Окружность и круг. Радиус и диаметр

 

Тема: «Окружность и круг. Радиус и диаметр»

Цели урока:

  1. Познакомить с новыми понятиями (круг, окружность, радиус, диаметр). Учить пользоваться циркулем для вычерчивания окружности. Провести инструктаж по технике безопасности о правилах пользования циркулем и ножницами. Закреплять умения решать задачи и примеры.
  2. Развивать вычислительные навыки, внимание, логическое мышление, память.
  3. Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность; товарищество; аккуратность и осторожность, применяя циркуль и ножницы.

Форма проведения урока: мастерская.

Оборудование:  модели фигур; циркуль; ножницы; клей; цветная бумага; образец аппликаций.

Ход урока

І. Организационный момент. Психологический настрой

У: Создадим друг другу хорошее настроение. Как вы это сделали?

Д: — Улыбнулись друг другу.

— Пожелали получить “5”.

— А я пообещал помочь тому, кто будет затрудняться.

— Я желаю успехов в работе.

У: А какой девиз нашей работы?

Д (хором): Все помогают каждому, каждый помогает всем.

У: Я желаю вам хорошо поработать, творить красиво, аккуратно.

ІІ. Постановка темы и целей урока.

У: Продолжаем работать в нашей мастерской. На доске записана тема урока (закрыта). Мы должны ее узнать и поставить перед собой задачи.

1). Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке убывания, и вы узнаете слово. Для этого нужно увеличить каждое из чисел в 9 раз.

5 – р               4 – у               0 – г                            7 — к

Ответ:

2). Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке возрастания, и вы узнаете слово.

Ответ:

В группах ученики думают над тем, какая же тема урока.

У: — Кто догадался, какая тема урока? (Дети называют.)

Д: — Я думаю, что мы узнаем о круге.

— А я думаю, что мы узнаем об окружности и вспомним, что знаем о круге.

У: Молодцы, ребята! Вы правильно догадались. А еще сегодня будем учиться пользоваться циркулем для вычерчивания окружности. Узнаем еще новые понятия: радиус и диаметр.

ІІІ. Работа над пройденным материалом.

У: Все учебные задачи принимаются, но сначала потренируем внимание и память.

Выполните упражнение 4, стр. 96 самостоятельно:

1 вариант – 1 строка; 2 вариант – 2 строка; 3 вариант – 3 строка.

Взаимопроверка осуществляется так: дети 1 варианта 1 группы проверяют работу детей 1 варианта 2 группы и наоборот; дети 2 варианта 1 группы проверяют работу детей 2 варианта 2 группы и т. д.

Поставьте на полях оценку.

ІV. Работа над новым материалом.

1). Работа по учебнику, стр. 95.

У: С кругом вы знакомы с детства. Где мы можем встретить круг?

Д: — Я видел циферблат в часах в форме круга.

— А я катаюсь на велосипеде и ведь колеса тоже в форме круга.

— У телефона тоже есть круг, который мы вращаем, набирая номер.

У: Правильно, ребята. Консервная крышка тоже имеет форму круга. (Показываю.) Границы любого круга – это окружность. Резинка, которую можно вынуть из консервной крышки (показываю) – это “окружность”. Прочитайте правило об окружности в учебнике (с. 94) и скажите, что вы о ней узнали.

2). Беседа о циркуле. Правила техники безопасности: “Правила пользования циркулем и ножницами”.

Циркуль – это чертежный инструмент. С ним нужно работать осторожно. Нельзя подносить иглой к лицу и нельзя передавать циркуль соседу “иглой вперед”. Ножницами также нужно пользоваться осторожно: к лицу не подносить, передавать соседу “тупым концом”, т. е. колечками.

— Расскажите правила пользования циркулем и ножницами.(Дети рассказывают.)

— Какая ножка циркуля стоит в центре окружности – игла или грифель?

— Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не должно меняться. Его нужно держать за хвостик, а не за ножку.

— Какой ножкой циркуль чертит?

— Ножки циркуля двигаются. Что надо сделать, чтобы начертить большую окружность – развести их или сдвинуть ближе?

