ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ш Щ
Цель. Учить детей различать звуки Ш и Щ.
Уточнить сходство и различие в написании букв Ш и Щ.
Развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа и синтеза.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: предметные картинки, мелкий раздаточный материал, тексты.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
- Орг. момент.
Игра “Эхо”.
Эх, погодка хороша, только слышно: ша-ша-ша,
Сучья сыплются, треща, эхо вторит: ща-ща-ща.
Песенки каких звуков повторяло эхо? — ш и щ.
Какая сегодня тема урока?
- Сегодня мы будем учиться различать звуки и буквы Ш Щ.
1.Пропойте песенку ветра – ш-ш-ш.
Дать характеристику звука Ш.
Ш – согласный, твёрдый, глухой.
Показать карточку, соответствующую звуку Ш.
Как шипит яичница на сковороде? – щ-щ-щ.
Дать характеристику звука Щ.
Щ – согласный, мягкий, глухой.
Показать карточку, соответствующую звуку Щ.
Записать буквы Ш и Щ в тетрадь.
- Звуки эти так похожи, но и буквы схожи тоже.
Назвать, из скольких элементов состоит буква Ш, на что она похожа.
(Буква Ш похожа на забор, состоит из трех элементов).
Назвать, на что похожа буква Щ, из каких элементов состоит.
(Буква Щ похожа на забор со щеколдой, состоит из четырёх элементов).
- Физ. минутка.
4.Какое сейчас время года? (зима), скажите ласково (зимушка). –Определить место звука Ш в слове.
Птицы улетают на юг – пе-ре-лёт-ные, остаются зимовать – зи-му-ю-щи-е. Определить место звука Щ в слове.
Скажите ласково про воробья (воробушек), сову (совушка). Какой звук появился в ласковых названиях птиц? Определить место звука в слове.
Холодно и голодно зимой птицам, как им можно помочь?
Нужно повесить птицам кормушки. Какой звук появился в этом слове? Определить место звука в слове.
Что насыпать в кормушку нужно? – Крошки.- Определить место звука Ш в слове.
Кто больше запомнит слов со звуками Ш и Щ.
Вот будут рады щебетушки,
Когда повесим им кормушки.
Мы накрошим им печенья,
Будет птичкам угощенье!
Прочитать слова, вставить пропущенные буквы:
.ебету.ки
корму.ки
кро.ки
уго.ение.
Найдите и прочитайте слово, в котором встречается и буква Ш и буква Щ.
Записать слово щебетушки в тетрадь.
- «Исправь ошибку художника».
Старуха Шапокляк нарисовала картинку и напутала в ней кое — что. Нужно найти и назвать ошибки, которые допустила старуха Шапокляк.
Прочитать, вставить пропущенные буквы.
При.ла зима.
Зимой нужна .уба.
Пла. уберём в .каф.
Отработать ритмико- слоговую структуру слова, орфограммы. Записать третье предложение в тетрадь, выделить буквы Ш и Щ.
- Игра «Поймай звук».
Слова со звуком Ш – хлопок над головой, со звуком Щ – перед собой.
Тишина, щенок и щётки,
Мошки, кошки и трещётки.
Шапка, щупальца, щегол.
Кто попался в слове стол?
- Итог.