С.А. Есенин. Очерк жизни и творчества. Стихотворение «Песнь о собаке» «Письмо к матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ»

Деятельность учителя Деятельность ученика
5

Тема урока:

С.А. Есенин.  Очерк жизни и творчества. Стихотворение «Песнь о собаке»

С.А. Есенин. Стихотворения  «Письмо к матери», «Шаганэ  ты моя, Шаганэ»

Цели: 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Есенина, со стихотворениями «Песнь о собаке», «Письмо к матери», «Шаганэ  ты моя, Шаганэ».

2. Развивать у учащихся  умения  выразительно читать стихотворение, анализировать его.

3. Воспитывать интерес к творчеству писателя, чуткое отношение к «братьям нашим меньшим»

Учащиеся готовятся к уроку.
1.Актуализация знанийРабота со словами:   коновод, озорство, подзадоривать, гофрить, орать благим матомУч-ся  работают со словами
2.Опрос домашнего задания Выучить наизусть монолог Сатина со слов: «Человек- вот правда!»и до слов: «…уважать надо» с. 47Учащиеся рассказывают домашнее задание
2.Объяснение нового материала   Родился поэт в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье .Рос и воспитывался в семье деда по матери. С 1904 по 1909 год учился в константиновском земском училище и в церковноприходской школе в селе Спас-Клепики. Семья хотела, чтобы Сергей стал учителем, но судьба распорядилась по-другому.

С раннего детства Есенин писал стихи, более 30 стихотворений создано им за этот период. Природа средней полосы России, русская деревня, устное народное творчество, русская классическая литература оказали огромное влияние на развитие таланта юного поэта. Подготовленный летом 1992 г. сборник юношеских стихов «Больные думы» остался при жизни поэта неопубликованным.

С августа 1912 г. Есенин живет в Москве, работает в лавке у купца, а затем в типографии. С 1914 года публикует стихи в детских журналах «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро». Неудовлетворенный своим «московским» вхождением в литературу, приезжает 9 марта 1915 г. в Петроград. Здесь он встречается с Блоком, перед творчеством которого преклонялся, и показывает ему свои стихи. Блок сразу же оценил «свежие, чистые, голосистые, хотя и многословные» стихи талантливого крестьянского поэта- самородка, помог ему опубликовать часть стихотворений.

В первой половине 1916 года Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему свободно посещать литературные салоны.

Чтение текста «С.Есенин о себе», стр. 65-67

Чтение стихотворения «Песнь о собаке», стр. 69

Чтение стихотворения «Письмо к матери»,стр. 73

-Как переданы в стихотворении чувства матери?

Найдите обращение к матери. Из каких слов можно узнать об отношении к ней поэта?

-Как поэт относится к родному дому?

-Как смотрит поэт на своё прошлое и настоящее?

Запись в тетрадь: В 1924 году Есенин приехал на Кавказ, где и написал своё стихотворение, проникнутое нежной любовью к матери. Поэту известно, какие тревоги и волнения он ей доставляет, как грустит мать, как беспокоит её неустанная и нелегкая жизнь сына.

В литературе нет другого поэта, в творчестве которого образ матери занимал бы такое большое место, как у Есенина.

Для Есенина  мать – олицетворение всего самого лучшего: правдивости, нравственной чистоты, верности.

Чтение стихотворения «Шаганэ  ты моя, Шаганэ», стр.77

 

 

 

 

 

 

 

 

 

—  Какие настроения и чувства выражает поэт в стихотворении? -В каких строках наиболее остро звучит тема любви к Родине? -Как отразился в стихотворении восточный колорит?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись в тетрадь: Есенин мечтал побывать в Персии, но это ему не удалось. Он изучает творчество персидских поэтов. Он создает цикл стихотворений «Персидские мотивы». В последнюю поездку на Кавказ Е встречает учительницу Шагандухт Нерсесовну Тальян, которую нежно полюбил. Ей посвящено одно из лучших стихотворений цикла.

Как ни сильна в стихотворении тема любви, в нём покоряет и тема родины, любви к родной рязанской земле. Как бы не была прекрасна земля Персии, для поэта нет ничего лучше «рязанских раздолий».

Уч-ся  слушают учителя,   отвечают на вопросы,  выполняют задания по группам, по парам, индивидуально, делают выводы.
3.Закрепление нового материала Анализ стихотворения. Уже в ранний период творчества Есенина  проявляется прекрасная черта его характера – сострадание к животным и называет их «братьями нашими меньшими», осуждает жестокое, бессердечное отношение к ним.

Стихотворение поражает простой, краткостью поэтических средств  для выражения горя. Автор умеет одной деталью нарисовать драматическую картину. Стихотворение вызывает жалость к животному. Собаке, как и человеку свойственны чувства. Эту лирическую мысль – идею стихотворения автор внушает читателю.

Выразительное чтение стихотворений, словарная работа

Учащиеся выполняют задания, отвечают на вопросы,  работают в группе, индивидуально, по парам.
3. РефлексияДневник тройной записиЗаполняют
5. Подведение итогов. Выставляются оценки. Подсчитываем баллы.
6.Последующие задания Наизусть стихотворение «Песнь о собаке», стр, 69

Наизусть стихотворение  на выбор, стр 73,77

Запись в дневниках.