— Чтобы начертить большую окружность, ножки циркуля нужно развести. Попробуйте начертить самую большую окружность, какая поместится на вашем листе. (Ученики чертят самую большую окружность, отмечают, у кого лучше в группе получилось.) А теперь самую маленькую, какая у вас только получится (на том же листе в любом месте, можно внутри большой окружности).

3). Составление аппликации на цветной бумаге.

Материал: образец аппликации, циркуль, цветная бумага для основы, клей, ножницы.

1 группе нужно сделать аппликацию “Страусенок”.

2 группе – аппликацию “Цыпленок”.

Дети делают аппликацию на листе цветной бумаги. Детали дорисовывают фломастером. Можно нарисовать фон или траву, солнышко.

  1. Физкультминутка.

4)Прочитайте внимательно.

Начерти и вырежи любой круг и убедись с помощью перегибания, что диаметр делит круг пополам. Раскрась половину круга. Сколько половин в круге?

Материал: циркуль, бумага, ножницы.

— Начертите любую окружность. Вырежьте круг, отметив центр (проколите его грифелем). Согните круги так, чтобы центр оказался на линии сгиба. Сколько половин в круге?

— Закрасьте половину круга. Какие получились части?

— Почему вы думаете, что они равные?

— Молодцы. А какая линия сгиба?

— Верно, линия сгиба прямая. Есть ли у нее начало и конец?

— А как она называется?

— Посмотрите, я еще построю несколько отрезков в этом круге. Чем отличается первый отрезок от всех остальных? (Учитель делает в круге еще несколько сгибов параллельно диаметру.)

— А еще чем интересен этот отрезок? Чем он отличается от всех других?

— Этот отрезок, который проходит от края круга до другого края через центр, называется диаметр. Из всех отрезков, соединяющих два противоположных края круга, диаметр – самый длинный.

Прочитайте о диаметре в учебнике, стр. 95.

5). Упражнение. Рисунок на доске.

У: Выберите на рисунке на доске те окружности, в которых проведен диаметр.

— Сколько диаметров можно провести в окружности?

— Какие они все по длине?

-Согните ваш круг по диаметру. (Дети складывают.) Вы получили полукруг. А теперь сложите полукруг пополам. Где оказался центр круга? Покажите его. У этой фигуры, которую мы получили, есть свое название – сектор. Разверните ваш круг. Проведите пальцем от центра круга до его края по сгибу. Этот отрезок называется, словом радиус.

— Сколько радиусов на вашем круге?

— Какие по длине все радиусы? Проверьте с помощью циркуля.

— Прочитайте о радиусе в учебнике, стр. 95.

6). Задание 2, стр. 96. Прочитайте задание.

Измерь радиус каждой окружности и начерти окружности с такими же радиусами, но с центром в одной и той же точке.

Ребята работают самостоятельно.

7). Самостоятельная работа. Решение задач.

2 ученика решают у доски.

1 вариант решает задачу 5(а), стр. 96

2 вариант решает задачу 5(б), стр. 96      Самопроверка.

Учитель оценивает работу учащихся, а командиры групп помогают учителю.

VІ. Итог урока. Рефлексия.

— На протяжение урока вы были активны и внимательны.

Справились ли мы с вами с поставленными задачами?

— Что на уроке вам больше всего понравилось?

— Что вы запомнили об окружности?

— А что вы запомнили о диаметре?

— Молодцы, ребята. А что такое радиус?

— А теперь я предлагаю сделать еще одну аппликацию. На плакате нарисован цирковой слон. Он очень любит жонглировать мячами, но сегодня мячей у него нет. У вас на столе есть цветная бумага. Вы начертите окружность, какая вам понравится, вырежете круг и наклеете так:

красный круг, если вам понравилось работать на уроке;

синий круг – не понравилось работать на уроке;

зеленый круг – не очень понравилось.

— Спасибо за урок. Мне очень понравилось, как вы работали.

Учитель объявляет оценки.

VІІ. Домашнее задание.

С. 97 № 6, на альбомном листе нарисовать орнамент с помощью циркуля.