Развитие познавательных интересов на уроках истории, развитием креативного мышления

 

Слово креативное – от английского слова – создавать, творить. Это творческая способность индивида, характеризующая готовность к принятию, созданию новых схем, противоположных или отклоняющихся от принятых, установили, что это признаки одаренности, способность человека решать проблемы возникшие внутри самого себя.

Американский психолог Маслоу в результате исследования высказал мысль, что это творческая закладка, направленность психики, врожденная всех людей, свойственная всем, но проходит время, меняются приоритеты, меняется мир, окружающая среда, семейные ценности, образовательная система, воспитание и это творческая закладка теряется в лабиринтах жизни, особенно у молодых людей.

Как распознать у ребенка его креативные способности.

1.Смекалка – умение находить выход из сложившейся ситуации, используя то, что окружает его. В широком смысле – нетривиальное и остроумное решение. Можно привести высказывания и изречения великих людей, рожденные в народе поговорки и пословицы. Это нестандартный подход.

С точки зрения психологии: повышенная чувствительность к проблемам, выражается часто в поведении или несогласии.

Креативное мышление может быть:

1.Вербальное-словесное

2.Образное – отражение внешнего мира

3.Оригинальное – самобытное, непохожие на других.

4.Гибкое – быстрая переориентация.

Учитель творец учебного процесса создатель конкретных ситуации.

Ведь мир меняется через 10-15 лет, назревает необходимость на пройденном этапе времени, опыте или применяя, или видоизменяя применять методику преподавания. Что значит меняется мир? Это меняется поколение, поколение которое более быстро адаптируется, пополняет свои знания, расширяет кругозор в результате доступности интернета, телевидения и СМИ. Рождается проблемы в семье, проблема отцов и детей, хотя это и извечная проблема.

Меняется взгляды на семейные ценности, идет ломка традиции обычаев. Т.Эдисону принадлежат слова. «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить».

Как можно научить мыслить? Не только мыслить, но и самому стремиться понять значимость знаний в современном мире. Главное уметь направить мысли в правильное русло, с учетом индивидуальности ребенка. Ученики вечерней школы имеют ярко выраженную способность креативного мышления, у большинства иной взгляд на мир, на жизнь, на учебу, на воспитание, на роль родителей в семье. Рано взрослеют, нет мотивации приобретать знания, не воспринимают учителей, ищут работу и работают, рано создают семьи т.е. быстро «взрослеют».

Школа – это второй дом, где учитель обязан увидеть проблемы ученика, распознать и помочь ему в этой ситуации. Огромная роль психолога, социального педагога и учителей.

Главная цель предмета  истории формирование активной гражданской позиции, уважение к традициям, обычаям, культуре и истории народов, терпимость к религиозным взглядам, воспитание любви к Родине, воспитание патриотизма, толерантности. С учетом контингента вечерней школы, с теми задачами, которые стоят перед нами, при планировании урока необходимо:

  1. Найти контакт, доверие, способствовать адаптации к требованиям вечерней школы
  2. С учетом того что большинство учеников не умеют выражать свои мысли, не умеют рассказывать, нет мотивации к учебе можно использовать следующие методы работы:

— беседа на интересующие темы на близкие к истории, не принуждено,

без резких замечаний, учеником в незнаний, но при этом ненавязчиво корректируя мысли. Это требует большого терпения педагога.

-проводить «мозговой штурм» в виде игры.

— коллективное обсуждение темы, разделив учащихся на группы, с последующим анализом, оценкой. Оценивают сами учащиеся.

— упражнение на ранжирование, когда ученик должен сделать выбор между противоположными, альтернативными взглядами, позициями.

Докончить мысль, дописать незаконченное предложение напримере:

— « Я бы посоветовал…»

— « Я очевидец…»

« Я бы хотел, чтобы депутаты приняли такой закон…»

«Я бы хотел, чтобы…»

«Я бы поступил так…»

«Я бы внес такое предложение в парламент…»

«Если бы я был президентом, директор школы и т.д.»

— «Я в истории» — т.е. погружение в предмет . Написать письмо хану, батыру, потомкам и т.д.

— «Моделирование ситуации» — группа учеников воспроизводит ситуации, другая группа анализирует с позиции нашего времени (решение правительства, принятие военных планов, планов социально-экономического развития).

— «Шкала мнении» — согласен или нет и почему?

— «Мое отношение к событиям в мире».

Все перечисленные методы работы дают возможность учителю:

1.Выявить базовые знания  ученика.

2.Способность мыслить и умение высказать устно или письменно свои взгляды.

3.Определить жизненную гражданскую позицию и вносить коррективы.

4.Воспитывать самокритичность, умение выйти из сложившийся ситуации.

5.Развивать познавательный интерес к истории путем погружения, участия обсуждения самого ученика в события.

Главная задача учителя Вечерней школы распознать каждого, выяснить отношение к учебе, к себе и к жизни в целом. Необходимо развивать применить метод креативного мышления, при этом направлять мысли в нужное русло, без принуждения научить выражать свои мысли и помочь найти свое место и роль в обществе, в социальной среде, найти свое «я»