Слог. Слоговай состав слова.

Тема: Слог. Слоговай состав слова.

Цель:     — Показать слогообразующую роль гласных в слове, учить детей делить на      слоги слова, выделяя гласные. Определять порядок слогов в слове. Отметить важность последовательности слогов при чтении и письме.

   Оборудование: раздаточный картинный материал, карточки со слогами, светофоры с наборами цифр, мяч.

 Ход занятия.

Орг. момент.  Назовите картинки и разделите эти слова на слоги. Произнести слова по слогам, выделяя голосом гласные. Из односложных слов, из двусложных, из трехсложных слов. Отхлопать количество слогов. Что вам помогло определить количество слогов в сло-ве? (количество гласных в слове)    .Лев, лошадь, машина, самолет, танк.

 Вывод: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Задание 1. Выделить гласные из слов. Определить количество слогов в слове.         Объяснить, почему? СОМ, МИР, ЛУК, СТУЛ, БРАТ, СЛОН, РУЧКА, ПАРТА, МУКА, ДЫРА, КРЫЛО, МАШИНА, ГУСЯТА, БУМАГА, САПОГИ, РЕБЯТА.

Задание 2. Графическое изображение слогов. Поставьте вопрос к слову лев. Кто это? – лев. Слово «лев» обозначает предмет, графически изображаем одной чертой. Сколько гласных в слове — одна, значит, в слове один слог. ЛЕВ. Аналогично изображаются другие слова графически. Если в слове два гласных, значит в слове два слога, две части. Графическое изображение делится вертикальной чертой на две части. ЛО│ШАДЬ.

Изобразите слова графически. Надпишите над каждым слогом соответствующую гласную.

МУХА — у│а, РУБАШКА, ПУЗЫРИ, МУЗЫКА, ТОРТ, КАРП, ПОПУГАЙ, МУРАВЕЙ.

Задание 3. Записать слова, составленные из слогов.

КА, НЕЙ, ЛИ     МИН, ВИ, ТА, КЕ, РА,ТА, РИ, КУ, ЦА,ТО, АВ, БУС, НИ, ПЯТ, ЦА, ЛА, КУ, А,БО,

РА, ТА, БОЧ, БА, КА, ТА, НУ, МИ

Задание 4. Чтение стихотворения:

Что за ЛИ? Что за МОН?

Никакого в звуках смысла!

А как скажут ЛИМОН –

сразу станет кисло-кисло!

Что за КИ? Что за НО?

Людям вовсе не известно!

А как скажут КИНО –

сразу станет интересно!

Что за ХАЛ? Что за ВА?

Вот еще одна загадка!

А как скажут ХАЛВА –

сразу станет сладко-сладко!

(Успенский).

Из слогов составить слова: МОН. ЛИ. НО, КИ, ХАЛ, ВА.

Задание 5. Перекидывая мяч друг другу, превратить односложные слова в двусложные, двусложные в трехсложные. Например: ключ — ключик — ключики.

МЯЧ, ЗОНТ, РОТ, ДОМ, КОТ, БАНТ, СТОЛ, ШАР, ГВОЗДЬ, ВИНТ, БОЛТ, ШАРФ.

 

Итог занятия: Чему вы сегодня научились? Что узнали нового о с