Нравственное воспитание на уроках литературы

Современная система образования направлена на реализацию личностью — ориентированного обучения. Учащиеся становятся не только объектом воздействия, но и активным субъектом образовательного процесса. Сейчас широко используют интерактивное обучение. Учитель каждый раз должен совершенствовать  свою компьютерную грамотность. Перед учителем стоит проблема раздаточного материала, эту проблему помогают решать новая технология, которая дает возможность подготовить презентацию иллюстративного материала, дают возможность послушать музыку, побывать на экскурсии в музее. Применяется на практике более тридцати методов интерактивного обучения: дискуссии, дебаты, методы вопросов и ответов, «Займи позицию», работа над проблемными вопросами – все они обеспечивают хорошие результаты, помогают достигать главной цели, воспитывать талантливого читателя. Все эти работы развивают критическое мышление учащихся, учат аргументировано отстаивать свою точку зрения, активизируя речевые навыки.

«Читая произведения, мы приучаемся отвращаться от всего пошлого и дурного, понимать очаровательность всего доброго и прекрасного, любить все благородное: читая их, мы сами делаемся лучше, добрее, благороднее»,- писал Чернышевский.

Поэт и писатель глубоко переживают события своего времени и видят вокруг себя больше, чем мы читатели.

Чтобы помочь нам увидеть людей, их поступки, красоту природы, как их видит он, сам писатель использует все богатство родного языка, подбирает красочные эпитеты, образные сравнения и метафоры.

Писатель при помощи образного языка заставляет нас мыслить образами. Урок литературы играет огромную роль в эстетической подготовке учеников, но еще важней в этом уроке тот заряд нравственных идей, который помогает человеку стать человеком, творцом, тружеником, достойным нашего дня, нашего завтра.

О долге и чести мы подробно можем побеседовать на заключительном уроке по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

На уроке использую следующие виды работ: словарную работу, пересказ по иллюстрации, поисковую работу, работа над проблемными вопросами.

Урок начинаю с объяснения значений слов долг, честь. Долг, честь -моральные понятия. Долг-это то, то обязан делать каждый человек.

А потому как мы относимся к своему долгу, как исполняем свой долг, проявляется наше внутреннее достоинство-честь, т.е честность, благородство души, доблесть, чистая совесть.

Использую мозговой штурм.

Выполнил ли Гринев свой долг? Чтобы полнее раскрыть, ответить на этот вопрос, предлагаю детям следующую работу.

Как понимает Гринев долг и честь в начале повести и в конце?

Ребята работают здесь вместе с учителем и по тексту аргументируют свои выводы, высказывания. Словами текста подтверждают свои ответы. Например, каким был Гринев в начале?

Как он понимал выполнение своего долга?

Каким мы видим Гринева в конце повести? Как он выполнил свой долг, сохранив свое честное имя? Какой внутренний рост мы проследили в образе Гринева?

Результатом всей этой работы будет вывод учащихся, если в начале Гринев не осознает понятия долга и чести, то в конце мы видим зрелого человека, который может ответить за свои поступки, т.е морально устойчивого.

 

 

 

Дальше использую сравнительную характеристику между Пугачевым и Гриневым. Здесь я отмечаю то, что образ Пугачева глубоко противоречив. Являясь как бы защитником интересов народа, он тем не менее причинил огромный вред народу (его люди убивали, грабили безвинных людей).

Чем отличаются Пугачев и Гринев друг от друга? А что их сближает? Учащиеся делают свои выводы.

 

 

Сравнительная характеристика: что отличает двух героев и что их сближает?

 

Дальше учащиеся делятся на три группы, каждая группа доказывает свое мнение.

Использую проблемный вопрос:

Является ли повесть и исторической, и романтической, и героической?

Доказательство учащихся:

1-я группа. Повесть является исторической, потому что Пушкин изображает крестьянскую войну 1773-1775 годов под руководством Емельяна Пугачева. Это реальные события. Автор говорит о причинах недовольства казачества, рисует ход восстания, взятие пугачевцами небольших степных крепостей, осаду Оренбурга. Изображает, действительно живущих в то время людей: Пугачева, Хлопушу, Белабродова, Екатерину II. Все детали доказывают, что повесть историческая.

