СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСТАПА И АНДРИЯ. СУДЬБА ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ И НАРОДНАЯ В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ТАРАС БУЛЬБА».

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСТАПА И АНДРИЯ. СУДЬБА ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ И НАРОДНАЯ В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ТАРАС БУЛЬБА».

 

Цели и задачи урока:

 

  1. Рассмотреть нравственную основу человеческого единства: вера, патриотизм, товарищество. Отметить причину предательства Андрия-воина, показать глубину самоотверженности Остапа-воина, Тараса Бульбы, их верность Родине.
  2. Развивать умения работать с текстом, подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль. Развивать чувство национального самосознания, веры и гуманизма. Развивать интерес к традициям и обычаям народов мира.
  3. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма. Стимулировать интерес к изучению истории мира.

 

Педагогическая технология:  БиС.

 

Тип урока:  Устный урок – 1.

 

Ожидаемый результат:  качество знаний < 63%

 

Ход урока:

 

Содержание урока Работа по МПМ Время
1 Организационный момент.   1 минута
2  Сообщение темы и цели урока, ожидаемого результата.

 

  1 минута
3 Проверка домашнего задания.

 

Перекрёстный опрос.

 

1. В какой сборник Н.В.Гоголя входит повесть «Тарас Бульба» ? (Миргород)

2. Назовите главную тему повести. (История семьи Тараса Бульбы, борьба украинского народа с полками)

3. Что в повести Н.В.Гоголь называет «своевольной республикой, откуда разливается воля и козачество на всю Украйну?» (Запорожеская Сечь)

4. Определите жанр произведения? (героико-историческая повесть)

5. Откуда вернулись сыновья Тараса Бульбы? (Из бурсу, они закончили училище)

6. Как встретил Тарас Бульба своих сыновей? (он смеялся над одеждой своих сыновей)

7. Зачем Тарас Бульба стал биться с Остапом на кулаках? (Тарс хотел убедиться в том, насколько сильны его сыновья)

8. Куда Тарас  хотел отправить своих сыновей? Для чего? (В Запорожскую Сечь, чтобы готовиться к бою)

9. Чьи это слова: «Смотрите, добрые люди: одурел старый! Совсем спятил с ума! Дети приехали домой, больше году их не видели, а он задумал на кулаки биться!» (Жены Тараса, матери его сыновей)

10. Сколько времени удалось погостить дома сыновьям Тараса перед отправкой в Запорожскую Сечь? (одну ночь)

11. Кто в повести «был одним из числа коренных старых полковников: весь был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой  своего нрава?» (Тарас Бульба)

12. Как изменилось настроение казаков, когда солнце облило степь своим «живительным, теплотворным светом?» (сердца их встрепенулись о они бросились бежать)

13. Кто является главным героем повести? (Тарас Бульба и его сыновья).

14. Дайте характеристику жене Тараса Бульбы. (Она была худощавая, бледная и добрая женщина).

15.С какой целью Тарас Бульба повёз своих сыновей в Запорожскую Сечь? (Он хотел, чтобы они учились воевать).

16. Как вы понимаете значение слова «батька»? (по-украински  — папа).

17. Скажите, что вам особенно понравилось и запомнилось в описании степи? (высокая трава, запах его, можно было скрыться в траве как в лесу…)

18.  Объясните значения слов «почеломкаемся», «поколочу». (поцелуемся, побью)

19.  Где жили казаки? (В низовьях Днепра).

20. Что такое Запорожская Сечь? (Это свободная республика).

1+ 4 минуты
4 Объяснение нового материала.

1. Опорные слова (14 слов)

 

Тарас Бульба

Андрий

Остап

Запорожская Сечь

Город Дубно

Героическая смерть

Казнь

Казаки

Любовь к Родине

 

2. Объяснение учителем новой темы.

                

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 

3. Учащиеся самостоятельно читают текст повести. (Страницы 80-86)

 

 

2+

 

 

10 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 минут

5  

Перекрёстный опрос

 

1. Какой проступок совершил Андрий? (предал родину, родных)

2. Узнай, кто это? «Впереди других понёсся витязь всех бойчее,  всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы… А между тем. Объятый пылом и жаром битвы… понёсся, как молодой борзой пёс, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае». (Андрий)

3. Объясните, за что Тарас Бульба убил своего младшего сына Андрия?  (Он предал Родину)

 4. Почему Андрий не произнёс ни слова. Стоя перед отцом? (Он его боялся)

5. Какие черты характера Тараса Бульбы проявились во главе «Тарас и Андрий»? ()

6. С чем Н.В.Гоголь  сравнивает  смертельно раненного Андрия? (как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву.)

