Звуки и буквы
Цель:1. Формирование понятий о звуках и Проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук — буква» 2. Обогащение и активизация словаря по лексической теме: «Осень», развитие фонематического слуха операций анализа и синтеза звукового состава слова , формирование грамматических категорий.
Развитие внимания, памяти, мышления.
3.Воспитание аккуратности , эстетического вкуса.
Ход занятия:
1 Организационный момент.
«Утренний круг» -Здравствуй солнце золотое, здравствуй , небо голубое ! Здравствуйте, ребята! – Ребята, к нам залетел ветер и принес осенние листочки, а листочки не простые с загадками. Сейчас вместе постараемся отгадать загадки.
Что объединяет все эти загадки?
2.Какие осенние звуки мы можем услышать в природе? (Шелест листьев ,шум дождя, ветра и.т.д)
3 Мы уже хорошо знаем, что мир полон звуков .а звуки эти бывают разные. Какие? Речевые и неречевые. Про речевые мы уже начали говорить. Сейчас я предлагаю вам отгадать, что звучит (запись звуков природы).Шум дождя, ветра, голоса птиц и.т.д.
4.Наша речь тоже состоит из звуков ,но это уже другие ,речевые.
Можете их назвать? Молодцы
А вот попробуйте отгадать какой звук произносят эти смайлики (изображение Э ,О, А, И, Ы ,У
Мы умеем не только говорить, но и писать. Каждый звук на письме обозначается своей буквой. Послушайте сказку о звуках и буквах (В Волина « Веселая грамматика»)
6.Упражнения «Буква рассыпалась»
Составить букву из частей и назвать звук ,который она обозначает . Прописать в тетради (каждый свою букву) А
7. «Составь слоги»
Ш / _ И Ж / _ И Ч – У /О / Е / А Повторение правила жи – ши , ча –ща ,чу – щу . Записать в тетрадь
8. На столе у каждого картинка
На схеме под картинкой обозначить буквой первый звук, последний , третий. Медведь, белка, дерево, листья, туча.
Физминутка
Мы вошли в осенний лес
Сколько здесь вокруг чудес
Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу.
Руки согнули ,кисти встряхнули –
Ветер срывает листву
В стороны руки – плавно помашем –
Листья по дереву летят.
Вот закружились листочки наши
И приземлится хотят
9. «Волшебный мешочек» Узнать букву на ощупь
10. «Слово рассыпалось»
Составить слово из букв на (магнитной доске) Осень, листопад
11. Выделить первый слог в словах, составить из них слова и соединить в предложения.
Слова даются на картинках или на слух.
Напиток, ступени, пила ,лапа, олень, сентябрь.(Наступила осень)
Предложение записывается, обговаривается написание мягкого знака
- 10. Чтение текста с пропущенными словами . Вместо них картинки.
Осень
Наступила золотая осень …. стало светить реже. …. окрасились в красный и , желтый цвет. Чаще идет …. . Стаями собираются …. И готовятся к перелету. Лесные …. Готовятся к зиме. 13.Итог. О чем шла речь на занятии? Какие звуки могут быть? Чем отличаются звуки от букв?
огласных звуках?