Имена существительные. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

 

 

   Тема: Имена существительные.  Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Тип урока:     Объяснение нового материала.

Цели урока: — актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его признаках;

— дать понятие одушевленности  и неодушевленности имен существительных;

— развить творческую, речевую и мыслительную активность учащихся, интерес к предмету на основе языковых впечатлений, формирование языковой и коммуникативной компетентности учащихся.

— воспитывать в детях хорошие манеры.

Оборудование: раздаточный материал: карточки, сюжетные картинки.

на доске:  9 декабря. Классная работа.

ТСО: ИКТ (проектор, компьютер).

 

Ход урока

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

В такой прекрасный зимний день

Я очень рада встрече с вами,

Приступим же к работе поскорей,

Надеюсь, дружно справимся с заданиями.

  1. Проведём блиц турнир.

-Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату урока: 9 декабря. А место для темы урока оставьте пока свободным.

-Чем необычен сегодняшний день? (Учащиеся высказывают свои предположения).

Да, сегодня на нашем уроке присутствуют гости.

 

  1. Опрос.

Итак, первое задание, которое приготовила для вас — это снежный ком. Но он необычный, внутри него располагаются буквы. Ваша задача составить как можно больше слов, используя каждую букву всего один раз.

Пятиклассники составляют и зачитывают получившиеся слова.

— Слов какой части речи вы составили больше? (Существительных)

— Дайте определение имени существительному?

  1. — А какие признаки существительного спрятала зима в стихотворении:

Интересная часть речи

В русском языке живет:

Существительным зовется,

Всех по имени зовет.

Знает, кто — она, кто — он,

И число покажет,

Кто – живой, кто – неживой

Быстренько нам скажет.

Может измениться вдруг,

Обозначит все вокруг,

Будет в предложении

Главным, без сомнения.

Учащиеся находят признаки имени существительного. (Слайд 1-3)

 

— Распределим составленные нами слова по данным признакам: род, число, живой – неживой.

Школьники обозначают над словами род, число

 

— Остановимся на последнем признаке существительного:

КТО?                                             ЧТО?

(на доске прикреплены  карточки с вопросами)

-Имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО?, называются одушевленными

— Имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? – неодушевленными.

 

4.- Тема сегодняшнего урока – Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.       (запись темы в тетрадь.)

(Слайд 4)

5.Объяснение нового материала.

— Но для того, чтобы проверить, как вы поняли новую тему, выполним следующее задание: Распределите словарные слова, которые находятся на карточках, по принципу: одушевленные — к вопросу КТО?, неодушевленные — к вопросу ЧТО?

Кроме этого вставьте пропущенные орфограммы.

( ученики работают у доски по цепочке, распределяют слова по группам и вставляют маркером орфограммы (слова напечатаны); остальные делают записи в тетради). (Слайды 5-8)

 

  1. Словарная работа

 КТО?                                                 ЧТО?

Шофер                                             апельсин

Тренер                                                 вокзал

Космонавт                                            гербарий

Герой                                                   здоровье

Офицер                                              коллекция

Журналист                                            костюм

— Молодцы!

  1. Постоянные и непостоянные признаки имени существительного.

(Слайд 9).

  1. Задание: Запишите в два столбика. (Слайд 10).

9Задание: Замените одну букву в словах так, чтобы они отвечали на вопрос кто? (Слайд 11).

  1. 10. – Откройте учебники, выполним упражнение 202 (страница 88).
  2. 11. Слайд 12. Упражнение в образовании имён существительных . Запишите как можно больше имён существительных, которые называют людей по их профессиям. Одинаково ли образованы все эти существительные? Покажите графически. (Учащиеся выделяют суффикс).
  3. Слайд 13. Гимнастика для глаз.

Вы образовали имя существительное мечтатель, Подберите к нему слово синоним (фантазёр). Давайте мы с вами пофантазируем и отправимся путешествовать в бескрайний космос.

  1. Слайд 14-15. Приглашаю вас на страницы нашего учебника – страница 86, упражнение 198.

— Послушайте текст.

— О чём мы прочитали?

-О каких « хороших манерах» говорится в тексте? Согласны ли вы с автором?

— Как бы вы озаглавили текст?

-Выделите основную мысль текста.

— Какие книги о хороших манерах вы прочитали?

— Прочитайте первый абзац текста без имён существительных. Можно ли понять текст без имён существительных?

-Выпишите имена существительные.

— Разберите слово друг как часть речи.

  1. Работа с деформированными предложениями, учащиеся находят главные члены предложения.

-Составьте и запишите предложения. (Работа по вариантам).

— Проверьте себя.

15.Домашнее задание: Упражнение 204, 205 страница 89, правила повторите.

  1. Подведение итогов урока.(Учащиеся рассказывают правило «Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» на трёх языках.)

17.Запомните! Стихотворение Мухтара Шаханова о языках.

У любого человека

должны быть обязательно,

Кроме родителей,

четыре корня, как четыре матери:

родная земля,

родной язык,

родная культура,

родная история.

И все они-

В облике одной

собственной матери родной.

Когда любишь свой корень,

ценишь его,

понимаешь боль и любовь

всех и всего

приобретаешь такое же чувство

к другой земле,

к другому языку,

к другой культуре,

к другой истории.

 

— Ребята, молодцы, вы сегодня активно участвовали на уроке. Наш сегодняшний урок мне хотелось бы закончить народной мудростью, в которой гласит « Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек».

18.Рефлексия.