Казахское ханство в XVI – начале XVII вв.
Класс: | 7 |
Тема урока: | Казахское ханство в XVI – начале XVII вв. |
Цель:
| изучить каким образом Казахское ханство стало единым централизованным государством. |
Задачи: | определить пути укрепления централизованной власти; изучить внешнюю и внутреннюю политику казахских ханов в период с 16 до начала 17 века; развитие логического мышления путем анализа правления ханов Касыма, Хакназара, Тауекеля, Есима; воспитание уважения к историческому прошлому. |
Ожидаемый результат: | |
Учащиеся должны знать: | -внутреннюю и внешнюю политику казахских ханов в период с 16 до начала 17 века; |
Учащиеся должны уметь: | —выделять главное из изучаемого материала; -делать выводы |
Ресурсы: | карта РК, интерактивная доска, флипчарт, тесты |
Время | Этапы урока | Деятельность | Оценивание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учителя | Ученика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 мин | Психологический настрой | Здравствуйте, садитесь! | Ученики, рассаживаются, готовятся к уроку. | — | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 мин
2 ми
20 мин
10 мин
5 мин
3 мин
| Осноная часть
Закрепление
Рефлексия | I.Организационный момент: Активизация мыслительной деятельности учащихся через просмотр видеоролика. Тема урока: Казахское ханство в XVI – начале XVII вв. Цель: изучить каким образом Казахское ханство стало единым централизованным государством.
II.Вступительное слово учителя: 2015 год — юбилейный год в истории нашего государства, это связано с 70-летием Великой Победы, 20-летием Ассамблеи народа Казахстана, 20-летием Конституции РК и 550-летием образования Казахского ханства. Об истории образования Казахского ханства расскажет Ким Карина.
III.Задания для учащихся: I группа: Задание: Внешняя политика Казахского ханства при Касым хане. В 1512 г совершил ряд походов в присырдарьинские степи и даже попытался овладеть Ташкентом, однако в бою с узбеками был ранен и отошел в Степь. В 1513 г каз.войска подошди к Сайраму. Правитель города перешел на его сторону и отдал город без боя. Основательно укрепил позиции в Зап. Семиречье и Южном Каз-не. На юге и юго-востоке границы ханства охватывали правобережье Сырдарьи и значительную часть Семиречья, на северо-востоке доходили до Иртыша. Установлены дипл.связи между Каз.ханством и Московским гос-ом. Казахи стали впервые известны и в Зап.Европе, сведения о них имеются в «Записках» немецкого дипломата начала 16 в Сигизмунда Герберштейна.
II группа: Задание: Внешняя политика хана Хакназара. В 50-х г 16 в предпринял важные шаги по установлению связей с Московским гос-ом, с другой стороны по урегулированию отношений с Шайбанидами. В 1568 и в 1577 г совершил походы против Ногайской орды. Он закрепил за собой земли Северного Приаралья и завладел землями восточнее Жайыка. В 60-70 х г 16 в распространив свою власть на некоторые племена башкир и ногайцев, собирал дань и именовался «ханом казахов и ногаев». С южными соседями кыргызами были такие отношения, что историки именуют его «ханом казахским и кыргызским». Хакназар принял участие в войне Абдаллаха с Баба-султаном. В конце 1579 г Баба-султан приказал убить прибывших для переговоро 2 сыновей Хакназара. В 1580 г Хакназар погиб.
III группа: Задание: Внешняя политика хана Тауекеля. В конце 16 в было овладение присырдарьинскими городами и борьба с сиб.ханом Кучумом. Как передает Хафиз-и-Таныш, Тауекел удалившись в 1583 г в Степь, сделался врагом Абдаллаха и нападал на его владения. Желая заручиться поддержкой России в борьбе с Абдаллахом, Тауекел направил в 1594 г в Москву посла Кулмухаммеда. Целью было освободить из плена султана Ораз-Мухаммеда, заключить военный союз с Московсим гос-ом, добиться «огненного бою»- оружия. Казахи пытались заключить военный союз и с персидским щахом для борьбы против Бухары.
IV группа: Задание: Внешняя политика хана Есима. Заключил перемирие с Бухарой. На рубеже 16-17 вв весь Присырдарьинский регион с г.Ташкент,Туркестан, Сыгнак, Сузак перешел под управление каз.хана. Хан Бухары расторг договор о мире и начал новые походы на каз.земли. новый и заключительный этап войны за Присырдарьинский регион длился более 20 лет 1603-1624 гг. произошло 7 крупных сражений, преимущество было на стороне казахов. Осенью 1603 г бухарцы выступили из Самарканда в направлении Ташкента. Казахско-кыргызское войско в местности Айгыр-Жар разгромило бухарцев. В 1621-24 г было несколько сражений, результатом было полный разгром бухарцев. Ставка Есим хана г.Туркестан. В конце 16 в племена ойратов продвинулись на запад и с начала 17 в начали совершать набеги.
