемого. Желтый — цвет надежды. Вы предпочитаете свободу, жажду странствий, мечтаете и стремитесь к новому, современному, к лучшему будущему.
 Итак, делаем вывод. Независимо от того, какой цвет ваш любимый, в основе ваших стремлений, поступков может быть стремление творить добро.
Доброта – первооснова человека, основа человеческих отношений.
Жизнь дана на добрые дела.
Итог.

Учитель. Завершая нашу  игру-дискуссию я хочу сказать, я верю, что у нашей страны великое будущее, она сумеет пережить все трудности и станет еще прекрасней. А поможете в этом вы! Как видите, коррупция сильна, но бороться с ней можно. Если  давать отпор коррупционерам и взяточникам, то спрут останется без своих щупалец. Скоро вы станете взрослыми,  вам придётся решать многие вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Считаю, сегодняшняя игра  затронула очень серьезную проблему, есть над чем поразмыслить и рассуждать. Дело молодежи нужно поддержать. Здесь только не должно быть эмоциональных перегибов, непроверенных фактов. Главное, чтобы не получился молодежный террор. Нужно принимать только тщательно выверенные решения. На этом наша игра  закончена

Спасибо за внимания. Мы еще вернемся к этой теме.

Подведение итогов игры и награждение команд.