Каким быть уроку черчения в школе

Черчение, как и другие учебные предметы в средней школе призван формировать у учащихся знания и навыки необходимые, как для практической деятельности школьника, так и для дальнешего образования.

Являясь языком техники, черчение имеет исключительно важное значение в понимании учащимися основных закономерностей современного производства. Вместе стем, черчение, как учебный предмет, способствуют развитию познавательной деятельности школьников, пробуждает у них интерес к конструированию, моделированию, т.е.созидательной, если так можно выразиться, деятельности.

И здесь уместно добавить, что умение понимать рисунок и чертеж, в огромной степени облегчает изучение инструмента, станков, машин и всевозможных сложных агрегатов. Исключительно большое значение сейчас придается графическим дисциплинам и их практическому применению. Из этого следует, что каждый уважающий себя человек обязан уметь читать чертежи. И дети еще в школе должны научиться этому.

В своей творческой деятельности инженеры, конструкторы и изобретатели, как известно, неизбежно пользуются чертежами, а также создают их сами.

«Я не представляю себе архитектуру без чертежа», — говорил известный академик архитектуры Б.Иофан.

«Это- , продолжает он;- также не мыслимо, как музыка без звука или поэзия без слов». Если бы каждый рабочий на производстве мог технически грамотно выразить свое рац. Предложение, то можно себе представить, какими гигантскими темпами стала бы повышаться производительность труда и экономика страны в целом. Ведь современное производство строится на основе развития технической мысли, так или иначе связанной с ее графическим выражением, чертежом.

Преподавание черчения в школе, как предмета политехнического цикла-равно, как и рисование, помимо политехнического уклона способствует также формированию у учащихся и таких качеств, как эстетический вкус. Более того, в вопросах эстетического воспитания черчение и рисование призваны играть совершенно особую роль и решать свойственные этим предметам задачи. Попытаемся в самых общих чертах определить эти задачи. Попытаемся в самых общих чертах определить эти задачи. В свое время, когда в учебной программе по черчению подчеркивалась геометрическая направленность в обучении, у учителя справедливо складывалось мнение, что нужно в первую очередь учить школьника навыкам и приемам тех или иных геометрических пространств, связанных  с выполнением самых разнообразных орнаментов, всевозможных архитектурных форм и т.п.. По существу на таких занятиях у учащихся воспитывался вкус к внешней красивости чертежа развивались такие качества, как аккуратность, терпение и усидчивость. В настоящее время когда  особенно заметно роль черчения как прикладного предмета, когда на повестку дня встал вопрос технической эстетики, уже нельзя довольствоваться только техникой выполнения чертежей и геометрической сущностью самого предмета черчения. Разумеется, нельзя отказаться и от формирования  у учащихся таких необходимых качеств как аккуратность, точность и рациональность,но в тоже время в построении тех или иных изображений, точности нанесения размеров и наконец, четкости самих изображений. Для успешного усвоения учащимися курса черчения учителю важно знать насколько правильно проходят в начальных классах уроки, на которых детей знакомят с простейшими геометрическими  формами.

Если учитель,специалист по изографике и черчению,интересуется работой начальной школы, оказывает действенную помощь в развитии у детей пространственных представлений, он как правило, не испытывает тех трудностей,с которыми ему приходилось бы сталкиваться, не проявляй он такую инициативу. А взять пресловутую теорию о межпредметной связи. Известно, что занятия по технологии дают не только навыки работы с древесиной и металлом,но иприучают пользоваться рабочими чертежами и технологическими картами,схемами. Доказано, что даже первые практические работы в учебных мастерских трудно проводить при отсутствии у учащихся хотя бы начальных знаний по черчению. Поэтому занятия по элементарному черчению и технологии, полагаю, целесообразно проводить так, чтобы эти два предмета дополняли друг-друга. Такое изучение , на мой взгляд, намного облегчает их усвоение  детьми.

Остается лишь добавить, что овладение этими умениями и навыками положительно скажется на повышении трудоспособности школьника, что в свою очередь отразится на формировании в дальнейшем более серьезного подхлда к выполнению тех или иных производственных заданий: когда бывший питомец школы займет место у станка или скажем, в конструкторском бюро.

-Да мало ли, где.- Везде сейчас прежде всего востребованы люди имеющие навыки в работе со всевозможными чертежами, схемами, планами. Овладение основными приемами и правилами составления эскиза, чертежа, схемы или рисунка и выработка практических навыков в чтении производственных чертежей позволят молодому производственнику занять прочное место в ряду рационализаторов и изобретателей. – А ведь это так важно… –В этом, собственно, и весь смысл всего сказанного.