Звуки и буквы

Цель:1. Формирование понятий о звуках и Проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук — буква» 2. Обогащение и активизация словаря по лексической теме: «Осень», развитие фонематического слуха операций анализа и синтеза звукового состава слова , формирование грамматических категорий.

Развитие внимания, памяти, мышления.

3.Воспитание аккуратности , эстетического вкуса.

Ход занятия:

1 Организационный момент.

«Утренний круг» -Здравствуй солнце золотое, здравствуй , небо голубое ! Здравствуйте, ребята!                               – Ребята, к нам залетел ветер и принес осенние листочки, а листочки не простые с загадками. Сейчас вместе постараемся отгадать загадки.

Что объединяет все эти загадки?

2.Какие осенние звуки мы можем услышать в природе? (Шелест листьев ,шум дождя, ветра и.т.д)

3 Мы уже хорошо знаем, что мир полон звуков .а звуки эти бывают разные. Какие? Речевые и неречевые. Про речевые мы уже начали говорить. Сейчас я предлагаю вам отгадать, что звучит (запись звуков природы).Шум дождя, ветра, голоса птиц и.т.д.

4.Наша речь тоже состоит из звуков  ,но это уже другие ,речевые.

Можете их назвать? Молодцы

А вот попробуйте отгадать какой звук произносят эти смайлики (изображение  Э ,О, А, И, Ы ,У

Мы умеем не только говорить, но и писать. Каждый звук на письме обозначается своей буквой. Послушайте сказку о звуках и буквах (В Волина « Веселая грамматика»)

6.Упражнения «Буква рассыпалась»

Составить букву из частей и назвать звук ,который она обозначает . Прописать в тетради (каждый свою букву) А

7. «Составь слоги»

Ш / _ И Ж / _ И Ч  – У   /О / Е / А      Повторение правила жи – ши , ча –ща ,чу – щу . Записать в тетрадь

8. На столе у каждого картинка

На схеме под картинкой обозначить буквой первый звук, последний , третий. Медведь, белка, дерево, листья, туча.

Физминутка

Мы вошли в осенний лес

Сколько здесь вокруг чудес

Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу.

Руки согнули ,кисти встряхнули –

Ветер срывает листву

В стороны руки – плавно  помашем –

Листья по дереву летят.

Вот закружились листочки наши

И приземлится хотят

9. «Волшебный мешочек»                                                                                                                                                   Узнать букву на ощупь

10. «Слово рассыпалось» 

Составить слово из букв на (магнитной доске)  Осень, листопад

11. Выделить  первый слог в словах, составить из них слова и соединить в предложения.

Слова даются на картинках или на слух.

Напиток, ступени, пила ,лапа, олень, сентябрь.(Наступила осень)

Предложение записывается, обговаривается написание мягкого знака

  1. 10. Чтение текста с пропущенными словами . Вместо них картинки.    

Осень

Наступила золотая осень  …. стало светить реже.   …. окрасились в красный и , желтый цвет.                          Чаще идет  …. . Стаями собираются …. И готовятся к перелету. Лесные ….  Готовятся к зиме. 13.Итог. О чем шла речь на занятии? Какие звуки могут быть? Чем отличаются звуки от букв?          

огласных звуках?