Предпосылки образования казахского национального государства
Тема: Предпосылки образования казахского национального государства
Образовательная: научить обучающихся определять территорию расселения племён Казахстана в XVв, объяснять экономико-политические предпосылки создания единого государства и причины консолидации племён вокруг султанов Керея и Жанибека.
Развивающая: развивать пространственное мышление при обозначении территории расселения племён и начальных границ Казахского ханства на карте; историческую память на термины, даты и имена к теме, словесно-логическое мышление, речь.
Воспитательная: прививать навыки самостоятельности, самодисциплины, стремления к саморазвитию; воспитание уважения к интеллектуальной культуре через интересные формы работы на уроке.
Тип урока: комбинированный, урок изучения нового материала.
Методы: применение ИКТ, объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый (эвристический)словесный (рассказ, беседа); наглядный (карта, схема, таблицы).Практические (работа с текстом учебника, составление конспекта, заполнение схемы); Взаимопроверка и самоконтроль.
Методы проведения урока: Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Оборудование: учебник «История средневекового Казахстана» для 7 класса (авторы:Т.Садыков. С Жолдасбаев. Алматы «Атамұра» 2007 г.);интерактивная доска,мультимедийная презентация к уроку;карта Казахское ханство в 15в.Раздаточный материал (задания для работы, карточки);ЦОР по истории Казахстана, 6 шляп, смайлики, тетрадь с заданиями.
Ход урока
ІОрганизационный момент.Мотивация.(2 мин.)
– Добрый день ребята и уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на нашем уроке.
Мотивация: Каждый из вас, ребята, должен постараться не только для своей оценки, но и для оценки работы группы. Все этапы урока будут оцениваться лидером группы и учителем. По окончании урока мы определим, какая из групп имеет более высокий результат, кто из учеников заработал максимально высокую оценку и получит номинацию «Самый активный» «Лучший в группе»
ІІОпрос домашнего задания. (7 мин.)
1.Повторение
Выполнение заданий на интерактивной доске( по группам)
1.Соотнесите (государства и годы)
2.Виды собственности на землю.
3.Игра « Пять исторических названий» (даты,термины)
Оценивание׃ формативное, словесное поощрение каждой группе(жетон за верный ответ)
2.1.Мавзолеи. Карточка №1.Соотнесите мавзолеи и места их расположения.
- Карточка №2 Узнайте мавзолей по его описанию.
3.Карточка №3 Определите какой мавзолей нарисован и опишите его.
III. Изучение нового материала.
1.Задание 1:«Ассоциация» (2 мин.)
Слово Казахстан- ученики: называют слова.
Сообщение темы урока
Учитель дает краткую информацию в виде презентации по новой теме.
Проблемное задание: Назовите тему урока?
Учитель объявляет тему урока.Ученики: записывают название темы урока и домашнее задание.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
2.Работа с электронным учебником. История Казахстана 7 класс.
Задание: Просмотр фрагмента видеофильма «Казахское ханство»- 1 мин.
(ЦОР по истории Казахстана)
3.Работа в группах Казахские племена в 14-15вв
Учитель: дает текст из хрестоматии каждой группе.
Задание 2 1 группе «Три в одном».«Юные исследователи» (13 мин.)
Охарактеризуйте положение казахских племен в 14-15вв.
Ученики: используя текст, изображают на постерах описание исторического события. Выполнить задание 1 в рабочей тетради.
Оценивание: формативное, за правильный ответ ставятся баллы
Работа в группах Керей и Жаныбек
Задание 2 2 группе «Три в одном».«Интервью с исторической личностью». (7 мин.)
Опережающее задание: «Первые казахские ханы»
Учитель:взять интервью у Жанибека или Керея о их жизни, причины стремления к независимости.
Ученики: используя учебный материал и хрестоматию, инсценируют исторический эпизод. Используя текст, изображают на постерах опорную схему .
Выполнить задание 2 в рабочей тетради.
Работа в группах Предпосылки образования Казахского ханства
Задание 2 3 группе«Три в одном».
Задание «Картография». (2 мин.)
Учитель: Каковы предпосылки образования казахского ханства? (составьте опорную схему.)
Каково главноеотличиегосударстваКерея и Жанибека? Как оно было создано?
Ученики: используя учебный материал и хрестоматию, отвечали на вопросы.
Ученики: используя текст, изображают на постерах опорную схему .
Выполнить задание 3 в рабочей тетради.
Защита проектов. Проверка самостоятельной работы.
1 группа ( уч-ся выходят к доске и отвечают, объясняют по схеме,используя задания в рабочей тетради)
Есть у вас вопросы к ребятам?
2 группа
3 группа
Вопрос учителя: Что бы вы сделали если были султанами Кереем и Жаныбеком?
Если бы ты был современником Керея и Жаныбека что бы ты сделал?
Почему народ откочевал вместе с султанами Кереем и Жаныбеком?
Взаимооценка работы групп.
1V Закрепление.
Сейчас мы проверим как вы усвоили тему урока.
Используя приём «Шесть шляп мышления»
Учитель напоминает правила работы «в шляпах»:
«Белая шляпа» : факты, информация.
«Жёлтая шляпа»: плюсы, преимущества, только положительные стороны.
«Чёрная шляпа»: минусы, только отрицательные стороны.
«Красная шляпа» чувства, эмоции.
«Зелёная шляпа»: новые идеи.
«Синяя шляпа»: выводы, оценки группам
Главное отличие государства Керея и Жанибека: оно создано не путём завоеваний, а на основе местных исторических, экономических и этнических предпосылок.
Задание4
Вставить пропуски в тексте, ответ полностью записать в тетради:
В … веках казахские племена населяли огромные просторы от Иртыша до Урала, от Алтая до Каспия, от Каратала до Сырдарьи, от Тянь-Шаня до Каратау. Основное население казахских степей составляли такие племена, как уйсуны, …В XV веке ханство … и … утратили былую мощь и пришли в упадок. Из ханства Абулхаира султаны … и … увели племена в западное Жетысу и образовали там новое государство.
V Итог урока
Оценивание работы уч-ся лидером группы,взаимооценивание учащихся
Выставление оценок (комментирование).
На доске два смайлика, улыбающийся и грустный. Первый означает, что урок понравился другой, что урок не понравился. Оцените урок, прикрепив стикеры на тот смайлик, который вы считаете нужным.
Выставление оценок.
Домашнее задание. §34.
Творческое задание – составить рассказ от имениЖаныбека и Керея, задания в рабочей тетради.