Имена существительные. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Тема: Имена существительные. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Цели урока: — актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его признаках;
— дать понятие одушевленности и неодушевленности имен существительных;
— развить творческую, речевую и мыслительную активность учащихся, интерес к предмету на основе языковых впечатлений, формирование языковой и коммуникативной компетентности учащихся.
— воспитывать в детях хорошие манеры.
Оборудование: раздаточный материал: карточки, сюжетные картинки.
на доске: 9 декабря. Классная работа.
ТСО: ИКТ (проектор, компьютер).
Ход урока
- Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь.
В такой прекрасный зимний день
Я очень рада встрече с вами,
Приступим же к работе поскорей,
Надеюсь, дружно справимся с заданиями.
- Проведём блиц турнир.
-Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату урока: 9 декабря. А место для темы урока оставьте пока свободным.
-Чем необычен сегодняшний день? (Учащиеся высказывают свои предположения).
—Да, сегодня на нашем уроке присутствуют гости.
- Опрос.
Итак, первое задание, которое приготовила для вас — это снежный ком. Но он необычный, внутри него располагаются буквы. Ваша задача составить как можно больше слов, используя каждую букву всего один раз.
Пятиклассники составляют и зачитывают получившиеся слова.
— Слов какой части речи вы составили больше? (Существительных)
— Дайте определение имени существительному?
- — А какие признаки существительного спрятала зима в стихотворении:
Интересная часть речи
В русском языке живет:
Существительным зовется,
Всех по имени зовет.
Знает, кто — она, кто — он,
И число покажет,
Кто – живой, кто – неживой
Быстренько нам скажет.
Может измениться вдруг,
Обозначит все вокруг,
Будет в предложении
Главным, без сомнения.
Учащиеся находят признаки имени существительного. (Слайд 1-3)
— Распределим составленные нами слова по данным признакам: род, число, живой – неживой.
Школьники обозначают над словами род, число
— Остановимся на последнем признаке существительного:
КТО? ЧТО?
(на доске прикреплены карточки с вопросами)
-Имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО?, называются одушевленными
— Имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? – неодушевленными.
4.- Тема сегодняшнего урока – Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. (запись темы в тетрадь.)
(Слайд 4)
5.Объяснение нового материала.
— Но для того, чтобы проверить, как вы поняли новую тему, выполним следующее задание: Распределите словарные слова, которые находятся на карточках, по принципу: одушевленные — к вопросу КТО?, неодушевленные — к вопросу ЧТО?
Кроме этого вставьте пропущенные орфограммы.
( ученики работают у доски по цепочке, распределяют слова по группам и вставляют маркером орфограммы (слова напечатаны); остальные делают записи в тетради). (Слайды 5-8)
- Словарная работа
КТО? ЧТО?
Шофер апельсин
Тренер вокзал
Космонавт гербарий
Герой здоровье
Офицер коллекция
Журналист костюм
— Молодцы!
- Постоянные и непостоянные признаки имени существительного.
(Слайд 9).
- Задание: Запишите в два столбика. (Слайд 10).
9Задание: Замените одну букву в словах так, чтобы они отвечали на вопрос кто? (Слайд 11).
- 10. – Откройте учебники, выполним упражнение 202 (страница 88).
- 11. Слайд 12. Упражнение в образовании имён существительных . Запишите как можно больше имён существительных, которые называют людей по их профессиям. Одинаково ли образованы все эти существительные? Покажите графически. (Учащиеся выделяют суффикс).
- Слайд 13. Гимнастика для глаз.
Вы образовали имя существительное мечтатель, Подберите к нему слово синоним (фантазёр). Давайте мы с вами пофантазируем и отправимся путешествовать в бескрайний космос.
- Слайд 14-15. Приглашаю вас на страницы нашего учебника – страница 86, упражнение 198.
— Послушайте текст.
— О чём мы прочитали?
-О каких « хороших манерах» говорится в тексте? Согласны ли вы с автором?
— Как бы вы озаглавили текст?
-Выделите основную мысль текста.
— Какие книги о хороших манерах вы прочитали?
— Прочитайте первый абзац текста без имён существительных. Можно ли понять текст без имён существительных?
-Выпишите имена существительные.
— Разберите слово друг как часть речи.
- Работа с деформированными предложениями, учащиеся находят главные члены предложения.
-Составьте и запишите предложения. (Работа по вариантам).
— Проверьте себя.
15.Домашнее задание: Упражнение 204, 205 страница 89, правила повторите.
- Подведение итогов урока.(Учащиеся рассказывают правило «Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» на трёх языках.)
17.Запомните! Стихотворение Мухтара Шаханова о языках.
У любого человека
должны быть обязательно,
Кроме родителей,
четыре корня, как четыре матери:
родная земля,
родной язык,
родная культура,
родная история.
И все они-
В облике одной
собственной матери родной.
Когда любишь свой корень,
ценишь его,
понимаешь боль и любовь
всех и всего
приобретаешь такое же чувство
к другой земле,
к другому языку,
к другой культуре,
к другой истории.
— Ребята, молодцы, вы сегодня активно участвовали на уроке. Наш сегодняшний урок мне хотелось бы закончить народной мудростью, в которой гласит « Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек».
18.Рефлексия.