7. «Чем бы не казак был? Станом высокий и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою!-пропал! Пропал бесславно, как подлая собака!»Чьи это слова?

8. Что случилось с Тарасом Бульбой и Остапом  в бою под городом Дубно? (Тараса ранили, Остапа взяли в плен.)

9. Куда отправился Тарас Бульба. Как только зажили его раны? (Он тайно пробрался во вражеский город)

10. Как вёл себя Остап перед казнью? (как герой самоотверженно, мужественно)

11. Почему в последнюю минуту жизни Остапу хотелось услышать голос отца? (он хотел увидеть отца)

12. Что чувствовал старый Тарас во время казни Остапа? Что выражали его слова «Добре. Сынку,добре!» (Он прощался с сыном)

13. «Выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему… кости…»- это портрет…?

14. Как Тарас мстил полякам за смерть Остапа?(Он сжигал их жилища)

15. Кто настиг казаков? (Потоцкий с пятью полками)

16. Где это случилось? (на берегу Днестра)

17. Какую казнь придумали для Тараса? (притянули его железными цепями к древесному стволу и гвоздём прибили ему руки и сожгли)

18. Очём думал Тарас бульба в последние минуты своей жизни? (Он думал о судьбе своих соотечественников)

19. В связи чьей смертью Н.В.Гоголь пишет: «Да разве найдутся на свете такие огни. Муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»? (смерть Тараса Бульбы)

20. Чем Тарас Бульба помог своим товарищам? (помог уйти от вражеской пули)

3+ 4 минуты
6  

Критический опрос

 

1. События в повести «Тарас Бульба» разворачиваются в «девятнадцатом веке», когда «бранным племенем объявился древле мирный «славянский дух» (нет, в тяжёлом 15 веке)

2. Тарас Бульба не любил свою Родину. (нет, он был готов отдать жизнь за неё)

3. Тарас Бульба – сыноубийца? (нет, он любил своего сына. Но не смог простить измену Родины)

4. Андрий «упал лицом в грязь» (да, он ради полячки предал Отчизну.)

5. Перед смертью Андрий произнёс имя матери? (нет, имя полячки)

6. Остап до конца своей жизни был верен своей семье, своему народу, своей Родине. (Да)

7. последним желанием Остапа было: увидеть отца, услышать голос твёрдого мужа. (да)

8. Остап и Андрий воспитывались в разных семьях, в разной социальной среде? (нет)

9. Поведение Остапа в бою отличается от поведения Андрия? (Да)

10. Андрий был счастлив в личной жизни? (Нет, если человек пытается достигнутьего такой роковой жертвой, как измена родине.)

11. Воспитанные под родительской крышей, учившиеся в одной и той же бурсе, Остап и Андрий отличились разностью характеров и взглядов на жизнь? (Да)

12. Остап не является мужественным и стойким воином? (нет, является)

13. Один из сыновей Тараса погиб как народный герой, а второй – «пропал бесславно. Как подлая собака?»(Да.)

14. Гоголь для изображения характеров Остапа и Андрия использует такие средства,  как портрет, монолог, диалог, авторская характеристика, оценка их другими персонажами? (да)

15. Именно в Остапе, Тарасе и других запорожцах воплотилась мечта писателя о великом служении общему делу. (Да.)

16. Тараса Бульбу сожгли на костре за то, что он предал свою Родину? (Нет, он умер защищая свою Родину.)

17. Последние слова Тараса Бульбы: «Прощайте, товарищи! Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь, да хорошенько погуляйте!..»(Да.)

 18. Сердце старого Тараса встрепенулось при виде Остапа, которого вели на казнь. (да)

19. Остап не хотел слышать перед смертью рыданий слабой матери или безумных воплей супруги. (да)

20. Тараса не поймали бы вражеские воины, если бы не выпала его люлька с табаком?

4+ 4 минуты
7  

ТСЗ Тематический словарный запас (5 минут)

 

5+ 8 минут
8 Домашнее задание:

 

1. Подготовить пересказ главы «Тарас и Андрий», «Героическая смерть Остапа», «Казнь Тараса».

 

2. Сделать  сравнительный анализ образов Остапа и Андрия (письменно).

 

 

3. Написать сочинение на тему: «Настойчивость Остапа, умение подчинять себя главной цели и лёгкое отношение к жизни Андрия».

 

  2 минуты
9  

Итог урока по МПМ.

 

  2 минуты