IV.Задание на интерактивной доске: «Историческое колесо»
V.Задание на интерактивной доске: «Исторический диктант».
VI.Задание на интерактивной доске: «Вопрос-ответ».
VII.Выполнение суммативной работы по истории Казахского ханства.
1 вариант: 1. Какие объективные факторы стали главными условиями формирования собственно казахской государственности? 2. В каком году Абулхайр-хан потерпел жестокое поражение от ойратов, заключив с ними на тяжелых для него условиях мир? 3. В каком году наступила смерть Абулхайр-хана и произошел распад его государства? 4. Каковы были основные причины, побудившие казахских ханов в первые же годы после создания Казахского ханства в 1465-1466 гг. вести борьбу за присырдарьинские города и Туркестан в целом? 5. При каком из ханов Казахское ханство достигло наибольшего могущества в первой четверти 16 века? 6. В каком году Мухаммад Шайбани вновь попытался захватить город Сыгнак, но потерпел сокрушительное поражение от войск Касыма, а узбеки бежали в Самарканд?
2 вариант: 1. Во второй трети 16 века казахские ханы в союзе с киргизами активизировали борьбу с могулами и ойратами, а также вступили в сложные взаимоотношения с ногайцами, башкирами и татарами. Кто из видных казахских ханов возглавил эту борьбу? Е) Хакназар хан. 2. Конкретный ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием двух государств, в которых усиливалось экономическое могущество кочевой знати. Укажите эти государства: 3. В каком году хан Касым захватил город Сайрам? 4. При каком казахском хане численность населения ханства определялась современниками в 1 миллион человек? 5. Для противостояния сибирскому хану Кучуму Хакназар вступил в союз: 6. В 1598 г. умер Тауекель-хан. Причиной смерти послужило тяжелое ранение при осаде города: VIII.После решения теста ученики смотрят дешифратор и читают зашифрованное слово.
На интерактивной доске слайд с зашифрованным словом:
Подведение итогов. 1.В чем я испытывал(а) затруднения? 2.Все задания я выполнил(а) на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
| 1.Учащиеся смотрят видеоролик, делают выводы, делятся мнениями.
Задание на опережение для ученицы Ким Карины.
2.Учащиеся делятся на группы и получают задания учителя.
3.Учащиеся составляют опорные схемы соответственно своим заданиям.
4.Учащиеся выбирают спикера от команды.
5.Ученики, используя метод «Светофор», сигнализируют все ли им было понятно в ходе выступления спикеров команд. 6. Группа экспертов оценивает согласно критериям выступления спикеров.
7.Учащиеся выполняют задание по методу «Третий лишний» 1 группа: Касым хан- образование ханства-сын Жаныбек хана
2 группа: Хан Хакназар-сын Касым хана- основатель Казахского ханства 3 группа: Хан Тауекель-смутное время- пленил Баба-султана 4 группа: Хан Есим- население более 1 млн.человек- мятеж Турсуна
5 группа экспертов слушает, что определили группы третьим лишним, оценивает.
Учащиеся выходят к доске, выполняют задание, выбирают правильные ответы из предложенных вариантов.
Учащиеся вставляют в пропущенные места предложенные варианты ответов.
Учащиеся отвечают на вопросы открытого типа.
Учащиеся решают тесты за компьютерами, получают оценку.
Ответы и критерии оценивания: 1 вариант 1E 2D 3B 4E 5B 6E
6 ответов правильно- оценка «5» 4-5 ответов правильно- оценка «4» 3 ответа правильно- оценка «3» 1-2 ответа правильно- оценка «2»
Ответы и критерии оценивания: 2 вариант 1E 2D 3B 4E 5B 6E
6 ответов правильно- оценка «5» 4-5 ответов правильно- оценка «4» 3 ответа правильно- оценка «3» 1-2 ответа правильно- оценка «2»
При условии правильного решения теста ученики смогут прочитать зашифрованное слово «Родина».
Учащиеся заполняют рефлексивный дневник, отвечают на вопросы.
Ученики свое эмоциональное состояние по окончании урока пишут на стикерах и клеят на дерево. Метод «Две звезды, одно пожелание» |
Формативное
Суммативное |