 

 

 

 

Деятельность учителя Деятельность ученика
6

Тема урока: С.А.Есенин и казахская литература. С. А. Есенин и М.Макатаев

 

Цель: Знакомство с русской литературой С. Есенина и казахской литературой М. Макатаева

Задачи: Формирование национального самосознания, развитие ученика от родной культуры к общеказахстанской и через нее – к мировой. Формирование представления о человеке и окружающем его мире,  особенности национального характера. Осознание того, что все культуры равнозначны и самобытны, вырабатывает у учащихся толерантность и уважение к представителям всех национальностей

Развивать умение анализировать лирическое произведение, сопоставлять, что общего в содержании стихов и чем различие.

Учащиеся готовятся к уроку.
1.Актуализация знанийБеседа о жизни и творчестве С. А. Есенина и М. МакатаеваУч-ся   беседуют
2.Опрос домашнего задания Наизусть стихотворение «Песнь о собаке», стр, 69

Наизусть стихотворение  на выбор, стр 73,77

Учащиеся рассказывают домашнее задание
2.Объяснение нового материала Сергей Есенин – один из самых любимых и популярных русских поэтов. Его слава перешагнула за пределы России, и есенинские стихи переведены на языки многих народов мира.

Мукагали Макатаев – известный казахский поэт, писатель, которому 9 февраля 2011 года исполнилось бы 80 лет. Много общего в творческой биографии С. Есенина и М. Макатаева. Это

прежде всего, тема Родины, тема любви, любви к матери, к животным и другие.  Макатаев посвятил замечательное стихотворение Есенину, в котором говорит и о духовном родстве с поэтом: «С. Есенинге». Мать  Есенина  неграмотная, она отлично понимала и глубоко чувствовала стихи сына и многие из них запоминала при его чтении наизусть. «Письмо матери»  Что чувствуют авторы к своим матерям, о чем они пишут? Любовная лирика С. Есенина – это «чувственная вьюга», свежее и целомудренное чувство к женщине, благоухание и аромат природы, лирические раздумья о родине. Любовь в лирике поэта – светлое чувство, часто окрашенное печалью безответственности или разлуки, но все равно прекрасное, ибо оно облагораживает душу человека. Стихотворение «Зеленая прическа», написанное в Константиновке в 1918 году, посвящено Л.И. Кашиной, дочери местного помещика, в которую был влюблен юный поэт. «Кашина была молодая, интересная и образованная женшина, владеющая несколькими иностранными языками. Она явилась прототипом Анны Снегиной». Стихотворение – «Зеленая прическа», стихотворение – «Ты меня не любишь, не жалеешь»  Стихотворение написано в печальный для поэта миг расставания с любимой женщиной. Любовная лирика поэта выражена лаконично, без прикрас.

Мақатаев. 1. «Есіңе мені алғайсың» (исполнение песни учащимися).   2. «Фаризаға» чтение наизусть.   Любовная лирика двух поэтов очень музыкальна, пронизана тихой грустью и нежностью. Они понятны и близки всем.  И зверье, как братьев наших младших, никогда не бил по голове.  По словам М. Горького, Есенин «первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных: И зверье как братьев наших младших, никогда не бил по голове». Есенина возмущала жестокость людей по отношению к животным. Корова думает грустную думу о белоногом телке, собака скулит о погибших, раненой лисице все чудиться выстрел.

Стихотворение С. Есенина «Песнь о собаке»,  М. Мақатаев: (Менің де өкіндірер өткенім көп). Атқа міндім, алысып теппедім доп. Мен-дағы малды сүйем, итті сүйем, Інімнің маңдайынан шерткенім жоқ. Стихотворение М. Макатаева. 1. «Көгершіндер маршы». 2. «Қасқырлар». 3. «Тау өзені тентек қой, тасып жатыр». М. Макатаев использует образы животных для раскрытия идеи и содержания текста также выражает сострадание к ним.  Я очень люблю родину… (Тема родины и природы едины). О чем бы ни писал С. Есенин, его мысль, как стрелка компаса, всегда обращалась к родной стране, о ней он думал и пел, ей посвятил он все свое творчество. «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине». О Русь – малиновое поле, И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли, Твою озерную тоску. А) читает стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная».

Заповедная красота стала источником поэтического дара Макатаева. Он воспевал «счастливый край своего детства. Мой Карасаз! Мое невысказанное чувство, ты счастье, которое я искал». Стихотворение «Отан». Б) «Отанымды сүйемін…».

Уч-ся  слушают учителя,   отвечают на вопросы,  выполняют задания по группам, по парам, индивидуально, делают выводы.
3.Закрепление нового материала Выразительное чтение стихотворений  С. Есенина  «Письмо матери»,  «Гой ты, Русь, моя родная», «Песнь О собаке», М. Макатаева «Қасқырлар», «Тау өзені тентек қой, тасып жатыр»,  «Отанымды сүйемін»Учащиеся выполняют задания, отвечают на вопросы,  работают в группе, индивидуально, по парам.
3. РефлексияПостер «Родина»Заполняют
5. Подведение итогов. Выставляются оценки. Подсчитываем баллы.
6.Последующие задания Наизусть стихотворение  М. Макатаева или С. Есенина на выбор.Запись в дневниках.