Казахское ханство в XVI – начале XVII вв.

 

Класс: 7  
Тема урока: Казахское ханство в XVI – начале XVII вв.
Цель:

 

изучить каким образом Казахское ханство стало единым централизованным государством.
Задачи: определить пути укрепления централизованной власти; изучить внешнюю и внутреннюю политику казахских ханов в период с 16 до начала 17 века; развитие логического мышления путем анализа правления ханов Касыма, Хакназара, Тауекеля, Есима; воспитание уважения к историческому прошлому.
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать: -внутреннюю и внешнюю политику казахских ханов в период с 16 до начала 17 века;
Учащиеся должны уметь: выделять главное из изучаемого материала;

-делать выводы

Ресурсы: карта РК, интерактивная доска, флипчарт, тесты

 

Время Этапы урока Деятельность Оценивание
Учителя Ученика
2 мин Психологический настрой Здравствуйте, садитесь! Ученики, рассаживаются, готовятся к уроку.
3 мин

 

 

 

 

 

 

2 ми

 

20 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

мин

 

Осноная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

I.Организационный момент:

Активизация мыслительной деятельности учащихся через просмотр видеоролика.

Тема урока: Казахское ханство в XVI – начале XVII вв.

Цель: изучить каким образом Казахское ханство стало единым централизованным государством.

 

II.Вступительное слово учителя:

2015 год — юбилейный год в истории нашего государства, это связано с 70-летием Великой Победы, 20-летием Ассамблеи народа Казахстана, 20-летием Конституции РК и 550-летием образования Казахского ханства. Об истории образования Казахского ханства расскажет Ким Карина.

 

III.Задания для учащихся:

I группа:

Задание: Внешняя политика Казахского ханства при Касым хане.

В 1512 г совершил ряд походов в присырдарьинские степи и даже попытался овладеть Ташкентом, однако в бою с узбеками был ранен и отошел в Степь. В 1513 г каз.войска подошди к Сайраму. Правитель города перешел на его сторону и отдал город без боя.

Основательно укрепил позиции в Зап. Семиречье и Южном Каз-не.

На юге и юго-востоке границы ханства охватывали правобережье Сырдарьи и значительную часть Семиречья, на северо-востоке доходили до Иртыша.

Установлены дипл.связи между Каз.ханством и Московским  гос-ом. Казахи стали впервые известны и в Зап.Европе, сведения о них имеются в «Записках» немецкого дипломата начала 16 в Сигизмунда Герберштейна.

 

II группа:

Задание: Внешняя политика хана Хакназара.

В 50-х г 16 в предпринял важные шаги по установлению связей с Московским гос-ом, с другой стороны по урегулированию отношений с Шайбанидами.

В 1568 и  в 1577 г совершил походы против Ногайской орды. Он закрепил за собой земли Северного Приаралья и завладел землями восточнее Жайыка.

В 60-70 х г 16 в распространив свою власть на некоторые племена башкир и ногайцев, собирал дань и именовался «ханом казахов и ногаев». С южными соседями кыргызами были такие отношения, что историки именуют его «ханом казахским и кыргызским».

Хакназар принял участие в войне Абдаллаха с Баба-султаном.

В конце 1579 г Баба-султан приказал убить прибывших для переговоро 2 сыновей Хакназара. В 1580 г Хакназар погиб.

 

III группа:

Задание: Внешняя политика хана Тауекеля.

В конце 16 в было овладение присырдарьинскими городами и борьба с сиб.ханом Кучумом.

Как передает Хафиз-и-Таныш, Тауекел удалившись в 1583 г в Степь, сделался врагом Абдаллаха и нападал на его владения.

Желая заручиться поддержкой России в борьбе с Абдаллахом, Тауекел направил в 1594 г в Москву посла Кулмухаммеда. Целью было освободить из плена султана Ораз-Мухаммеда, заключить военный союз с Московсим гос-ом, добиться «огненного бою»- оружия.

Казахи пытались заключить военный союз и с персидским щахом для борьбы против Бухары.

 

IV группа:

Задание: Внешняя политика хана Есима.

Заключил перемирие с Бухарой. На рубеже 16-17 вв весь Присырдарьинский регион с г.Ташкент,Туркестан, Сыгнак, Сузак перешел под управление каз.хана. Хан Бухары расторг договор о мире и начал новые походы на каз.земли. новый и заключительный этап войны за Присырдарьинский регион длился более 20 лет 1603-1624 гг.  произошло 7 крупных сражений, преимущество было на стороне казахов.

Осенью 1603 г бухарцы выступили из Самарканда в направлении Ташкента. Казахско-кыргызское войско в местности Айгыр-Жар разгромило бухарцев.

В 1621-24 г было несколько сражений, результатом было полный разгром бухарцев.

Ставка Есим хана г.Туркестан.

В конце 16 в племена ойратов продвинулись на запад и с начала 17 в начали совершать набеги.

 

 

 

IV.Задание на интерактивной доске:

«Историческое колесо»

 

 

V.Задание на интерактивной доске:

«Исторический диктант».

 

 

VI.Задание на интерактивной доске:

«Вопрос-ответ».

 

 

 

VII.Выполнение суммативной работы по истории Казахского ханства.

 

 

 

1 вариант:

1. Какие объективные факторы стали главными условиями формирования собственно казахской государственности?
А) Укрепление экономических связей.
В) Культурные связи.
С) Общественно политические связи.
D) Единство языкового общения.
Е) Все вышеперечисленные факторы.

2. В каком году Абулхайр-хан потерпел жестокое поражение от ойратов, заключив с ними на тяжелых для него условиях мир?
А) 1430 г.
В) 1551 г.
С) 1417 г.
D) 1457 г.
Е) 1455 г.