2-я группа. «Капитанская дочка» повесть и героическая. Героически  сражаются во время  приступа офицеры и солдаты Белогорской крепости. Героически погиб капитан Миронов, поручик Иван Игнатич, Василиса Егоровна. Героически поступает сам Гринев, когда несмотря на опасность он едет обратно в крепость, чтобы выручить Машу. Даже Маша Миронова героически поступает, когда едет к императрице, чтобы оправдать Гринева.

3-я группа. Повесть «Капитанская дочка» и романтическая.

Романтикой веет образы двух героев Маши и Петра. Мы восхищаемся чистотой и нежностью их чувств. Романтичен сам Гринев, который пишет стихи. Романтична встреча Маши с императрицей в саду, описание утра в саду.

Огромный воспитательный заряд несет в себе рассказ Шолохова «Судьба человека», где тема разоблачения, осуждение фашизма сочетается с темой гуманизма, утверждения величия человека, его высоких нравственных качеств, его человечности, которую не сломила даже война.

На заключительном уроке по рассказу вместе с учениками работаем над следующими проблемными вопросами:

1.О чем говорят следующие словосочетания при описании портрета: большие темные руки, глаза, словно присыпанные теплом, в них трудно было смотреть, сгорбился.

(Такие руки были у труженика, который никогда не боялся тяжелой работы.  Такие глаза бывают у человека, который много страдал. пережил трагедию)

2.В рассказе предстает страшный образ войны. Что несет война?

Подберите слова ассоциации

 

 

 

 

 

3.Почему Соколов решил усыновить сироту?

4.Правильно ли он поступил?

5.Как автор заканчивает рассказ? Почему?

(Автор уверен, что рядом с этим добрым, сильным и мужественным человеком обязательно вырастит прекрасный человек, такой, каким является сам Соколов)

6.Почему рассказ назван «Судьба человека», а не «Судьба Соколова»? Можно ли назвать Соколова человеком с большой буквы?

Как вы понимаете слово типичный? (Таких людей, как Соколов чья жизнь была искалечена войной было много, Соколов не единичный образ)

Дальше организую поисковую работу по тексту «Нравственный выбор Соколова». В ходе заполнения таблицы учащиеся делают вывод того, какова основная мысль рассказа, что хотел сказать нам автор своим рассказом.

 

Поисковая работа по тексту: «Нравственный выбор Соколова»

ЭпизодНравственный выборТекст
1.Война началасьЗащита Родины превыше всего«…На то и ты мужчина, чтобы все вытерпеть, все снести»
2.Эпизод на войне

со снарядами

Долг перед товарищами«…Надо проскочить, там мои товарищи»
3.В церквиОтказ от принципа. Гибелью предателя предотвратить гибель многих людей«…Своя рубашка ближе к телу»
4.Плен.История с МюллеромЛучше быть голодным, чем предать своих товарищей. Поделить всем поровну хлеб«…У меня есть свое русское достоинство и что в скотину они меня превратили»
5.После войныНе бывать одиночеству. Находит в себе силу усыновить сироту«…Не пропадать нам порознь»

 

Мозговой штурм:

Какова основная мысль рассказа?

Человек-это звучит гордо. Человек-это великолепно. И какие бы трудности не были у человека, он все равно должен находить в себе силу дальше жить.

 

Все эти виды работ — развивают и обогащают речь учащихся, развивают письменную грамотность, воспитывают моральные качества, учат детей анализировать, критически мыслить, помогают ученикам подытожить и систематизировать свои мысли.

 

Литература:

 

  • Методическое руководство.

Курдюмова Т, Якушин И

  • Литература в школе 2006 год №3
  • Ф.Г.Бирюкова «О подвиге народном»
  • Н.К.Савченко. Русская литература 10 кл.
  • Ж.Кожакеева. Русская литература 11 кл.
  • М.Шолохова «Судьба человека»
  • А.С.Пушкин «Капитанская дочка»