3. В каком году наступила смерть Абулхайр-хана и произошел распад его государства?
А) 1460 г.
В) 1468 г.
С) 1455 г.
D) 1472 г.
Е) 1502 г.

4. Каковы были основные причины, побудившие казахских ханов в первые же годы после создания Казахского ханства в 1465-1466 гг. вести борьбу за присырдарьинские города и Туркестан в целом?
А) Стремление ханов Джаныбека и Гирея утвердить права на эти земли, являвшиеся для них наследственными.
В) Экономическое и стратегическое значение данного региона
С) Присырдарьинские города были важными центрами торгово-экономических связей для населения степных регионов.
D) Присырдарьинские города могли служить превосходными для своего времени крепостями и могли выдержать длительную осаду.
Е) Все вышеперечисленные причины.

5. При каком из ханов Казахское ханство достигло наибольшего могущества в первой четверти 16 века?
А) Бурундук-хан (сын Гирея).
В) Касым-хан (сын Джаныбека).
С) Хан Гирей.
D) Хан Джанибек.
Е) Махмуд-султан (сын Джанибека)

6. В каком году Мухаммад Шайбани вновь попытался захватить город Сыгнак, но потерпел сокрушительное поражение от войск Касыма, а узбеки бежали в Самарканд?
А) 1508 г.
В) 1515 г.
С) 1534 г.
D) 1517 г.
Е) 1510 г.

 

2 вариант:

1. Во второй трети 16 века казахские ханы в союзе с киргизами активизировали борьбу с могулами и ойратами, а также вступили в сложные взаимоотношения с ногайцами, башкирами и татарами. Кто из видных казахских ханов возглавил эту борьбу?
А) Касым-хан.
В) Джанибек-хан.
С) Гирей-хан.
D) Мамаш-хан (преемник Касыма).

Е) Хакназар хан.

2. Конкретный ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием двух государств, в которых усиливалось экономическое могущество кочевой знати. Укажите эти государства:
А) Ногайская Орда и Мавераннахр.
В) Могулистан и государство Хайду.
С) Ак Орда и Сибирское ханство.
D) Ханство Абулхаира и Могулистан.
Е) Мавераннахр и ханство Абулхаира.

3. В каком году хан Касым захватил город Сайрам?
А) В 1510 г.
В) В 1513 году.
С) В 1512 году.
D) В 1511 году.
Е) В 1514 году.

4. При каком казахском хане численность населения ханства определялась современниками в 1 миллион человек?
А) При хане Джанибеке.
В) При хане Бурундуке.
С) При хане Тауке.
D) При хане Мамаше.
Е) При хане Касыме.

5. Для противостояния сибирскому хану Кучуму Хакназар вступил в союз:
А) С Могульским ханом Саид-султаном.
В) С узбекским ханом Абдаллахом.
С) С Хунтайджи Бошакту.
D) С крупным феодалом Баба-султаном.
Е) С русским царем Иваном Грозным.

6. В 1598 г. умер Тауекель-хан. Причиной смерти послужило тяжелое ранение при осаде города:
А) Ургенча.
В) Кашгара.
С) Самарканда.
D) Джента.
Е) Бухары.

VIII.После решения теста ученики смотрят дешифратор и читают зашифрованное слово.

№ вопроса A B C D E
1 С П Т Ф Р
2 Л К У О Ь
3 Ы Д М Б Ю
4 Я Ц Е К И
5 Ч Н Ш Щ З
6 Х Ж У Ф А

 

На интерактивной доске слайд с зашифрованным словом:

 

 

Подведение итогов.

1.В чем я испытывал(а) затруднения?

2.Все задания я выполнил(а) на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

 

 

1.Учащиеся смотрят видеоролик, делают выводы, делятся мнениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание на опережение для ученицы Ким Карины.

 

2.Учащиеся делятся на группы и получают задания учителя.

 

3.Учащиеся составляют опорные схемы соответственно своим заданиям.

 

 

 

4.Учащиеся выбирают спикера от команды.

 

5.Ученики, используя метод «Светофор», сигнализируют все ли им было понятно в ходе выступления спикеров команд.

6. Группа экспертов оценивает согласно критериям выступления спикеров.

 

 

 

7.Учащиеся выполняют задание по методу «Третий лишний»

1 группа:

Касым хан- образование ханства-сын Жаныбек хана

 

2 группа:

Хан Хакназар-сын Касым хана- основатель Казахского ханства

3 группа:

Хан Тауекель-смутное время- пленил Баба-султана

4 группа:

Хан Есим- население более 1 млн.человек- мятеж Турсуна

 

5 группа экспертов слушает, что определили группы третьим лишним, оценивает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выходят к доске, выполняют задание, выбирают правильные ответы из предложенных вариантов.

 

 

 

Учащиеся вставляют в пропущенные места предложенные варианты ответов.

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы открытого типа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся решают тесты за компьютерами, получают оценку.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы и критерии оценивания:

1 вариант

1E

2D

3B

4E

5B

6E

 

6 ответов правильно- оценка «5»

4-5 ответов правильно- оценка «4»

3 ответа правильно- оценка «3»

1-2 ответа правильно- оценка «2»

 

 

Ответы и критерии оценивания:

2 вариант

1E

2D

3B

4E

5B

6E

 

6 ответов правильно- оценка «5»

4-5 ответов правильно- оценка «4»

3 ответа правильно- оценка «3»

1-2 ответа правильно- оценка «2»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При условии правильного решения теста ученики смогут прочитать зашифрованное слово «Родина».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся заполняют рефлексивный дневник, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики свое эмоциональное состояние по окончании урока пишут на стикерах и клеят на дерево. Метод «Две звезды, одно пожелание»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формативное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Суммативное